Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Чтение» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
рабочая программа по чтению (4 класс)
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета
«Чтение»
для обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ovz_chtenie.docx | 59.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Рабочая программа начального общего образования учебного предмета
«Чтение»
для обучающихся по адаптированной
основной общеобразовательной программе
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2020 год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты:
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Развитие адекватного представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
- Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительной речи;
- Участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учётом принятых в обществе норм и правил
- Представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нём;
- Выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный vровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова — по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа; чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков; чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
- Содержание учебного предмета
В содержание тем учебного курса 4 класса входит:
«Листья пожелтелые по ветру летят ...» (17 ч). Знакомство со стихотворениями А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы...», Ф.Тютчева Листья», описанием листопада в рассказе Г.Граубина «Как наступает листопад», описанием признаков осени в стихотворении А.Гонтарь «Осень в лесу». Чтение и обсуждение стихотворения С.Прокофьева «Подарки Осени». Анализ произведения М. Пришвина «Старый гриб» (отрывок в 2x частях). Деление текста на части Е.Носова «Хитрюга». Описание признаков осени в рассказе Н.Сладкова
«Осень». Описание бурундучка в рассказе Г.Снегирёва «Бурундук». Обобщающий урок по теме «Листья пожелтелые по ветру летят».
Внеклассное чтение: чтение и анализ произведений С.Михалкова.
«Раз, два — начинается игра!» (10 ч). Знакомство со считалками. Анализ стихотворения М.Бородицкого «Щи- талочка». Выразительное чтение и анализ произведения Л.Пантелеева
«Карусели». Чтение и обсуждение стихотворения Д.Хармса «Игра». (Отрывок). Выразительное чтение стихотворения В.Левина «Чудеса в авоське».
Характеристика главных героев рассказа Н.Носова «Затейники». Обобщающий урок по теме «Раз, два — начинается игра!».
Внеклассное чтение. Писательская наблюдательность К.Паустовского.
«Будем делать хорошо и не будем — плохо» (20 ч). Поучительный смысл в сказке «Не моё дело!» (Китайская сказка). Поучительный смысл в басне И.Крылова «Чиж и Голубь». Тема дружеских отношений в рассказе Л.Толстого «Два товарища». Анализ произведения Л.Пантелеева «Tpyc». Тема храбрости в рассказе Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». Тема отзывчивости в стихотворении В.Сафронова «Подвиг». Характеристика главного героя в рассказе Ю.Ермолаева «Силач». Тема одиночества в произведении В.Осеевой
«Самое страшное». Чтение и обсуждение рассказа К.Киршина «Вот какая история». Тема дружеских отношений в произведении Я. Длугуленского «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части. Чтение и анализ стихотворения А.Барто «В театре».
Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем – плохо».
Внеклассное чтение: Описание признаков зимы в сказке М. Пляцковского «Какая бывает зима».
«Зимние узоры» (15 ч). Деление текста на части сказки «Старый Мороз и молодой Морозец». Чтение и обсуждение рассказа А.Н. Толстого «Ёлка». Забавы детей зимой в стихотворении Саши Чёрного «Снежная баба». Знакомство со стихотворением С.Прокофьева «Подарки Зимы». Описание поводок зимующих птиц в рассказе Г.Харлампьева «Жадная сорока». Анализ произведения В.Коржикова «В пограничном наряде». Проводы зимы в стихотворении З.Александрова «До свидания, зима!».
Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры».
Внеклассное чтение: Тема детства в рассказах Н.Носова.
«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» (23 ч). Тема трудолюбия в сказке
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка).1,2,3, части. Волшебное в сказке Е.Шварца
«Сказка о Василисе-Работнице». Тема трудолюбия в произведении Г.Сапгира «Рабочие руки». Выразительное чтения стихотворения М.Маршака «Мудрый дед». Тема труда в произведении В. Хомченко «Михаськин сад». Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова «Заплатка». 1,2 части. Тема детства в стихотворении А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое».Тема бережного отношения к хлебу в рассказе Г.Виеру «Хлеб с росою». Образ главного героя в рассказе К. Киршиной «Просто сочинение». Чтение и анализ стихотворения Ю. Морица «Трудолюбивая старушка». Поведение героини в рассказе Э. Киселевой
«Волшебный котелок».
Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!».
Внеклассное чтение: чтение и обсуждение о труде и трудолюбие.
