«Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Цели урока:
Познавательные:
- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;
- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;
- пробуждать познавательную активность.
Развивающие:
- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);
- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.
- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;
- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;
- извлечение информации из текста на этапе вторичного анализа текста;
- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.
- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3kl_chtenie_k.balmont_i_a.pleshcheev.docx | 578.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Класс: 2
Учебник: литературное чтение, 1 часть.
Авторы учебников: Климанова, Горецкий.
УМК: « Школа России».
ТЕМА УРОКА : «Знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила».
Цели урока:
Познавательные:
- познакомить учащихся с произведениями К. Бальмонта и А.Плещеева;
- работать над выразительностью чтения и совершенствовать технику чтения;
- формировать у учащихся умение подтверждать свои ответы текстом из учебника;
- пробуждать познавательную активность.
Развивающие:
- формирование личностных УУД: осознание детьми в потребности чтения предложения (УУД смыслообразования);
- формирование регулятивных УУД: осознание цели чтения перед прочтением первичного и вторичного чтения; контроль и самоконтроль за правильностью чтения других учеников; рефлексивная оценка результатов деятельности на уроках чтения; рефлексивное осознание границ знания и незнания на этапе подготовительной беседы; действие коррекции, при исправлении своих или чужих ошибок в процессе чтения.
- формирование познавательных УУД: развитие мыслительной операции анализа при анализе художественных текстов;
- развитие логического УУД синтеза на этапе обобщающей беседы по произведению;
- извлечение информации из текста на этапе вторичного анализа текста;
- понимание идеи произведения на этапе первичного анализа стихотворения.
- формирование коммуникативных УУД: умение формировать свою точку зрения на этапах первичного и вторичного чтения, а также при обобщающей беседе; развитие грамотной, правильной речи при ответе на вопрос учителя; формирование воображения.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, умение чувствовать красоту слов; желание больше читать произведений писателей о природе.
Оборудование для учителя: учебник по литературному чтению 2 класс, презентация, музыкальные композиции.
План занятия:
- Организация класса. (5 мин).
- приветствие детей;
- эмоциональный настрой на урок;
- готовность детей к уроку;
- речевая разминка.
2. Проверка домашнего задания.( 6 мин)
3. Подготовительная работа. (10 мин).
- биография К.Бальмонта.
- биография А.Плещеева.
- словарная работа.
4. Первичный синтез стихотворения ( проверка общего понимания смысла произведения «Поспевает брусника»). (5 мин)
- первичный анализ произведения К.Бальмонта «Поспевает брусника».
5. Вторичное чтение стихотворения «Поспевает брусника»( 7 мин)
- вторичный анализ произведения «Поспевает брусника».
6. Биография А.Плещеева.
7. Первичный синтез стихотворения «Осень наступила» (5 мин).
- первичный анализ стихотворения.
8. Вторичное чтение стихотворения «Осень наступила».( 7 мин).
- вторичный анализ стихотворения.
9. Обобщающая беседа по тексту. (3 мин)
10. Рефлексия. (2 мин)
11. Домашнее задание. (1 мин).
Ход занятия:
- Организация класса.
У: здравствуйте, ребята!
( дети встают, приветствуют учителя)
У: с добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
У: ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения и хорошего дня.
( дети улыбаются друг другу).
У: дети, а сейчас давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду называть учебные принадлежности, а вы кладите раку на этот предмет. Итак, на уроке нам понадобится: учебник по литературному чтению, рабочая тетрадь, пенал, дневник.
Все готовы начать урок?
Д: да!
У: а начнем мы его с речевой разминки.
Упражнение для развития речевого аппарата, чистоговорки.( на презентации).
Та-та-та- у нас дома чистота;
Ты-ты-ты-сметану съели все коты;
Ат-ат-ат- берем с собою самокат.
Ор-ор-ор- подмели мы двор.
Вар-вар-вар-сегодня пили мы отвар.
Упражнения для интонации:( в презентации).
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
(Произнеси с чувством радости.
Произнеси с чувством огорчения.
Произнеси с чувством обиды.)
( спросить 2 ученика, чтобы они произнесли с чувством радости; 2 – чувство огорчения; 2 – с чувством обиды).
- Проверка домашнего задания.
У: ребята, какое домашнее задание вам было задано?
Д: читать стр. учебника 66-68. Выразительное чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной», Ф.Тютчева.
У: ребята, понравилось ли вам это стихотворение?
Д: да.
У: как вы поняли, о чем это стихотворение?
Д: стихотворение об осени, об ее дивной поре.
У: почему осень названа дивной порой? Зачитайся из текста.
Д: «весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера», «теперь уж пусто всё – простор везде, лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде», « и льётся чистая и теплая лазурь на отдыхающее поле».
У: как вы поняли, что такое значение слова «борозда»?
Д: углубление, которое остается от плуга при пахоте.
(Фото в презентации).
У: что вы почувствовали при прочтении этого стихотворения?
Д: спокойствие, грусть.
У: пожалуйста, кто готов нам прочитать стихотворение выразительно?
