Урок по литературному чтению, 2 класс.
методическая разработка по чтению (2 класс)

Метельникова Ольга Николаевна

Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2_kl._liter.cht_._22.09.20g._.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Русская народная сказка «Каша из топора»

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Дата

22.09.2020год.

Цель урока

Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

Задачи урока

1. Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной  компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно  и осознанно читать, оценивать поступки героев.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы в тексте.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме, активизировать  употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

4. Уметь работать в паре.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться работать по предложенному учащимися  плану.

Личностные УУД:

1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формировать мотива

цию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Методы обучения

проблемный (частично-поисковый или эвристический), словесный, наглядный, продуктивный, репродуктивный, практический.

Приемы

прием «Корзина», составление кластера, синквейн, прием домысливания, прием подводящего диалога, высказывания великих

Формы обучения

индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Педагогические технологии

здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, технология развитие критического мышления,  технология  продуктивного чтения, технология личностно- ориентированного обучения.

Принципы обучения

Принцип наглядности, принцип последовательности, принцип доступности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип деятельности.

Оборудование

учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М, презентация, словарь Ожегова, карточки самооценки.

План урока

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Временная реализация

I.  

Организационный момент  урока.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Мотивация учащихся

Восприятие

3 мин.

II.

Актуализация знаний.

Проверка знаний, полученных ранее.

Выразительное чтение, обсуждение, пересказ.

9 мин.

III.  

Физминутка

Показ учителем

Учащиеся выполняют под руководством учителя

1 мин.

IV.  

 Определение темы урока. Постановка цели урока.

Определение цели, задач урока.

Обсуждение, восприятие, осмысление.

3 мин.

V.

Изучение нового материала

Беседа, объяснение.

Сообщение, анализ.

12 мин.

VI.    

Закрепление изученного  материала.

Наблюдение, помощь.

Работа над произведением применение на практике.

19 мин.

VII.

Рефлексия  урока.

Беседа.

Обсуждение, анализ.

2 мин.

VIII.

Домашнее   задание

Инструкция

Запись в дневники

1 мин.

  1Х.

 Итог  урока

Беседа

 Обобщение знаний

2 мин.

Сценарий урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формы работы.

Метод. Прием.

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент  урока.

1. Проверка готовности.

2.   Психологический настрой.

 - Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Скажите, чему мы учимся на уроках литературы? Для чего мы этому учимся?

- Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями».

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: «Я хороший,  Я всё знаю,  Я всё умею,

Я буду стараться».

Подготовка учащихся к уроку. Произнесение хором: «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно».

Ответы детей: «Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках литературы учимся быть грамотными, а значит культурными».

Психологический настрой.

Моделирование урока.

(дети планируют этапы урока)

Формы: фронтальная, коллективная.

Методы: словесный, репродуктивный

проблемный.

Прием подводящего диалога, высказывания великих

ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем.

КУУД: отвечать на вопросы; высказывать свое мнение.

РУУД: планировать деятельность на уроке.

2. Актуализация знаний.

1. Развитие речевого аппарата:

а)  Чистоговорка + пальчиковая гимнастика: «Жу – жу – жу – на уроке я сижу.  

Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле

Жи – жи – жи – здесь живут ежи

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро
.

б) Дыхательная гимнастика – упражнение  «Колесо спустило» (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ш].                    

в) Артикуляционная разминка «Язычок» (язычок вправо, влево).

г) Таблица Шульте.

д) Скорочтение. Чтение абзаца хором, шепотом с отрывом взгляда, в парах, вслух на время.

 2. Повторение.

- Какой раздел изучаем? Какие жанры относятся к устному народному творчеству? Какие существуют виды сказок? С какой сказкой знакомились на прошлом уроке? Чему учит нас? Задайте друг другу «тонкие» вопросы, теперь – «толстые» вопросы.

Чтение сказки вслух. Краткий пересказ.

Выполняют артикуляционные упражнения.

Взаимооценка.

Отвечают.

Задают «толстые и тонкие» вопросы.

Выразительно читают. Самооценка

Фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах.

Методы: словесный, наглядный, практический, продуктивный.

Технология РКМ.

Приемы: «толстые и тонкие вопросы»,

кластер

КУУД: активизировать  употребление слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.

ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы.

ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

3. Физминутка

Показ учителем движений под стихотворение:

«Кашка-малашка, ты так хороша.

Если добавить стакан молока,

Сахар и соль понемножку клади.

Кашку-малашку мы детям дадим»

Учащиеся выполняют физминутку под руководством учителя

Форма: коллективная.