«В окно повеяло весною…» (15 ч). Народная песенка. Чтение песенки.Описание прихода весны в стихотворениях А. Плещеева Весна», А. Майкова «Ласточка примчалась». Деление текста на части. Ушинский «Ласточка». А.Н.Толстой «Весенние ручьи». Чтение и обсуждение рассказа. Тема трудолюбия и дружбы в рассказе Б. Житкова «Наводнение». Описание прихода весны в стихотворении С.Прокофьева «Подарки весны». Тема праздничного настроения в стихотворении В.Берестова «Праздник мам».Описание ивы в рассказе Н. Сладкова « Ивовый пир». Описание прихода весны в стихотворении В.Сафронова «Весна». Внеклассное чтение. Тема трудолюбия в рассказе В. Воскобойникова Боец бытового отряда».
Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весною…»
«На пользу и славу Отечества» (11 ч). Образ главного героя в былине «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина) 1,2,3 части. Поучительный смысл в рассказе Л.Толстого «Как боролся русский богатырь». Судьба мореплавателей в рассказе О.Орлова «К неведомым берегам». 1,2,3 части. Чтение и обсуждение рассказа Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец».
Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества».
«Видно не напрасно называют лето красным» (25 ч). Описание природы в стихотворении Г.Греков «Летом». Чтение и анализ стихотворения С. Прокофьевой «Подарки лета». Чтение по ролям рассказа Э.Шима «Кто сажает подсолнухи». Описание растения в рассказе А. Смирнова «Малина». Тема трудолюбия в рассказе С. Иванова «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части. Деление текста на части рассказа А.Астафьева«Стрижонок Скрип» (Отрывок). 1,2,3 части. Построение строк в стихотворении Вс.Рождественского
«Одуванчики». Внеклассное чтение. Поучительный смысл рассказов Е.Пермяка. Обобщающий урок по теме: «Видно не напрасно называют лето красным».
Экскурсия в библиотеку.
Внеклассное чтение: «Любимые сказки».
Внеклассное чтение. «Русские писатели о природе». Обобщающий урок по темам года.
В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым дети с интеллектуальным недоразвитием в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного чтения, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности обучающихся и коррекции недостатков их развития.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Внеклассное чтение ставит задачу: начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы в чтении учителя.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Кол-во часов | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Листья пожелтелые по ветру летят» (17 | |||
1 | 1 | «Осень наступила, высохли цветы...» А.Плещеев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
2 | 1 | «Листья» Ф.Тютчев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
3 | 1 | «Как наступает листопад» Г.Граубин. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
4 | 2 | «Осень в лесу» А.Гонтарь | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ |
5 | произведения, выразительное чтение. | ||
6 | 1 | «Подарки Осени» С.Прокофьева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
7 9 | 3 | «Старый гриб» М.Пришвин. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
10 11 | 2 | «Хитрюга» Е.Носов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, деление на части, выразительное чтение. |
12 13 | 2 | «Осень» Н.Носов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, поиск признаков осени в произведении, выразительное чтение. |
14 15 | 2 | «Бурундук» Г. Снегирев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, поиск описания бурундука, выразительное чтение. |
«Раз, два — начинается игра!» (10 ч) | |||
16 | 1 | Знакомство со считалками. «Щи- талочка» М. Бородицкая. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ, выразительное чтение. |
17 | 1 | «Карусели» Л.Пантелеев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
18 | 1 | «Игра» (Отрывок) Д.Хармс. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
19 20 21 | 3 | «Затейники» Н.Носов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
22 23 | 2 | «Чудеса в авоське» В.Левин. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, характеристика главных героев. |
«Будем делать хорошо и не будем - плохо» (20 ч) | |||
24 25 26 | 3 | «Не моё дело!» (Китайская сказка). | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
27 28 | 2 | «Чиж и Голубь» И.Крылов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
29 30 | 2 | «Два товарища» Л.Толстой. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, пересказ. |
31 32 33 | 3 | «Tpyc» Л.Пантелеев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям. |
34 35 36 | 3 | «Про то, как Миша стал храбрым» Э.Киселева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
37 38 | 2 | «Подвиг» В. Сафронов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, подбор названия к стихотворению. |
39 40 | 2 | «Силач» Ю.Ермолаев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям. |
41 42 | 2 | «Самое страшное» Е.Пермяк. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, обсуждение ситуации. |
43 44 45 | 3 | «Вот какая история» К.Киршин. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
46 47 48 | 3 | «Как подружились Вова и Боря» Я.Длуголенский. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение; обыгрывание ситуаций. |
49 50 | 2 | «В театре» А.Барто. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
«Зимние узоры» (15 ч.) | |||
51 52 53 54 | 4 | «Старый Мороз и молодой Морозец» (литовская сказка). | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям. |
55 56 57 | 3 | «Ёлка» А. Толстой. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение; сравнение, словесное рисование. |
58 59 | 2 | «Снежная баба» Саша Черный. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ |
