Знакомство с творчеством Е.Чарушина
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Знакомство ребят вторых классов с творчеством автора Е.Чарушина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Е.Чарушин «Страшный рассказ»

Тип урока: урок освоения новых знаний -

Цель: развитие умения работы над художественным текстом.

Задачи:

  • познакомить детей с творческой биографией и произведением Е.И. Чарушина;
  • развивать навыки чтения, связную монологическую речь учащихся;
  • развивать умение анализировать и прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • содействовать развитию коммуникативной компетенции учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Методы обучения:

1. По виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками).

2. По виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: интерактивное и проекционное устройства, рисунки учащихся, сигнальные веера, карточки для рефлексии.

Средства обучения: Литературное чтение. 2 класс. презентация, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент(слайд 1)

 Уважаемые ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.

II. Речевая разминка.

И, как всегда, начнем урок с речевой разминки. (слайд 3)

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский

- познакомьтесь (прочитать глазками);

- прочитайте шепотом;

- прочитайте медленно;

- прочитайте быстро.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

3.1. - О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)

- Объясните лексическое значение этого слова.

- Какими предложениями насыщено стихотворение?

- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)

- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:

  • Кто в глуши твоей таится?
  • Что за зверь? Какая птица?

3.2. - Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете, когда выполните задание в группах.

- Возьмите карточки розового цвета. Приступайте к выполнению задания (семь групп по 4 человека разгадывают ребусы, в итоге у всех должно получиться слово ЕЖ или ЕЖИК). (слайд 4, приложение 1)

- Обоснуйте свое решение.

- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд 5)

3.3. - Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки голубого цвета.

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

- Обозначьте произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)

- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом 6)

- Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом 6) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)

3.4. - Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд 7)

- Познакомиться... (работа со слайдом 7(со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

- Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

- Проанализировать... (новое произведение).

IV. Работа по теме урока.

- Ну, а теперь, о жизни Евгения Чарушина. (слайд 8)

Биографические сведения о Е.Чарушине.

Евгений Иванович Чарушин вырос в семье архитектора. Отец много разъезжал и часто брал сына с собой. Поэтому первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по родному краю.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став писателем, облекал в точные и яркие образы.

Творческий путь он начинал с иллюстрирования книги В.В. Бианки. С равным искусством владел он карандашом, кистью и словом.

Анализ текста.

а) - В названии используется слово рассказ. (слайд 9) А что такое рассказ? (Рассказ – это повествование об отдельном событии из жизни человека)

- Что такое страх?

- Было ли вам когда-нибудь страшно?

- А теперь, давайте узнаем, что же произошло с нашим героем. (выключить проектор) Откройте учебник на странице 136.

б) Чтение произведения (учитель и хорошо читающие ученики).

- Действительно, произведение было страшным?

- А как бы вы озаглавили это произведение? (мой выбор – Случай на даче. Незваный гость. Ежик.)

- Почему же автор назвал его именно “Страшный рассказ”? (заинтересовать читателя)

в) Словарная работа.(включить проектор)

- В тексте встретилось слово “сени” и “чулан”.

- Объясните лексическое значение слов.

Сени - в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. ( слайд 10)

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе. (слайд 11)

- Что напугало ребят из рассказа? (шуршание и топот в комнате)

- А кто издавал эти звуки? Найдите в тексте. (кто-то)

V. Физминутка для глаз.

- Стоит ли бояться ежа?

Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной-
Ёжик добрый, а не злой.

- Именное он поможет провести нам физминутку для глазок (слайд 12)

- Прочитайте стихотворение.

- Не забудьте, сосчитать!

(Работа со слайдом 12)

- Сколько грибов совершили движение? (18)

(выключить проектор)

VI. Закрепление изученного.

- Мы немного отдохнули, а теперь вернемся к нашему произведению.

Работа с текстом.

- Почему мальчики остались одни? Найдите эти строки в тексте.

- Какое языковое средство использует автор? (диалог)

- Что такое диалог?

- Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? (два мальчика и автор). Подготовьте чтение в паре, а слова автора буду читать я.

- Какой группе удалось лучше передать переживания ребят?

- Ребята, ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето. Почему?

- Чему учит рассказ? (Уважать и беречь животных.) (включить проектор)

А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 13) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)

VII. Творческая деятельность.

Работа с иллюстрацией.

- Что способствует лучшему восприятию прочитанного? (иллюстрации)

- Какие строки из текста соотнесем с иллюстрацией?

- Изучая природу, Евгений Чарушин пытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах. А то, что не мог выразить словами, (слайд 14) ему помогали передавать кисти и краски.

- А как называется жанр в искусстве, который связан с изображением животных? (анималистический(работа со слайдом 14)

- Но мы тоже выступали с вами в роли художников-анималистов, (слайд 15) ( и открываю доску с работами учащихся, выполненными на уроке изобразительного искусства ранее).

- Посмотрите, как по-разному кистью и красками мы изобразили нашего героя.

- Расскажите еще раз об образе своего ежа: какой он? – но теперь с помощью слов в синквейне, над которым я предлагаю вам поработать в паре. (слайд 16 + приложение 3)

(В течение 1-2 минут работают в паре, затем заслушиваем 3-4 синквейна)

- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились.

- А чтобы подвести итог нашего урока, мы используем прием “Верно ли что...”

VIII. Подведение итогов урока.

Прием “Верно ли, что ...” (использование сигнальных вееров) (слайд 17; работа со слайдом 17)

  • что “Страшный рассказ” - это сказка?
  • что Евгений Чарушин был художником-анималистом?
  • что мы продолжим знакомство с героями произведения?

IX. Рефлексия. (слайд 18)

- Солнышко продолжает улыбаться нам. Оно приготовило для вас сюрприз-полянку: в ней частички солнышка. Если вам понравился урок, вам было интересно и комфортно покажите улыбку, если что-то не понравилось - улыбку огорчения, а если вам было совсем не интересно – улыбку грусти.(приложение 2)

X. Домашнее задание.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: (слайд 19)

  • страницы учебника 136-138 – читать;
  • составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.

По желанию:

  • подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки;
  • найти и прочитать русскую народную сказку “Пых”.

Говорю СПАСИБО за работу на уроке. (слайд 20)

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”

Л.Н. Толстой

“Филипок”

М.М. Пришвин

“Страшный рассказ”

И.Пивоварова

“Ребята и утята”

Е.И. Чарушин

“Жила-была собака...”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством детского писателя

Биография, твочество известного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака...

«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».

Цели урока:Познавательные:- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;- формировать у учащихся умение под...

Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4

Образовательные:Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина;Разучивание стихотворения С. А. Есенина «С добрым утром!», проверка ранее разученных стихотворенийРазвивающие...

Литературный круиз по творчеству Е. Чарушина «Я с книгой открываю мир природы»

Данное мероприятие помогает формировать интерес к детской литературе, расширять представление детей о мире природы, воспитывать уважительное отношение к животным....