ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
- Этап. Организация начала урока
Залачи: 1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности (Л.) 2. 1.Настроить детей на работу, создать приятную для этого атмосферу (Л.) |
На доске: •старания, без, даются, не, Знания. •Знания не даются без старания. |
- Посмотрите на экран. На нём пословица, но что-то с ней не так.
Как вы думаете, что с ней? |
|
- А что нужно сделать, чтобы она стала правильной?
|
|
|
|
- Что означает эта пословица?
| - Чтобы получить какой –то результат, нужно много трудиться |
- Верно, если человек не будет стараться, то никаких знаний у него не будет.
|
|
- А что значит стараться на уроке?
| -Работать активно. Отвечать на все вопросы |
- Поднимите руки те, кто хочет на этом уроке стараться получить знания.
|
|
- Все хотят сегодня получить новые знания. Молодцы!
|
|
- Но как мы уже говорили, для этого будем все стараться.
|
|
- Этап. Этап речевой разминки или разминки перед чтением
Задачи: 1. Создать условия для выработки навыка чтения (Пр) – |
Задание: Упражнения на развитие смысловой догадки. Форма организации учебной деятельности: парная Дидактические средства: карточки на столах №1 (Приложение 1) |
- Ну что, ребята, раз вы так быстро справились с этим заданием, то предлагаю еще немного потренироваться. |
|
- У вас на столах есть карточки №1. Вам даны начало и конец трех пословиц. Ваша задача собрать все пословицы.
|
|
- Работайте вы в парах. Поэтому как мы должны работать?
| Перечисляют правила работы в парах. |
- Можете приступать к работе. Кто закончил, сядьте красиво, чтобы я увидела.
| Работают в парах. |
На слайде (1 слайд): ПОМЕНЯТЬ ПОСЛОВИЦЫ За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь Готовь сани летом, а телегу зимой. Старый друг лучше новых двух. |
- Прочитайте, какие пословицы у вас получились. У кого по-другому? Молодцы.
- Давайте прочитаем с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, как поэт.
|
|
- Для чего мы выполняли такое задание?
| - потренировать навык чтения. |
- Этап. Подготовка детей к восприятию произведения.
Задачи: 1. 4. Познакомить детей с биографией И.А. Крылова (Пр.) 2.Подготовить детей к восприятию произведения через предугадывание (Пр.) 3.Учить предугадыванию с помощью заглавия и иллюстраций к произведению (Пр.) 4.Учить ставить задачи урока (Р.) 5.Учиться ставить и отвечать на поставленные вопросы (К) 6.Осуществлять анализ языкового материала (П.) 7.Добиться понимания и сохранения учебной задачи (Р.) 8. Учить принимать участие в общей беседе (К.) 9.Учить признавать существование других мнений и принимать их (К.) |
- Задание: Знакомство с автором при помощи приема ТРКМ чп «Верные – неверные утверждения»
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная Дидактические средства: карточки на столах №2 (Приложение 2), карточки на столах №3 (Приложение 3) |
На слайде (2 слайд) |
- Посмотрите на экран. Что вы видите?
| -Портрет. |
- Вам знаком этот человек, который изображен на портрете?
| -Нет |
-Как вы думаете, почему я вам показала этот портрет? | -Мы сегодня познакомимся с творчеством, биографией человека, который изображен на этом портрете. |
-Ребята, вы совершенно верно сказали. Этого человека зовут Иван Андреевич Крылов и мы познакомимся с его биографией и творчеством сегодня на уроке. |
|
-Посмотрите на потрет. Как вы думаете, каким человеком является Иван Андреевич Крылов? | Добрым, отзывчивым, любит детей. |
- Хорошо, давайте с вами проверим так ли это. У вас на партах лежит таблица, это карточка №2 (приложение 2), возьмите её. В первом столбце написан вопрос, если вы считаете, что утверждение верное, то во втором столбце ставите «+», если нет, то ставите «-». После того, как вы ответите на эти вопросы, мы с вами прочитаем текст об этом писателе и узнаем, кто был точнее всего.
- Каждый работает самостоятельно.
Вопрос | Ответ | Твое мнение «до» и «после» совпало? | До прочтения текста | После прочтения текста | Верно ли, что Иван Андреевич Крылов родился в Москве? |
|
|
| Верно ли, что отец Ивана Андреевича Крылова имел 2 высших образования? |
|
|
| Верно ли, что Иван Андреевич Крылов написал 236 басен? |
|
|
| Верно ли, что Иван Андреевич Крылов был ленивым человеком? |
|
|
|
|
|
-Что мы теперь должны сделать, чтобы проверить свои предположения? | - Прочитать информацию / текст об авторе. |
Верно. Мы сейчас это и сделаем. Возьмите карточку №3 (приложение 3) с текстом об авторе и внимательно его прочитайте.
