Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучива-нии». Класс: 4
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Образовательные:
Развивающие
Воспитательные:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_esenin_i_voloshin.docx | 30.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект пробного урока по литературному чтению
для студентов специальности Преподавание в начальных классах
Ф.И.О студента: Швакула Анастасия Александровна
Тема урока: «Знакомство с творчеством поэтов С. А. Есенина и М. А. Волошина. Знакомство со стихотворениями С. Есенин «С добрым утром!», М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…». Тренировка в заучивании».
Класс: 4
Методист: Дрыгина Надежда Николаевна
Цели деятельности учителя | Образовательные:
Развивающие
Воспитательные:
|
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: умеют работать с учебником, организовывать рабочее место, применять полученные знания , распознавать и формулировать, употреблять термины Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: научатся понимать учебную задачу урока, владеть общими приёмами, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, осуществлять поиск необходимой информации в учебной литературе. Регулятивные: научатся оценивать свои достижения, контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий; Коммуникативные: умеют слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение. |
Методы и формы обучения | Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы | Слайд – презентация, учебник литературное чтение для 4 класса, обр. сист. «Гаромония» |
Основные понятия и термины | Метафора Олицетворение Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь Брезжить—слабо светиться, светать. Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением Румянить—покрываться розово-красным цветом. Небосклон—часть неба над горизонтом. Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По старинному значению - жемчуг. |
Организационная структура урока
Этапы урока. | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Формируемые умения (УУД) | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент . 2. Проверка домашнего задания 3. А) Подготовка к восприятию Б)Первичное чтение с краткой проверкой восприятия Б) Многократное чтение и анализ стихотворения. В) Словарная работа Г) Анализ стихотворения по четверостишиям Стихотворение М. А. Волошина 1)Работа над восприятием 2)Первичное восприятие с краткой проверкой 2)Многократное чтение и анализ стихотворения Обобщающая работа Подведение итого урока |
Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, я проведу у вас урок литературного чтения. Мы вами сегодня будем работать по плану, составим его вместе. Вспомните, что вам было задано? (разучить стихотворение), кто выполнил это задание? Первый пункт плана:
Настройтесь на урок, ведь сегодня мы будем читать, слушать и рассуждать, а тот, кто будет очень активен, получит отметку. Ребята, мы с вами сейчас будем читать стихотворения наизусть, определим критерии, по которым будем оценивать:
Кто готов нам озвучить стихотворение наизусть? Как вы оцениваете чтение одноклассника? Напомните мне, с творчеством каких поэтов мы будем с вами знакомиться? (С. Есенина и М. Волошина) Вы что-нибудь слышали об этих поэтах? Я вам немного расскажу о них. Есенин Сергей Александрович (1895 — 1925) — русский поэт. Обратите внимание на портрет автора. Родился 21 сентября 1895 года в обычной крестьянской семье и с самых ранних лет обладал тонкой и ранимой. Его мать и отец жили в селе Константинова, но воспитанием его занимался дедушка по материнской линии. Именно он, являясь зажиточным и умным человеком, любящим книги, приучил еще совсем юного Есенина любить природу и искусство, которые в дальнейшем стали одними из главных тем его творческой деятельности. Он писал и для взрослых и для детей. Встречались ли с данным автором ранее? О чем пишет автор? Какие стихотворения вы знаете? -Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы утром? Опишите его. Прочитайте название стихотворения, как думаете, о чем же пишет поэт? -Послушайте и скажите, верно ли мы предположили. Повтор вопроса. 1)Прочитайте про себя еще раз и ответьте на вопросы: -Красивое стихотворение? Поделитесь своими чувствами и мыслями. -Какую картину вы представили, читая стихотворение? Что изобразил поэт?
