Урок по литературному чтению, 2 класс.
методическая разработка по чтению (2 класс)
Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2_kl._liter.cht_._22.09.20g._.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Русская народная сказка «Каша из топора» | ||
Тип урока | Урок «открытия нового знания» | ||
Дата | 22.09.2020год. | ||
Цель урока | Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора». | ||
Задачи урока | 1. Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности. 2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности. 3. Привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности. | ||
Планируемые образовательные результаты: | |||
Предметные: уметь ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно, грамотно и осознанно читать, оценивать поступки героев. | Метапредметные УУД: Познавательные УУД 1. Находить ответы на вопросы в тексте. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД 1. Развивать умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме, активизировать употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Учиться работать по предложенному учащимися плану. | Личностные УУД: 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотива цию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |
Методы обучения | проблемный (частично-поисковый или эвристический), словесный, наглядный, продуктивный, репродуктивный, практический. | ||
Приемы | прием «Корзина», составление кластера, синквейн, прием домысливания, прием подводящего диалога, высказывания великих | ||
Формы обучения | индивидуальная, фронтальная, коллективная. | ||
Педагогические технологии | здоровьесберегающая технология, проблемное обучение, технология развитие критического мышления, технология продуктивного чтения, технология личностно- ориентированного обучения. | ||
Принципы обучения | Принцип наглядности, принцип последовательности, принцип доступности, принцип целостности, принцип систематичности, принцип деятельности. | ||
Оборудование | учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М, презентация, словарь Ожегова, карточки самооценки. |
План урока
№ п/п | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Временная реализация |
I. | Организационный момент урока. | Проверка готовности к уроку. Психологический настрой Мотивация учащихся | Восприятие | 3 мин. |
II. | Актуализация знаний. | Проверка знаний, полученных ранее. | Выразительное чтение, обсуждение, пересказ. | 9 мин. |
III. | Физминутка | Показ учителем | Учащиеся выполняют под руководством учителя | 1 мин. |
IV. | Определение темы урока. Постановка цели урока. | Определение цели, задач урока. | Обсуждение, восприятие, осмысление. | 3 мин. |
V. | Изучение нового материала | Беседа, объяснение. | Сообщение, анализ. | 12 мин. |
VI. | Закрепление изученного материала. | Наблюдение, помощь. | Работа над произведением применение на практике. | 19 мин. |
VII. | Рефлексия урока. | Беседа. | Обсуждение, анализ. | 2 мин. |
VIII. | Домашнее задание | Инструкция | Запись в дневники | 1 мин. |
1Х. | Итог урока | Беседа | Обобщение знаний | 2 мин. |
Сценарий урока
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формы работы. Метод. Прием. | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент урока. | 1. Проверка готовности. 2. Психологический настрой. - Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Скажите, чему мы учимся на уроках литературы? Для чего мы этому учимся? - Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо. «Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями». Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: «Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться». | Подготовка учащихся к уроку. Произнесение хором: «Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно». Ответы детей: «Грамотность – показатель культуры человека. Значит, мы на уроках литературы учимся быть грамотными, а значит культурными». Психологический настрой. Моделирование урока. (дети планируют этапы урока) | Формы: фронтальная, коллективная. Методы: словесный, репродуктивный проблемный. Прием подводящего диалога, высказывания великих | ЛУУД: проявлять положительный настрой на работу и взаимодействие с учителем. КУУД: отвечать на вопросы; высказывать свое мнение. РУУД: планировать деятельность на уроке. |
2. Актуализация знаний. | 1. Развитие речевого аппарата: а) Чистоговорка + пальчиковая гимнастика: «Жу – жу – жу – на уроке я сижу. Ли-ли-ли – папа строит корабли. Жи – жи – жи – здесь живут ежи Ри-ри-ри – на орехи посмотри. б) Дыхательная гимнастика – упражнение «Колесо спустило» (плотно сжав губы, сделать глубокий вдох носом, на выдохе произнести, усиливая, а затем ослабляя, звук [ш]. в) Артикуляционная разминка «Язычок» (язычок вправо, влево). г) Таблица Шульте. д) Скорочтение. Чтение абзаца хором, шепотом с отрывом взгляда, в парах, вслух на время. 2. Повторение. - Какой раздел изучаем? Какие жанры относятся к устному народному творчеству? Какие существуют виды сказок? С какой сказкой знакомились на прошлом уроке? Чему учит нас? Задайте друг другу «тонкие» вопросы, теперь – «толстые» вопросы. Чтение сказки вслух. Краткий пересказ. | Выполняют артикуляционные упражнения. Взаимооценка. Отвечают. Задают «толстые и тонкие» вопросы. Выразительно читают. Самооценка | Фронтальная, коллективная, индивидуальная, в парах. Методы: словесный, наглядный, практический, продуктивный. Технология РКМ. Приемы: «толстые и тонкие вопросы», кластер | КУУД: активизировать употребление слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формировать умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу. ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы. ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. |
3. Физминутка | Показ учителем движений под стихотворение: «Кашка-малашка, ты так хороша. Если добавить стакан молока, Сахар и соль понемножку клади. Кашку-малашку мы детям дадим» | Учащиеся выполняют физминутку под руководством учителя | Форма: коллективная. | КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