Иван Андреевич Крылов Иван Андреевич Крылов родился в 1749 году в городе Москве. Его отец не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. В детстве Иван любил посещать городские праздники, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации. Он близко общался с народом. В 1782 году Крылов переезжает в Петербург. Несмотря на то, что Крылов очень активно и достаточно энергично работал над своими баснями (за всю свою жизнь он написал 236 басен), он славился необыкновенной ленью. Бывало, что он засыпал в кресле, когда приходил навестить знакомых. |
|
-После прочтения текста поставьте в третий столбец правильные ответы В последний столбец поставьте «+», если мнение совпало и «-», если мнение не совпало с первым ответом. |
|
-Поднимите руки те, у кого полностью все совпало. |
|
-Хорошо, может быть вы уже встречались с этим автором и все о нем знаете. |
|
-Поднимите руку те, у кого не все совпало. |
|
-Значит, эта информация была для вас новой и надеюсь, что она была для вас полезной и интересной. |
|
- Мотивация на первичное чтение. Предугадывание.
|
|
-Ребята, а как вы думаете, зачем мы с вами познакомились с биографией Ивана Андреевича Крылова? | -Будем читать его произведения\басни |
На слайде (4 слайд) И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» |
- Верно, ребята. Посмотрите на слайд. Прочитайте, как будете называться басня, с которой мы сегодня познакомимся.
|
|
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в басне?
|
|
- Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту. Что вы на ней видите?
|
|
На слайде (слайд 3): |
- Как вы думаете, почему лебедь, щука и рак тащат телегу в разные стороны?
|
|
- Для того, чтобы проверить свои предположения, что необходимо сделать?
| - прочитать басню |
|
- -Вы правы. Надо прочитать басню.
|
- Ребята, во время чтения вам могут встретиться слова, которые вы еще не знаете. Поэтому давайте познакомимся с ними:
|
|
- Показ иллюстрации
- Ребята, посмотрите на слайд. Что такое поклажа? | - груз, багаж |
на слайде (4 слайд) ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР |
2. Подбор синонимов -Ребята, что значит слово впряглись? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (взялись, принялись что-либо делать) - Ребята, что значит слово пятиться? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (отходить, подаваться назад, бежать, отступать) - Ребята, что значит слово ныне? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (нынче, сегодня, сейчас) |
|
3. Словообразовательный анализ -Ребята, от какого слова образовано слово лад? (Ладить) -А что значит ладить? (жить дружно) -Значит, что значит лад? (согласие, мир и порядок)
-Ребята, от какого слова образовано слово мука? (мучить) -А что значит мучить? (причинять кому-то боль) -Значит, кто значит мука? (тяжесть, боль). |
|
Ну вот, сейчас, разобрав все непонятные слова, можем приступать к чтению. |
|
- Этап. Этап первичного чтения текста
Задачи: 1.Познакомить детей с текстом, вызвать эмоциональное восприятие (Пр) |
- У вас на столах лежат тексты (карточка № 5)
|
|
- Первый раз басню прочитаю я, а вы слушайте внимательно и следите.
| Слушают и следят. |
- Что вы можете сказать об этом произведении? Об этих персонажах?
|
|
- Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?
|
|
- Какие слова показались вам самыми красивыми, необычными? Хочется ли вам еще раз перечитать их? С каким настроением вы будете их читать?
|
|
- Что необычного вы узнали из этого произведения?
|
|
- Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?
|
|
- Этап. Этап вторичного чтения текста.
Задачи: 1. понять текста и создание его читательской интерпретации (Пр) |
Форма организации учебной деятельности: чтение хорошо читающих учеников Дидактические средства: учебник |
- а сейчас я вам предлагаю прочитать второй раз. …, читает громко вслух, остальные слелят. | Читают |
- Этап. первой ступени анализа произведения.
Задачи: 1. анализировать фактическое и конкретное содержание текста (Пр) |
- Ответьте на вопросы словами из басни
| |
- Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
| - Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
|
| |
- Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
| - “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый;
- “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад;
- “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело
|
- Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
| |
- Этап. второй ступени анализа произведения.
Задачи: 1. Анализировать эмоциональнообразность содержания текста (пр) |
- Упражнение «Вопрос для друга»
|
- Каждый из вас должен самостоятельно придумать свой вопрос к тексту, адресуя его своему другу.
| |
- … , какой ты вопрос задал? А как ты ответил?
| |
| |
- Этап. обобщения прочитанного.