2) -Прочитайте ещё раз стихотворение про себя и отметьте непонятные слова. Какие же слова вы выделили. Давайте прочитаем, что они обозначают: Затон—вдавшийся в берег речной залив; заводь Брезжить—слабо светиться, светать. Заводь—небольшой залив в реке с замедленным движением Румянить—покрываться розово-красным цветом. Небосклон—часть неба над горизонтом. Плетень—изгородь из плетённых прутьев и ветвей Перламутр—твёрдый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской. По старинному значению - жемчуг Чтение вслух по частям. Разберём первое четверостишие. «Задремали звёзды золотые» -Звёзды могут задремать? Это литературный приём—олицетворение. Что такое олицетворение? (Слайд 8) Изображение неодушевлённого предмета как одушевленного. С помощью его автор показывает нам красоту природы? Через слово. Подберите синонимы к словам. Что такое синонимы? (Слова—близкие по значению, разные по звучанию). Затон—залив, заводь. Брезжит—рассветает, светится. В каком темпе будем читать? Почему? Какова сила голоса? Почему? Пробуем прочитать так, чтобы все представили красоту берез. Разберём второе четверостишие. Каждая строка—олицетворение и метафора. Метафора—переносное значение слова. В стихах Сергея Есенина природа живёт богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном раскрытии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растёт, умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется. Какие звуки чередуются? Для чего? Третье четверостишие. Как описывает поэт крапиву? Крапива обрядилась ярким перламутром (серебристым налётом). Есенинская поэзия образная, бытовая, даже крапива шепчет «С добрым утром!» Вроде слова обычные, а в то же время не совсем. Вы обратили внимание на то, что стихотворение наполнено удивительными красками? Вчитаемся и определим цветовую гамму: Белый цвет—белые берёзки. Красный, малиновый—румянит сетку небосклона. Жёлтый, золотой—звёзды золотые. Зелёный—серёжки, крапива. Серебряный—росы. Перламутр—серебристо-розовый. 8 цветов в одном стихотворении. Но не только красками , а т.ж. звуками наполнены есенинские стихи (тишина, шелест, шёпот) Вот такое замечательное стихотворение мы узнали. -Подходит ли стихотворению название, данное поэтом? (В названии—общее настроение восхищения красотой пробуждающейся природы. Это не только Крапива, это вся Природа говорит человеку: «С добрым утром!») Давайте вместе со мной разучим первое четверостишие. Слушаем меня внимательно: я читаю первую сточку, вы повторяете за мной (и т.д.) Следующее стихотворение, которое вы услышите, написал поэт и художник Максимилиан Волошин. Запомните то, что я вам скажу о поэте. Он жил и работал примерно в те же годы, что и Сергей Есенин, – в начале XIX века. Волошин любил ходить пешком по странам Европы, ощущал себя, по его словам, "странником по мировым путям и перепутьям". Это нашло отражение в стихах и картинах, в том числе и в стихотворении, которое вы сейчас услышите. Постарайтесь увидеть ту фантастическую картину, которую ощутила душа поэта-живописца. Что запомнили? Знаете ли вы, другие стихотворения этого поэта? Прочитайте название стихотворения, подумайте, о чем оно. А теперь я прочитаю вам его, а вы определите, правильно ли предположили. Прочитайте еще раз про себя, приготовьтесь ответить на вопрос: Что вы представляли, слушая первую строку стихотворения – "Сквозь сеть алмазную зазеленел восток..."? (звездное небо, на востоке начинает светать – брезжит свет, осветляя небо, делая его зеленоватым) Прочитайте еще раз про себя, приготовьтесь отвечать на вопросы. 2. Что названо поэтом алмазною сетью? ( Звездное небо). 3. Что Волошин воспринимает как алмазы? ( Алмазами названы звезды.) А что сказано о небе в стихотворении Есенина? ("Румянит сетку небосклона" – он тоже видел звездное небо, как сеть со звездами.) Отличается ли у поэтов Есенина и Волошина рассвет по цвету? ( Да. У Есенина он румяный, у Волошина – зеленоватый, необычный.) Перечитайте стихотворение Волошина, найдите в нем подтверждение того, что его писал художник. Учащиеся читают стихотворение Волошина. Кто нашел в стихотворении указание на то, что его автор – настоящий художник в прямом смысле этого слова? ( В трех первых строках нарисована фантастическая картина рассвета. Лирический герой стихотворения хочет вобрать глазами все формы, все цвета, а цвет – это то, чем пользуется живописец. ) В каких строках Волошин проявил себя странником, путешественником? ( "Лучатся тысячи тропинок и дорог"; "О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!"; "Пройти по всей земле горящими ступнями".) А чем еще отличается рассвет у Есенина и рассвет у Волошина? Может быть, по настроению?.. В каком стихотворении рассвет милый, ласковый, приветливый, а в каком он – грандиозный, фантастический, будоражащий? ( В стихотворении Есенина рассвет приветливый, милый, а в стихотворении Волошина рассвет фантастический, таинственный. ) Какой человек – такие у него и стихи. А на земле живут очень разные люди. Поэтому одному придется по душе стихотворение Сергея Александровича Есенина, а другому будет ближе стихотворение Максимилиана Волошина.