4. Определение темы урока. Постановка цели урока. | Загадки: 1.Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают. И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) - Вы знаете, из какой крупы варят каши? Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…) 2. До обеда сгоряча Поработает с плеча И в итоге будь здоров, Наломает столько дров! (топор) -Для чего нужен топор? (дрова рубить) - Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? Определите тему, цель, задачи урока. На доске запись: Обман – это . . . -Что такое обман? К какому жанру относится данное произведение? Вид сказки? Кто будут главные герои? | Отвечают на вопросы по содержанию. Учащиеся озвучивают собственные цели, задачи урока (опорные слова на доске). Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке. Структурируют знания, грамотно отвечают на вопросы учителя. | Формы: фронтальная. Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый. Прием домысливания, «Корзина» | РУУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. ЛУУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. ПУУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. РУУД: формировать умения прогнозировать предстоящую работу, высказывать свое предположение. |
5. Изучение нового материала | 1. Словарная работа. Служивый – солдат, военнослужащий. Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время. Вдоволь – достаточно. Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка. Чулан – помещение в доме, служило кладовой. Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса. Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи. Смётка – смекалка. 2. Текст читают хорошо читающие дети и учитель. 3. Анализ понимания текста. - Задайте вопросы по сказке. Что попросил солдат у старухи? Как старуха ответила? Какой показана старуха в сказке? Это качество называется лицемерие. -Куда постучал солдат? Кто встретил его? | Чтение на слайдах презентации № 2,3, 4 Чтение сказки (про себя, следят за читающим). Задают вопросы. Высказывают свое мнение, делятся впечатлениями. Грамотно отвечают на вопросы учителя. Выборочное чтение учащимися. | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: практический, эвристический, словесный, продуктивный, наглядный. Прием подводящего диалога | КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения. ПУУД: учить анализировать сказку, уметь выявлять сущность объектов. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. |
6. Закрепление изученного материала. | 1. Повторное чтение. 2. Анализ произведения. - Сварил солдат кашу? Из чего? -Характеристика солдата. Слово- синоним к качеству солдата? -Как вел солдат? Каким был солдат? -Какая была старуха? 3. Работа над пословицами (слайд №5). - Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке? А) Догадка и смекалка не хуже разума. Б) Смётка дороже всего. В) Глупый киснет, а умный всё промыслит. 4. Работа над текстом. Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев -Кто главные герои? - Что высмеивается в сказке? -На чьей стороне автор? Чтение - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. (слайд № 6) -Какие качества превозносятся? -Можно ли солдата назвать обманщиком? | Учащиеся читают сказку по ролям. Ответы учащихся. - Лучше всего по смыслу подходит вторая пословицы – смётка дороже всего. В сказке идёт речь не о том, какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и пр. - «Притомился солдат в пути, есть хочется» – состояние усталости. «У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой» – пожадничала и решила обмануть. «Глядит старуха, оторваться не может» – сильное удивление у старухи. Учащиеся выполняют под руководством учителя | Формы: индивидуальная, фронтальная Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый (проблемное изложение), наглядный. Прием «Корзина», театрализация. Формы: коллективная, индивидуальная, фронтальная | ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее. КУУД: уметь слушать и понимать других РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. Учиться работать по предложенному учащимися плану. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; уметь выразительно читать. РУУД: развивать речь, обогащать словарный запас, делать выводы и кратко их формулировать КУУД: формировать навык сотрудничества, управлять действиями партнера; разрешать конфликты. ПУУД и КУУД: учит детей делать вывод, анализировать главного героя. ЛУУД: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
Физминутка. | Руководит проведением физминутки | «Вдох-выдох», перекрестное движение ног | Форма: коллективная. | |
7. Рефлексия урока | Предложение составить синквейн со словом «сказка». Оценивание. Выставление отметок, аргументация учителя. | Составление синквейна, выводы | Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: словесный. Прием интеллектуальной рефлексии, синквейн. | РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Домашнее задание. | С.44-46 выразительное чтение по ролям. По желанию - пересказ. | Записывают домашнее задание. | Формы: индивидуальная, фронтальная. Метод: практический. | КУУД: развивать умение слушать и понимать речь других. |
9. Итог урока. | С каким предложением согласны? (на доске) Чтение учителем из словаря Ожегова «Обман – это ввести в заблуждение кого-то, поступать недобросовестно, нарушить обещание». - С какой сказкой познакомились на уроке? Кто ее автор? Сюжет? Задайте вопросы по рядам «Где? Куда? Как?» | Оценивают работу класса. Подводят итог урока. Грамотно отвечают на вопросы учителя. | Форма: фронтальная. Методы: словесный, наглядный, продуктивный. | ПУУД: осознанно и произвольно строить речевые высказывания .КУУД: выражать свои мысли. ЛУУД: выражать личное отношение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».
Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....