КТП литературное чтение 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

КТП литературное чтение 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_literaturnoe_chtenie_4_klass.docx48.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа с. Старые Туймазы

Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Приложение к рабочей программе

«Утверждаю»

Директор школы

_________(Р.М. Хайдаров)

Пр. № ___ «____» _____2020г

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Литературное чтение»

начального общего образования

в 4 классе на 2020 – 2021 учебный год.

Количество часов всего 102 ч в год; в неделю 3 часа

                                                                                                                                                             Составила:

                                                                                                                                                                                   Ганиева Эльвира Гайсаровна

                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов

 

2020 год

Календарно-тематическое планирование по  учебному предмету «Литературное чтение» 4 класс.

Л.Ф.Климанова «Школа России» - 102 часА,

3 часа в неделю

 

№ п/п

Тема урока

Дата

проведения

Этнокультурные особенности Республики Башкортостан

Примечание

План

Факт

 

Летописи. Былины. Жития  (7ч)

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины.

02.09

02.09

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение  поэтического и прозаического текстов.  

03.09

04.09

Башкирские  поговорки и пословицы

Из летописи  «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи-основные события Древней Руси..

05.09

08.09

Из летописи  «И вспомнил Олег коня своего». Сравнение текста летописи и исторических источников.

09.09

09.09

Башкирские  поговорки и пословицы

«Житие Сергия  Радонежского» Детство и юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле.

10.09

11.09

Башкирские  поговорки и пословицы

Проект: «Создание календаря исторических событий».

03.09

15.09

Башкирские  поговорки и пословицы

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Былины, летописи, сказания».

05.09

16.09

Башкирские  поговорки и пословицы

 

Чудесный мир классики ( 14ч)

А. Слонимский. «О Пушкине» Интонация стихотворения А.С. Пушкина «Няне».

09.09

18.09

Башкирские народные сказки

Интонация стихотворений  А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..» Словесное рисование картин.  

10.09

22.09

Мотивы народной сказки в литературной. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

12.09

23.09

Характеристика героев сказки А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», отношение автора  к ним.

16.09

25.09

Башкирские  поговорки и пословицы

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Составление плана сказки.

17.09

29.09

Башкирские  поговорки и пословицы

А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». Картины природы в стихотворении «Дары Терека».

19.09

30.09

Башкирские  поговорки и пословицы

М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

23.09

02.10

Главная мысль сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб».

24.09

13.10

Характеристика героев  сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»,  отношение автора  к ним.

26.09

14.10

Башкирские народные сказки

С. Толстой. «Как я увидел Льва Николаевича». События рассказа Л. Толстого  «Детство».

30.09

16.10

Башкирские народные сказки

События рассказа Л. Толстого  «Детство».

01.10

20.10

Башкирские народные сказки

Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

03.10

21.10

Башкирские народные сказки

Главные герои рассказа А.П. Чехов «Мальчики» - герои своего времени.

14.10

23.10

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Чудесный мир классики».

15.10

27.10

 

Поэтическая тетрадь (8ч)

17.10

28.10

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». К. Ушинский « Четыре желания».

17.10

30.10

Средства  художественной выразительности для создания картины природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева  

21.10

03.11

Башкирские  поговорки и пословицы

Картины природы в  лирических стихотворениях А. А. Фета «Весенний дождь», «Бабочка».

06.11

06.11

Башкирские  поговорки и пословицы

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот». Передача настроения и чувства в стихотворении.

10.11

10.11

Башкирские  поговорки и пословицы

Ритм стихотворения  И. С. Никитина «В синем небе…».

11.11

11.11

Выразительное чтение  стихов Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…»

13.11

13.11

Картина осени в стихах И. А. Бунина  «Листопад». Сравнения, эпитеты. 

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме: «Поэтическая тетрадь».

 

Литературные сказки (13ч)

В. Ф. Одоевский  «Городок в табакерке». Особенности  литературного жанра.

Башкирские  поговорки и пословицы

Заглавие и главные герои литературной сказки  В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Башкирские  поговорки и пословицы

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», деление текста на части. Составление плана сказки.

Башкирские  поговорки и пословицы

Особенности литературного жанра произведения В. М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе». Сказка или рассказ.

Башкирские  поговорки и пословицы

Дополнительная литература Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Герои литературного текста  В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе».

Диагностика усвоения прочитанного за I полугодие.

Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Башкирские  поговорки и пословицы

Мотивы народных сказок в авторском тексте  П. П. Бажова «Серебряное копытце».

Башкирские  поговорки и пословицы

Герои художественного произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце», авторское отношение к ним.

Башкирские  поговорки и пословицы

Мотивы народных сказок  в литературном тексте А.С. Аксакова «Аленький цветочек».

Башкирские  поговорки и пословицы

А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Тест.

Башкирские  поговорки и пословицы

А.С. Аксакова «Аленький цветочек». Деление  текста на части. Составление плана.

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Литературные сказки».

 

Делу время – потехе час (7ч)

Нравственный смысл, жанр произведения Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Инсценирование произведения  Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Особенности юмористического текста. В. Ю. Драгунский «Главные реки», авторское отношение к изображаемому.

Юмор в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

Башкирские  поговорки и пословицы

Смысл заголовка   произведения  В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел».