( дети поднимают руки).
У: Полина, читай. Все остальные молча слушают и не перебивают.
( ученица с места читает стихотворение).
Спросить 2-3 учеников.
Учитель оценивает чтение учеников.
- Подготовительная работа.
Задачи занятия:
- расширить знания о К.Бальмонте и А.Плещееве;
- познакомится с произведениями этих поэтов.
Подготовка к эмоционально-образному восприятию и пониманию стихотворения.
Тема осени в поэзии русских поэтов является неиссякаемым источником для впечатлений и глубоких чувств. И, пожалуй, нет такого русского писателя, который бы не упоминал в своих великих творениях об этой восхитительной поре.
Разные поэты всех веков чувствовали и описывали эту пору по-своему. Кому-то из них она кажется порой увядания, а кто-то, наоборот, не может налюбоваться кружащим в небесной синеве последним кленовым листом или чуть покрытыми инеем, прихваченными первым морозом увядающими цветами и травой. Восхищают даже тучи, нависающие над увядающими просторами, а обычный дождь кажется прощальными слезами осени по уходящим теплым летним дням.
У: ребята, сегодня на уроке с двумя поэтами, которые писали стихотворения об осени. Один из них – это К. Бальмонт. Посмотрите на его портрет.
( портрет писателя представлен в презентации).
Константин Дмитриевич родился 15 июня 1867 года, семье небогатого помещика ( это дворянин, владеющий поместьем). Он очень любил свою малую родину. Родители оказали на маленького Костю огромное влияние. Мать Бальмонта Вера Николаевна ввела будущего поэта в мир музыки, литературы, истории. Читать будущий поэт научился самостоятельно в пять лет, подсматривая за матерью, которая обучала грамоте старшего брата. Свои первые стихи поэт написал будучи десятилетним мальчиком. Бальмонт много читал, изучал языки и путешествовал. 23 декабря 1942 года Бальмонт умер от воспаления легких.
Д: любил свою Родину, писал стихотворения о природе, о Родине, рано научился читать.
Словарная работа (на этапе подготовительной беседы) по стихотворению К.Бальмонта.
У: чтобы у вас не возникало затруднений с пониманием стихотворения, давайте разберем с вами некоторые слова, которые могут вызвать у вас сомнения в процессе чтения.
- Брусника – это кустарник, который является вечнозеленым.
- Первичный анализ стихотворения (проверка общего понимания смысла стихотворения)
У: начнем с вами со стихотворения К.Бальмонта «Поспевает брусника». Ребята, первый раз я вам прочитаю стихотворение, а вы закройте глазки и постарайтесь представить себе данную картину.
(учитель читает стихотворение под мелодию).
Стихотворение «Поспевает брусника».
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
У: Понравилось ли вам стихотворение?
Д: да.
У: о чем это стихотворение?
Д: о наступлении осени.
У: Как меняется настроение автора с приходом осени?
Д: возникает чувство грусти.
У: как меняется природа осенью.
(дети отвечают, что запомнили)
У: Какие чувства испытали вы?
Д: испытали чувства грусти, одиночества, тоски.
У: Какие картины осени представили?
У: осенний лес, тишина, в небе слышен птиц, которые улетают в теплые страны; солнце слегка проглядывается через затянутое небо; в воздухе веет прохладой, холодом, возникает чувство одиночества и грусти.
- Вторичное чтение стихотворения.
У: ребята, а теперь прочитайте это стихотворение про себя, чтобы глубже понять и продумать его содержание. Как прочитаете, глазки поднимаем на меня. После прочтения приступаем к анализу стихотворения.
У: о чем говорится нам в этом стихотворении?
Д: о том, что природа готовится к наступлению холодов, осени.
У: найдите по тексту, настроение автора. Зачитайте эту строчку.
Д: «в сердце стало грустнее».
У: а из-за чего в сердце стало грустнее? найдите в тексте.
Д: поспевает брусника, стали дни холоднее, стаи птиц улетают, прочь, за синее море, все деревья блистают в разноцветном уборе, солнце реже смеется и тд.
У: а как вы поняли слово « благовонья» - «нет в цветах благовонья».
Д: приятный, ароматный запах.
У: о ком можно сказать «проснется и заплачет спросонья»?
Д: о природе. Этими словами поэт подчеркивает, что природа, словно живое существо, тоже тоскует по весенней поре. Она грустит по теплым летним денькам. Внутри нее всегда весна, как и в душе самого автора, который легко и без особых украшений говорит об осенней поре.
У: Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: печальная, радостная, тревожная?
Д: печальная.
У: какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
Д: настроение печали, уныния.
У: кто может прочитать стихотворение выразительно?
( один ученик читает выразительно с места).
Физкульминутка:
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Семь — успокоились совсем.
- Биография А.Плещеева.
У: ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним писателем, который тоже писал стихи про природу. Это Алексей Николаевич Плещеев.
( портрет в презентации).
