КТП литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
КТП литературное чтение 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 48.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старые Туймазы
Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Приложение к рабочей программе
«Утверждаю»
Директор школы
_________(Р.М. Хайдаров)
Пр. № ___ «____» _____2020г
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение»
начального общего образования
в 4 классе на 2020 – 2021 учебный год.
Количество часов всего 102 ч в год; в неделю 3 часа
Составила:
Ганиева Эльвира Гайсаровна
учитель начальных классов
2020 год
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс.
Л.Ф.Климанова «Школа России» - 102 часА,
3 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Этнокультурные особенности Республики Башкортостан | Примечание | |
План | Факт | ||||
| Летописи. Былины. Жития (7ч) | ||||
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. | 02.09 | 02.09 | |||
Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. | 03.09 | 04.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи-основные события Древней Руси.. | 05.09 | 08.09 | |||
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников. | 09.09 | 09.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
«Житие Сергия Радонежского» Детство и юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле. | 10.09 | 11.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Проект: «Создание календаря исторических событий». | 03.09 | 15.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Былины, летописи, сказания». | 05.09 | 16.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
| Чудесный мир классики ( 14ч) | ||||
А. Слонимский. «О Пушкине» Интонация стихотворения А.С. Пушкина «Няне». | 09.09 | 18.09 | Башкирские народные сказки | ||
Интонация стихотворений А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..» Словесное рисование картин. | 10.09 | 22.09 | |||
Мотивы народной сказки в литературной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». | 12.09 | 23.09 | |||
Характеристика героев сказки А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отношение автора к ним. | 16.09 | 25.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Составление плана сказки. | 17.09 | 29.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». Картины природы в стихотворении «Дары Терека». | 19.09 | 30.09 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. | 23.09 | 02.10 | |||
Главная мысль сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб». | 24.09 | 13.10 | |||
Характеристика героев сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб», отношение автора к ним. | 26.09 | 14.10 | Башкирские народные сказки | ||
С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». События рассказа Л. Толстого «Детство». | 30.09 | 16.10 | Башкирские народные сказки | ||
События рассказа Л. Толстого «Детство». | 01.10 | 20.10 | Башкирские народные сказки | ||
Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Мальчики». | 03.10 | 21.10 | Башкирские народные сказки | ||
Главные герои рассказа А.П. Чехов «Мальчики» - герои своего времени. | 14.10 | 23.10 | |||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Чудесный мир классики». | 15.10 | 27.10 | |||
| Поэтическая тетрадь (8ч) | 17.10 | 28.10 | ||
Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». К. Ушинский « Четыре желания». | 17.10 | 30.10 | |||
Средства художественной выразительности для создания картины природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева | 21.10 | 03.11 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Картины природы в лирических стихотворениях А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка». | 06.11 | 06.11 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». Передача настроения и чувства в стихотворении. | 10.11 | 10.11 | Башкирские поговорки и пословицы | ||
Ритм стихотворения И. С. Никитина «В синем небе…». | 11.11 | 11.11 | |||
Выразительное чтение стихов Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…» | 13.11 | 13.11 | |||
Картина осени в стихах И. А. Бунина «Листопад». Сравнения, эпитеты. | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Поэтическая тетрадь». | |||||
| Литературные сказки (13ч) | ||||
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Заглавие и главные герои литературной сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», деление текста на части. Составление плана сказки. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Особенности литературного жанра произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ. | Башкирские поговорки и пословицы | Дополнительная литература Гаршин «Сказка о жабе и розе». | |||
Герои литературного текста В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». | |||||
Диагностика усвоения прочитанного за I полугодие. | |||||
Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Герои художественного произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце», авторское отношение к ним. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Мотивы народных сказок в литературном тексте А.С. Аксакова «Аленький цветочек». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Тест. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Литературные сказки». | |||||
| Делу время – потехе час (7ч) | ||||
Нравственный смысл, жанр произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». | |||||
Инсценирование произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». | |||||
Особенности юмористического текста. В. Ю. Драгунский «Главные реки», авторское отношение к изображаемому. | |||||
Юмор в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Смысл заголовка произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Герои произведения В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Чтение по ролям. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час». | |||||
| Страна детства (7ч) | ||||
Особенности развития сюжета в рассказе Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | Башкирские народные сказки | ||||
Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения. | Башкирские народные сказки | ||||
Особенности развития событий: выстраивание их в тексте К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Башкирские народные сказки | ||||
