Конспект занятия кружка «Литературное краеведение» Знакомство с творчеством писателей родного края: Александр Геннадьевич Чесноков «Мы шагаем по весне»
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Мадибраимова Анна Николаевна

Конспект занятия занкомит детей с творчеством поэта и писателя  Александра Чеснокова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhka_literaturnoe_kraevedenie.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23

г. Коврова Владимирской области

Конспект занятия кружка «Литературное краеведение»

Знакомство с творчеством писателей родного края:

Александр Геннадьевич Чесноков

«Мы шагаем по весне»

Мадибраимова Анна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №23

Ковров

2013


Тема: Мы шагаем по весне.

Цель занятия: создание педагогических условий  для духовно-нравственного воспитания учащихся через развитие интереса к литературному наследию родного края.

Планируемые результаты:

Личностные

-проявление навыков сотрудничества; заинтересованность в расширении и получении новых знаний;

Предметные

-знакомство с творчеством ковровского поэта и писателя Чеснокова А.Г.; расширение знаний учащихся о весенних явлениях родного края на материале книг Чеснокова А.Г.;

Метапредметные

- умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свою учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, дорогие ребята, гости, родители. Мы рады снова видеть вас на занятии кружка литературное краеведение.

  1. Стадия «Вызов»

-Откроют  наше занятие ученицы 1 – б класса. Стихотворение А.Г.Чеснокова «Зелёный шум».

-Как вы думаете, что такое зелёный шум? (2-3 ответа детей)

-Послушайте, как об этом явлении пишет А.Г.Чесноков  в книге «Времена года. Зима и весна».

 «Зелёный шум -  так народ издавна называл приход весны. Почему шум? Да потому, что весна приходит с новыми звуками. Гудят южные ветры и несут тепло. Звенят ручьи, бегущие из-под снега. Шумит половодьем река. Птицы возвращаются из далёких стран и заводят песни. Наконец, начинает шуметь листва. Вот и получается весенний молодой Зелёный шум.»

-Сообщение темы занятия: Мы сегодня шагаем по весне с А.Г.Чесноковым.

-Актуализация знаний:

-В наших совместных проектах «Осенины» и «Зима» мы знакомились с произведениями А.Г.Чеснокова. Но о нём самом знаем не так уж много. Ребята подготовили для вас сообщения, послушаем их. (Работа ведётся по кластеру «Солнце», где на центральной части написаны ФИО писателя, лучи  - сообщения детей, учитель озвучивает ключевое слово каждого сообщения)

-Что мы узнали о писателе? Какова его заветная мечта?

-Обращение к выставке книг А.Г. Чеснокова из серии «Семейные уроки экологии».

-Рефлексия: Сегодня работаем по небольшим книжечкам. Из них мы узнаем о весенних явлениях  и приметах нашего края.

  1. Стадия «Осмысление»

Путешествие по марту

-Дети исполняют песню «Здравствуй, Родина моя» В. Орлов.

-Хороша весна, недаром её называют весна – красна. Но,  какая бы  ни была погода, главный признак весны – быстро растущий день.

-Становится много света. Когда природа отмечает праздник света? ( В марте)

-Весну на крыльях приносят нам грачи. Говорят, увидел грача - весну встречай.

-Стихотворение «Грачи» прочитают  ребята из 1-а класса.

-«Есть в наших лесах птица известная, солидная. Всё она делает основательно, размеренно и обдуманно».

-Стихотворение про эту птицу прочитают ученики 1-б класса. Кто же это? (Дятел)

-«А эту птицу в лесу не любят, вечно она ярким чёрно-белым платьем глаза мозолит и суёт свой длинный нос всюду. Но сегодня она прилетела с хорошими вестями».

-Стихотворение  про эту птицу прочитают ребята из 1-а. Кто же это?  (Сорока)

-Весной птицы подыскивают удобные местечки для гнёзд, чтобы потом вывести потомство. И человек может помочь им. А вот как, узнаем из стихотворения «Скворечник», которое прочитает ученица 1-б класса.

-Игра « Собери пазлы «Скворечник». Выставка детских работ.

Рефлексия: «Птички обязательно поселятся в таком удобном жилье. Будут  они петь и вредных насекомых по округе ловить».

-Музыкальная пауза. Прослушивание записи  лирической музыкальной пьесы «Весной» Э.Григ.

-Какие весенние звуки вы услышали в этом музыкальном произведении?

-А.Г.Чесноков рассказал об этом в своём стихотворении «Капель».

«Капают мартовские капели с крыш, сочатся осевшие от тепла сугробы. Пахнет в воздухе талым снегом да вешними водами. Собираются вешние воды в ручейки, сливаются в шумливые потоки, наполняют до краёв ямы, овраги, долины. Наступает пора половодья. Обычно это бывает у нас в начале апреля.

Рефлексия: Итак, март – это праздник света. Какой праздник отмечает природа в следующем месяце апреле? ( Апрель- праздник воды)

Путешествие по апрелю

-Вот как написал А.Г.Чесноков в своей книжке «Времена года»: «Капелька по капельке собираются тучки. Плавают они по небу, толстеют, тяжелеют. А потом не выдерживают и проливаются на землю дождём»

-Музыкальная пауза. Исполнение учениками песни  «Капельки» слова Э. Богдановой, музыка В. Павленко.