У: Родился 4 декабря 1825 года в Костроме. Русский поэт-лирик. Природы у Плещеева одухотворена, полна жизни и красок. Человек, по мнению Плещеева, должен учиться у природы доброте и гармонии. Алексей Плещеев умер в 1893 г. в Париже, похоронен в Москве.
- Первичный синтез стихотворения (проверка общего понимания смысла стихотворения) «Осень наступила».
У: переходим к стихотворению А. Плещеева « Осень наступила». Закрываем глазки и слушаем, постарайтесь представить себе эту картину.
Стихотворение «Осень наступила».
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
Первичный анализ стихотворения «Осень наступила».
У: о чем это стихотворение?
Д: это стихотворение также про осень.
У: какое настроение у вас создают картинки природы, описанные поэтом?
Д: настроение грусти, печали.
У: как вы прочитаете это стихотворение? В быстром темпе, с радостью, с грустью, неторопливо?
Д: с грустью и неторопливо.
- Вторичное чтение стихотворения Плещеева.
У: прочитайте данное стихотворение про себя, как вы и сказали уже: с грустью и неторопливо.
У: подумайте, есть что-то общее в них? Какое настроение у вас вызвали эти стихотворения?
Д: настроение грусти, тоски и одиночества. Эти стихотворения связывает осенняя тема. А также и Бальмонт, и Тютчев в своих стихах олицетворили, оживили осень.
У: зачитайте из стихотворения «Осень наступила», как автор оживил осень, осеннюю природу.
( дети выбирают из текста ответ на вопрос и зачитывают).
У: как вы понимаете словосочетание «голые кусты»?
Д: кусты без листьев, одни веточки.
У: а что означает слово «оземь» - «оземь на полях»?
Д: Озимь – это, засеянное посевами озимых культур (ржи, пшеницы, ячменя )
(фото в презентации).
У: а есть ли различия между этими стихотворениями? Как вы думаете?
Д: есть. Если у Бальмонта осень только приближалась, природа только готовилась к ее приходу, то у Плещеева, наоборот, осень уже наступила.
У: подтвердите это по тексту.
Д: осень наступила, высохли цветы. У Бальмонта деревья блистают в разноцветном уборе, а у Плещеева – глядят уныло голые кусты.
У: в чем же еще есть отличие?
Д: у Бальмонта «солнце реже смеётся», а у Плещеева «туча небо кроет, солнце не блестит» и птички улетели в теплые края.
У: а теперь давайте поработаем в парах. Я вам включу музыкальную композицию, вы выберете один стих, который понравился вам больше всего и потренируетесь в парах выразительному чтению. Читайте друг другу правильно, с интонацией, выделяя голосом те слова, которые в большей степени передают нам состояние или настроение автора.
У: какая пара готова нам продемонстрировать, что у них получилось?
( дети читают стих. Сначала один, потом другой).
Учитель оценивает.
- Обобщающая беседа.
У: итак, ребята, с какими же поэтами мы познакомились сегодня на уроке?
Д: К.Бальмонт и А.Плещеев.
У: какое стихотворение Бальмонта мы разобрали сегодня?
Д: «Поспевает брусника».
У: А у А.Плещеева?
Д: «Осень наступила».
У: что же объединяет, связывает эти стихотворения?
Д: осенняя тема, настроение грусти, печали, одиночества.
У: а какие же различия мы с вами выделили?
Д: у Бальмонта осень только наступает, природа только готовится к осени, а у Плещеева осень уже наступила.
У: хорошо, молодцы! Понравились ли вам эти стихотворения?
Д: да!
- Домашнее задание.
У: открываем дневники и записываем домашнее задание: выучить любое стихотворение из данных двух, которое вам больше всего понравилось.
У: урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...».
Конспект урока Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Д. Бальмонта «Осень», А.Н. Плещеева «Осень наступила...» по программе "Школа России" 2 класс. К конспекту урока прилагается презен...
К.Д.Бальмонт "Поспевает брусника..."
Данная презентация составлена к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России». Презентация содержит портрет К.Бальмонта, словарную работу, речевую разминку, слайд- фильм. Рес...
Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"
Доноведение 1 класс Урок по теме: "Осень наступила. Осенние месяцы"...
"Осень, осень наступила".
Сценарий осеннего праздника в начальной школе....
Конспект занятия по внеурочной деятельности: «Знакомство с творчеством Н.Н. Носова. По страницам произведений «Огурцы», «Фантазеры».
Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его речь. Мы считаем, что речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет освоен язык, тем полнее будут усваив...
конспект урока по литературному чтению К. Бальмонт " Поспевает брусника". А. Плещеев " Осень наступила".
ТЕМА УРОКА : знакомство с творчеством К.Бальмонта и его произведением «Поспевает брусника». Знакомство с творчеством А.Плещеева и его произведением «Осень наступила»....
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК «Школа России» Тема урока: К. Д. Бальмонт «Осень» («Поспевает брусника…»), А.Н. Плещеев «Осень» («Осень наступила…»)
Создать условия для ознакомления со стихотворениями русских поэтов об осени; способствовать развитию речи, памяти, навыков чтения, образного мышления; содействовать воспитанию бережного отношения к пр...