60 | 1 | «Подарки Зимы» С. Прокофьева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
61 62 | 2 | «Жадная сорока» Г.Харлампьев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, ответы на вопросы. |
63 64 | 2 | «В пограничном наряде» В.Коржиков. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям. |
65 66 | 2 | «До свидания, зима!» 3.Александрова. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение; объяснение пословиц. |
67 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Зимние узоры» | Сравнение, обобщение, выразительное чтение, отгадывание загадок. |
«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! (23 ч.) | |||
68 69 | 2 | «Заработанный рубль» (Грузинская сказка). | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
70 71 | 2 | «Сказка о Василисе-Работнице» Е.Шварц. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
72 | 1 | «Рабочие руки» Г.Сапгир. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
73 74 | 2 | «Мудрый дед» М. Миршакар. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
75 76 | 2 | «Михаськин сад» В. Хомченко. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, составление плана. |
77 78 | 2 | «Заплатка» Н. Носов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение; пересказ по плану. |
79 80 | 2 | «Я лишний» А. Барто. «Маленькое и большое» С. Погореловский. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
81 82 | 2 | «Хлеб с росою» Г.Виеру. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, чтение по ролям. |
83 84 | 2 | «Просто сочинение» К.Киршина. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, пересказ. |
85 86 | 2 | «Трудолюбивая старушка» Ю.Мориц. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
87 88 | 2 | «Волшебный котелок» Э.Киселева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, сравнение главных героев, выразительное чтение. |
89 | 1 | Обобщающий урок по теме: «Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно!» | Сравнение, обобщение, разгадывание кроссворда, выразительное чтение. |
«В окно повеяло весною» (15 ч.) | |||
90 | 1 | Народная песенка. Чтение песенки. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
91 92 | 2 | «Весна» А.Плещеев, «Ласточка примчалась» А.Майков. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, заучивание отрывка наизусть. |
93 94 | 2 | «Ласточка» К.Ушинский. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, деление текста на части, составление плана. |
95 | 1 | «Весенние ручьи» А.Толстой. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
96 | 1 | «Наводнение» Б.Житков. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
97 | 1 | «Подарки весны» С.Прокофьева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
98 99 | 2 | «Праздник мам» В.Берестов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
100 101 | 2 | «Ивовый пир» Н.Сладков. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение, соотнесение слов по значению. |
102 | 1 | «Весна» В.Сафронов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
103 | 1 | «Боец бытового отряда» В.Воскобойников. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, пересказ. |
104 | 1 | Обобщающий урок по теме: «В окно повеяло весною...» | Анализ, сравнение, обобщение. |
«На пользу и славу Отечества» (11 ч) | |||
105 | 1 | «Как Илья из Мурома богатырём стал» (Былина). | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
106 107 108 | 3 | «Как боролся русский богатырь» Л. Толстой. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
109 110 111 | 3 | «К неведомым берегам» О.Орлов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
112 113 | 2 | «Русский «паровой дилижанец» Г.Черненко. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
114 | 1 | Обобщающий урок по теме: «На пользу и славу Отечества» | Анализ, обобщение, составление рассказа о понравившемся гepoe. |
Видно не напрасно называют лето красным» (25 ч). | |||
115 116 117 | 3 | «Летом» Н.Греков. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
118 119 120 | 3 | «Подарки лета» С.Прокофьева. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
121 122 123 | 3 | «Кто сажает подсолнухи» Э.Шим. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
124 125 126 | 3 | «Малина» А.Смирнов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
127 128 129 | 3 | «Позвольте пригласить на танец» С.Иванов. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение, иллюстрирование произведения. |
130 131 132 | 3 | «Стрижонок Скрип» В.Астафьев. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение, пересказ. |
133 134 | 2 | «Одуванчики» Bc. Рождественский. | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выразительное чтение. |
135 | 1 | Внеклассное чтение. «Русские писатели о природе». | Знакомство с произведением, словарная работа, анализ произведения, выборочное чтение. |
136 | 1 | Обобщающий урок по темам года. | Викторина по прочитанным произведениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать и развивать познавательную деятельность...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 4 класса
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью ( с интелллектуальными нарушениями) Вариант 1 по учебному предмету «Чтение» для 3 класса
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью( с интелллектуальными нарушениями)Вариант 1по учебному предм...
Урок литературного чтения для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ТНР, 4 класс
Технологическая карта...
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся 3 класса c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В условиях модернизации образования в нашей стране с 1 сентября 2016 г. вводится в действие Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интел...