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Определение темы урока. Постановка цели урока.

Загадки:

1.Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? (каша)

- Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

2. До обеда сгоряча

Поработает с плеча

И в итоге будь здоров,

Наломает столько дров! (топор)

-Для чего нужен топор? (дрова рубить)

- Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

Определите тему, цель, задачи урока.

На доске запись: Обман – это . . .

-Что такое обман? К какому жанру относится данное произведение? Вид сказки? Кто будут главные герои?

Отвечают на вопросы по содержанию.

Учащиеся озвучивают собственные цели, задачи урока (опорные слова на доске). Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке. Структурируют знания, грамотно отвечают на вопросы учителя.

Формы: фронтальная.

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый.

Прием домысливания,

«Корзина»

РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

РУУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу, высказывать свое предположение.

5. Изучение нового материала

1. Словарная работа.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Смётка – смекалка.

2. Текст читают хорошо читающие дети и учитель.

3. Анализ понимания текста.

- Задайте вопросы по сказке. Что попросил солдат у старухи? Как старуха ответила?  Какой показана старуха в сказке?

Это качество называется лицемерие.

-Куда постучал солдат? Кто встретил его?

Чтение на слайдах презентации № 2,3, 4

Чтение сказки (про себя, следят за читающим). Задают вопросы. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. Грамотно отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение учащимися.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: практический, эвристический, словесный, продуктивный, наглядный.

Прием подводящего диалога

КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения.

ПУУД: учить   анализировать  сказку, уметь выявлять сущность объектов.

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному.

6. Закрепление изученного  материала.

1. Повторное чтение.

2. Анализ произведения.

- Сварил солдат кашу? Из чего?

-Характеристика солдата. Слово- синоним к качеству солдата?

-Как вел солдат? Каким был солдат?

-Какая была старуха?

3. Работа над пословицами (слайд №5).

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А) Догадка и смекалка не хуже разума.

Б) Смётка дороже всего.

В) Глупый киснет, а умный всё промыслит.

 4. Работа над текстом.

Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев

 -Кто главные герои?

- Что высмеивается в сказке?

-На чьей стороне автор?

 Чтение

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. (слайд № 6)

-Какие качества  превозносятся?

-Можно ли солдата назвать обманщиком?

Учащиеся читают сказку по ролям.

Ответы учащихся.

- Лучше всего по смыслу подходит вторая пословицы – смётка дороже всего. В сказке идёт речь не о том, какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и пр.

- «Притомился солдат в пути, есть хочется» – состояние усталости. «У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой» – пожадничала и решила обмануть. «Глядит старуха, оторваться не может» – сильное удивление у старухи.

Учащиеся выполняют под руководством учителя

Формы: индивидуальная, фронтальная

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый (проблемное изложение), наглядный.

Прием «Корзина», театрализация.

Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная

ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее.

КУУД: уметь слушать и понимать других

РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

Учиться работать по предложенному учащимися  плану.

ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь выразительно читать.

РУУД: развивать речь, обогащать словарный запас, делать выводы и кратко их формулировать

КУУД: формировать навык  сотрудничества, управлять действиями партнера; разрешать  конфликты.

ПУУД и КУУД:

учит детей делать вывод, анализировать главного героя.

ЛУУД: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Физминутка.

Руководит проведением физминутки

«Вдох-выдох», перекрестное движение ног

Форма: коллективная.

7. Рефлексия  урока

Предложение составить синквейн со словом «сказка». Оценивание. Выставление отметок, аргументация учителя.

Составление синквейна, выводы

Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: словесный.

Прием интеллектуальной рефлексии, синквейн.

РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Домашнее   задание.

С.44-46 выразительное чтение по ролям. По желанию - пересказ.

Записывают домашнее задание.

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Метод: практический.

КУУД: развивать умение слушать и понимать речь других.

9. Итог  урока.

С каким предложением согласны? (на доске)

Чтение учителем из словаря Ожегова «Обман – это ввести в заблуждение кого-то, поступать недобросовестно, нарушить обещание».

- С какой сказкой познакомились на уроке? Кто ее автор? Сюжет? Задайте вопросы по рядам «Где?  Куда?  Как?»

Оценивают работу класса.

Подводят итог урока.

Грамотно отвечают на вопросы учителя.

Форма: фронтальная.

Методы:

словесный, наглядный, продуктивный.

ПУУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания

.КУУД: выражать свои мысли.

ЛУУД: выражать личное отношение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....