Башкирские  поговорки и пословицы

Герои  произведения  В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел». Чтение по ролям.

Башкирские  поговорки и пословицы

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме: «Делу время – потехе час».

 

Страна детства (7ч)

Особенности развития сюжета в рассказе Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

Башкирские народные сказки

Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Герои произведения.

Башкирские народные сказки

Особенности развития событий: выстраивание их в тексте К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

Башкирские народные сказки

Герои  произведения К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

Башкирские народные сказки

Музыкальное сопровождение произведения К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

Башкирские народные сказки

Герои  рассказа М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана.

Башкирские народные сказки

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме: «Страна детства».

 

Поэтическая тетрадь (3ч)

Развитие чувства в лирических стихах М. Цветаевой «Бежит тропинка…», «Наши царства». Тема детства.

Башкирские  поговорки и пословицы

Тема стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом произведении.

Башкирские  поговорки и пословицы

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Поэтическая тетрадь».

 

Природа и мы-12ч-(12ч)

Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка. Подготовка выборочного пересказа.

Отношение человека к природе. Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш».

Башкирские  поговорки и пословицы

С. Есенин « Лебедушка».

Башкирские  поговорки и пословицы

М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

Башкирские  поговорки и пословицы

М. М. Пришвин «Выскочка», Характеристика героя на основе поступка.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька».Герои произведения о животных.М.

А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения..

Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения.

Е. И. Чарушин «Кабан».

Е. И. Чарушин «Кабан». Характеристика героя на основе их поступков.

Башкирские  поговорки и пословицы

Е. И. Чарушин «Кабан».

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части, составление плана.

Башкирские  поговорки и пословицы

В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме  «Природа и мы»

 

Родина  (7ч)

Знакомство с названием раздела «Родина»

Образ Родины в поэтическом тексте  И.С. Никитина «Русь». Ритм стихотворения.

С. С. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

Тема стихотворения  А. В. Жигулина  «О, Родина!...». Авторское отношение к изображаемому.

Поэтический вечер по теме «Родина»

Проект «Они защищали Родину».

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Родина».

 

Страна Фантазия (6ч)

Знакомство с названием раздела «Страна Фантазия».

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.

Башкирские  поговорки и пословицы

Необычные герои фантастического жанра. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».

Башкирские  поговорки и пословицы

Особенности фантастического жанра. Кир Булычев «Путешествие Алисы».

Башкирские  поговорки и пословицы

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев  фантастических рассказов.

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Страна фантазия».

 

Зарубежная литература-15ч –(15 )

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особенности  характера героев.

Авторская сказка Г. Х. Андерсена «Русалочка», её особенности.

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». Волшебство и его влияние на судьбы героев.

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

Г. Х. Андерсен  «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

Диагностика усвоения прочитанного за год.

Башкирские  поговорки и пословицы

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности произведения.

Башкирские  поговорки и пословицы

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

Башкирские  поговорки и пословицы

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев и их поступков.

Особенность сюжета произведения Сельмы Лагерлеф «Святая ночь».

Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа.

Сельма Лагерлеф «В Назарете». Основная мысль рассказа.

Оценка достижений.  Проверочная работа по теме «Зарубежная литература».

Итоговый урок.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ПЕДМЕТУ«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ с.Мужиново на 2017-2018 учебный год, в соответствии с требованиями к результатам начального образования.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Литературное чтение». Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого и др.– М.: «Просвещение», 2011, разработана на основе УМК "Школа России" и ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса УМК «Школа России»

1.Литературное чтение.3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,М.В Голованова и др.)-3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. –(Школа России).

2. КИМ. Литературное чтение. 3класс. /Сост. С.В.Кутявина. - М.: ВАКО, 2017 г. 

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  • формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  • развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  • обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  • обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

обогащение, представлений ребенка об окружающем мире. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Предметные

  1. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  2. Овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения.
  3. Овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов.
  4. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
  5. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  6. Умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу.
  7. Умение пользоваться словарями и справочной литературой.
  8. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений.
  9. Умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
  10. Умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Метапредметные

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Овладение способами решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.
  6. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.

  1. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  2. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
  3. Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  4. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
  5. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития.
  6. Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.
  7. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В 4 классе согласно базисному плану на изучение литературного чтения отводится 119 часов в год ( 4,5ч в неделю).

Курс «Литературное чтение» по программе  рассчитан на 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в классе). Но согласно базисному плану на изучение литературного чтения отводится 119 часов в год ( 4,5ч в неделю за счет

В авторскую программу изменения внесены.

В течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением расписания с праздничными днями, днями здоровья, каникулярными днями и другими особенностями функционирования образовательного учреждения. Поэтому некоторые темы могут быть объединены для изучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  4 КЛАСС

Тема

Авторская

программа

Рабочая

программа

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

2

Летописи, былины, жития

11ч

3

Чудесный мир классики

22ч

19

4

Поэтическая тетрадь

12ч

8

5

Литературные сказки

16ч

15

6

Делу время-потехе час

8

7

Страна детства

8

8

Поэтическая тетрадь

5

9

Природа и мы

12ч

12

10

Поэтическая тетрадь

7

11

Родина

7

12

Страна Фантазия

6

14

Зарубежная литература

15ч

15

ИТОГО                                            136

119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...