-Стихотворение «Дождь» прочитают ученики 1 –б класса.

-И наступает пора половодья, ребята из 1-а прочитают стихотворение «Половодье».

-« Вешние воды наполняют реки и взламывают на них  лёд. Около середины апреля начинается ледоход». Об этом явлении нам расскажут ученики 1-б класса.

-Страдают от весеннего льда заядлые рыбаки. Но рады они приходу весны, т.к. рыбы становится больше. Самая крупная рыба в наших реках – это сом. Стихотворение прочитает ученица 1-а класса.

-«Эта рыбка умеет постоять за себя, поэтому её уважают не только обитатели реки, но и рыбаки» Стихотворение «Ёрш» прочитает ученик 1-б класса.

-Вода напоила землю, и появляются первые цветы и травы. «Странное имя у этой травы. Назвали её так из-за удивительных листьев. Сверху они тёмно-зелёные и гладкие, а снизу светло-зелёные с крошечными волосками». Что это за растение? Стихотворение о нём прочитают ученики 1- а класса.

-А вот ещё удивительный цветок, который не боится мороза. Стихотворение «Перелеска» представят ученики 1-б класса.

-Музыкальная пауза. Прослушивание записи музыкального произведения. Шопен Ф. «Весенний вальс. Мелодия рая»

-Рефлексия: Заканчивается апрель, и наступает следующий месяц весны.

Путешествие по маю

Вот как о нём пишет А.Г.Чесноков.

«Май – ворота в лето. Погода становится совсем уже тёплой. Светает рано, а темнеет поздно. Леса и парки становятся совершенно зелёными. Сады белым-белы от цвета фруктовых деревьев. Птичьи песни слышны и днём и ночью».

-Какой праздник отмечает природа в мае?  ( Праздник цвета)

-Травы, кустарники и деревья дарят нам зелёный цвет. А вот черёмуха во время цветения украшает себя белоснежной накидкой. С цветение этого растения связана народная примета. О ней мы узнаем из стихотворения «Черёмуха». Читают ученики 1-б класса.

-А есть дерево в наших краях, которое весной плачет. Про него нам расскажет ученица 1 –б класса.

-Как называется это дерево?  (Берёза)  

- Очень хочет дружить с берёзой майский жук. О нём нам расскажет ученик 1-а класса.

-А на вырубках и в редколесье в мае хозяйничает удивительный гриб сморчок. Ребята из 1-б расскажут о нём.

- В прогретой майским солнцем земле прокладывают многочисленные ходы земляные червяки. Послушаем стихотворение, которое называется «Половинка червяка». Прочитают его ребята из 1- а класса.

-Растения тоже проявляют чудеса  изобретательности. Одуванчик, например, снабдил свои семена парашютиками, чтобы расселиться как можно дальше. О нём нам расскажут ребята 1-б класса.

  1. Стадия «Итоговая рефлексия»

- Заканчивается наше путешествие по весне, много мы узнали, но ещё больше открытий нас ждёт впереди. В мае мы совершим новое заочное путешествие. Его тема -  «Ах, лето!»

-Музыкальная пауза. Закончить наше занятие я предлагаю традиционной песней «Наш класс», слова и музыка В.Фадина.

Список использованной литературы и ресурсов интернета

  1. « Возвращение к детству»: статья  - Ковров, «Ковровская газета» №15 от  08.04.2010.
  2. Литературный Ковров: библиографический указатель - Ковров, 2002.
  3. Чесноков А.Г. «Семейные уроки экологии»: серия книг - Владимир: ООО «Домограф», 2000.
  4. http://sovmusic.ru/download.php?fname=zdravs17 
  5. http://www.audiopoisk.com/track/edvard-grig/mp3/vesnoi-6/ 
  6. http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=view_file&id=9756802 
  7. http://meta-music.ru/song/kapelki 
  8. http://pessimistov.net/foto/2987-kreativ-dlya-dyatlov-kormushki-skvorechniki-foto.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»

Конспект занятия кружка «Светлый образ» по ОПК в 1 классе. Тема занятия «Для чего добрые дела?»...

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

[Занятие 1] Конспект занятия кружка по русскому языку + презентация

Игры со звуками ХлопушкиЦель: учить ребёнка выделять заданный звук из слова.Ход игры: Воспитатель – Я назову цепочку слов, если ты услышишь в слове звук «а», хлопни в ладоши. Слушай и будь внимат...

Конспект занятия кружка "Мой край родной" (по истории Амурской области) по теме "Легенды, предания и сказки коренных народов Приамурья"

Конспект занятия кружка по истории Амурской области. Фольклор коренных народов Приамурья (Легенды, сказки)...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Великие русские писатели» УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о великих писателях, углубленное изучение биографии А. С. Пушкина.Планируемые результатыПредметные:знать средства художественной выразительности;узнать б...