Герои произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Башкирские народные сказки | ||||
Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | Башкирские народные сказки | ||||
Герои рассказа М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. | Башкирские народные сказки | ||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме: «Страна детства». | |||||
| Поэтическая тетрадь (3ч) | ||||
Развитие чувства в лирических стихах М. Цветаевой «Бежит тропинка…», «Наши царства». Тема детства. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Тема стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь». | |||||
| Природа и мы-12ч-(12ч) | ||||
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа. | |||||
Отношение человека к природе. Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
С. Есенин « Лебедушка». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
М. М. Пришвин «Выскочка», Характеристика героя на основе поступка. | |||||
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».Герои произведения о животных.М. | |||||
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения.. | |||||
Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. | Е. И. Чарушин «Кабан». | ||||
Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя на основе их поступков. | Башкирские поговорки и пословицы | Е. И. Чарушин «Кабан». | |||
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Природа и мы» | |||||
| Родина (7ч) | ||||
Знакомство с названием раздела «Родина» | |||||
Образ Родины в поэтическом тексте И.С. Никитина «Русь». Ритм стихотворения. | |||||
С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | |||||
Тема стихотворения А. В. Жигулина «О, Родина!...». Авторское отношение к изображаемому. | |||||
Поэтический вечер по теме «Родина» | |||||
Проект «Они защищали Родину». | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Родина». | |||||
| Страна Фантазия (6ч) | ||||
Знакомство с названием раздела «Страна Фантазия». | |||||
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Необычные герои фантастического жанра. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Особенности фантастического жанра. Кир Булычев «Путешествие Алисы». | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов. | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Страна фантазия». | |||||
| Зарубежная литература-15ч –(15 ) | ||||
Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература» | |||||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |||||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. | |||||
Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности характера героев. | |||||
Авторская сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», её особенности. | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Волшебство и его влияние на судьбы героев. | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | |||||
Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | |||||
Диагностика усвоения прочитанного за год. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности произведения. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. | Башкирские поговорки и пословицы | ||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков. | |||||
М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков. | |||||
Особенность сюжета произведения Сельмы Лагерлеф «Святая ночь». | |||||
Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа. | |||||
Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа. | |||||
Оценка достижений. Проверочная работа по теме «Зарубежная литература». | |||||
Итоговый урок. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПЕДМЕТУ«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ с.Мужиново на 2017-2018 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам начального образования.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение». Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.– М.: «Просвещение», 2011, разработана на основе УМК "Школа России" и ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса УМК «Школа России»
1.Литературное чтение.3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В Голованова и др.)-3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. –(Школа России).
2. КИМ. Литературное чтение. 3класс. /Сост. С.В.Кутявина. - М.: ВАКО, 2017 г.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
обогащение, представлений ребенка об окружающем мире.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Предметные
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
- Овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов.
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу.
- Умение пользоваться словарями и справочной литературой.
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
- Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
- Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
- Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
- Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В 4 классе согласно базисному плану на изучение литературного чтения отводится 119 часов в год ( 4,5ч в неделю).
Курс «Литературное чтение» по программе рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе). Но согласно базисному плану на изучение литературного чтения отводится 119 часов в год ( 4,5ч в неделю за счет
В авторскую программу изменения внесены.
В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением расписания с праздничными днями, днями здоровья, каникулярными днями и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Поэтому некоторые темы могут быть объединены для изучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4 КЛАСС
№ | Тема | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1ч | 1ч |
2 | Летописи, былины, жития | 11ч | 9ч |
3 | Чудесный мир классики | 22ч | 19 |
4 | Поэтическая тетрадь | 12ч | 8 |
5 | Литературные сказки | 16ч | 15 |
6 | Делу время-потехе час | 9ч | 8 |
7 | Страна детства | 8ч | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь | 5ч | 5 |
9 | Природа и мы | 12ч | 12 |
10 | Поэтическая тетрадь | 8ч | 7 |
11 | Родина | 8ч | 7 |
12 | Страна Фантазия | 7ч | 6 |
14 | Зарубежная литература | 15ч | 15 |
ИТОГО 136 | 119 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....