Ваше домашнее задание выучить понравившееся стихотворение. Поведем итог урока (возвращаемся к плану). Чему научились? Поднимите руку те, кто сегодня активно работал на уроке. Поднимите руку те, у кого остались вопросы. Какие? Их вы обсудите на следующем уроке. Спасибо за урок. | Приветствие Определяем план урока Проверяем домашнее задание Определение критерий оценивания Ответы учащихся Анализ выступления Рассказ о творчестве и жизни Есенина учителем, дети слушают (слайд с портретом и краткой информацией) Слушают, готовятся отвечать на вопросы Читают про себя. готовятся отвечать на вопросы Читают вместе со мной слово, громко вслух определение на слайде Отвечают на вопросы, анализируют содержание Знакомятся с литературными понятиями Разучивание первого четверостишия вместе с учителем Знакомство с творчеством М. Волошина Слушают, готовятся отвечать на вопросы Работают с текстом стихотворения Сравнение стихотворения Есенина и Волошина Домашнее задание Подведение итогов урока Самоанализ
| Фронтальная, индивидуальная работа на протяжении всего урока. | Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать жанры произведений, выделяя сходства и различия; группировать различные предметы по заданному признаку. Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий; оценивать действия одноклассников. Регулятивные: осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника; замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников. Личностные: понимание значения изучения курса «Русский язык». | Наблюдение, устные ответы на протяжении всего урока. |
Подпись учителя_____________________________ Подпись методиста ________________________________
С. А. Есенин
«С добрым утром!»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
М. Волошин
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по образовательной модели «Гармония» Тема: Сергей Есенин «С добрым утром!»
Трудно переоценить значение чтения стихов детьми, серьёзной и вдумчивой работы над лирикой на уроках литературного чтения в школе. При изучении лирических произведений происходит развитие ...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме Сергей Есенин "С добрым утром"
Представлен конспект урока и презентация....
"Особый взгляд поэта на мир С.Есенин "С добрым утром!"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО и технологией деятельностного метода обучения, применение которого создаёт условия для формирования у детей познавательных интересов, комму...
Урок литературного чтения по теме «Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»
Урок разработан с соблюдением требований ФГОС и предназначен для учащихся 3 класса, обучающихся по системе РО Л.В.Занкова. Структура урока включает следующие этапы:I. Мотивация к учебной де...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Сергей Есенин «С добрым утром!»
Цели: Познакомить учащихся со стихотворением Сергея Есенина “С добрым утром”, раскрыть идею и смысл данного произведения, развивать умение видеть поэтические образы и понимать, какими средствами...
Тема урока: «Особый взгляд поэта на мир». С.Есенин «С добрым утром!» (Второй урок в теме.)
Литературное чтение в 3 классепо учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова)учителя начальных классов...
Урок литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа 2100" по теме "Природа" в стихотворениях Б. Пастернака "За поворотом" и С. Есенина "С добрым утром".
Специфика лирических произведений такова, что именно при их изучении на уроке должна царить атмосфера свободы, импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов. Восп...