Задачи: 1. Обобщить представление о басне (Пр) |
- А какой случай рассказал нам И. А. Крылов? |
|
- Рассмотрите иллюстрацию художника- оформителя. О чем эта история? |
|
- Почему же у героев ничего не получилось, ведь они так старались? | |
ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ | |
Перечитайте басню. Случайно ли И.Крылов выбрал этих героев? Какими показал их автор в своей басне? | - Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не…
|
Работа в парах | |
- Найдите и отметьте глаголы, которые помогают представить (охарактеризовать) образ каждого героя. |
|
.- Как вы себе представляете их действия? | - Они все делают свое дело добросовестно, старательно, Герои басни взялись за дело дружно. |
- Объясните выражение «Из кожи лезут вон» | |
- Почему же воз не сдвинулся с места? - В чем же дело, если мы уже знаем, что он был легким? | - Работа шла плохо. Воз остался стоять на том же месте, потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Каждый герой хочет решить проблему своим способом.
|
-Что главное они не сделали? | - Не договорились, не согласовали свои действия друг с другом.
|
- Где хранится главная мысль басни? | - (дети читают 1 часть басни)
|
- ребята, главная мысль в баснях обычно находится либо в первых строчка, либо в последний. И называется МОРАЛЬ. (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ) |
|
- а что стало основой басни? - о чем говориться в басне? Что рассказывает И.А. Крылов? | - случай |
- да, правильно, в основе лежит случай из жизни. (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ) Таким образом, мы получили, что в особенности построения басни входит случай из жизни и мораль. |
|
- Как вы думаете, зачем И.А. Крылов рассказал людям эту историю? | Он высмеивает несогласие, разобщенность. |
- то есть главной задачи басни является высмеивание недостатков людей (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ) |
|
- тогда давайте сформулируем, что же такое басня:
Басня – короткий рассказ, чаще всего в стихах, который носит поучительный характер. В басне высмеиваются человеческие недостатки. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди. |
|
(на доске)
|
|
- Какой смысл он вкладывает в слово «СОГЛАСИЕ»? (ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ, ДЕЙСТВИЙ) | - Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.
|
- Какой урок вы для себя извлекли? | |
- Этап. выразительного чтения произведения.
Задачи: 1.Вывести требования к хорошему чтецу по этой басне(Пр.) 2. Научиться выразительно читать эту басню(Пр.) 3. Учить взаимооценке (Р.) |
-Ребята, нам осталось выразительно почитать эту басню. |
|
-Когда лебедь, щука и рак стараются? Прикладывают силы? Найдите эти строки. Как мы их будем читать? | - Показывая, что нам тяжело.
|
-Найдите строки, в которых говорится, что у них ничего не получилось. |
|
-Как их мы будем читать? С каким настроением? | |
- А как к ним относится автор?
| - Он сожалеет, что в товарищах нет согласья
|
Мы с вами составили требования к хорошему чтецу. 1.Показать, как тяжело им было вести воз 2.Показать грусть от того, что у них ничего не получилось 3.Показать, что автору жалко лебедя, щуку и рака. | КРИТЕРИИ НА ДОСКЕ |
-Кто готов прочитать? |
|
-Попробуем оценить чтение. | |
-Кто оценит выразительное чтение ….? | |
-Что у неё получилось? | |
-Над чем надо еще поработать? | |
-За что можем похвалить? | |
- Этап. творческой работы
Задачи: 1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения(Пр) - Развивать творческие способности учащихся на уроках литературного чтения (Р)
|
- Ребята, а давайте попробуем инсценировать басню. Что нам для этого надо?
| - нужна лебедь, щука и рак |
- Пусть нашим возом будет стул. Кто хочет попробовать себя в роли этих животных?
| |
- Этап. домашнего задания
|
- Домашним заданием будет выучить басню И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» наизусть.
|
|
- И по желанию, можете в группах попробовать инсценировать басню, используя реквизиты.
| |
- Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Задачи: 1.Учить рефлексии содержания и настроения (Р.) 2.Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке (Р.) |
-Наш урок подошел к концу. |
|
-Ребята, с биографией и творчеством какого писателя мы с вами познакомились? | Иваном Андреевичем Крыловым |
-Над чем заставило вас задуматься содержание этой басни? | - что только в мире можно чего-то добиться |
- что такое басня, как она стоится? |
|
-Давайте оценим свою работу на уроке. |
|
Приём «Плюс – минус – интересно» |
|
- -У вас на партах лежат карточки №4 (приложение 5) с таблицей, прочитайте. Давайте это сделаем устно.
| |
- -В столбец «П» - «плюс»- все, что понравилось на уроке и было полезным.
|
|
- столбец «М» - «минус»- все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным.
| |
- В столбец «И» - «интересно»- все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
| |
- …, что ты бы отметил в первом столбике? Во втором? В третьем? Почему для тебя это показалось минусом?
| |
- Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. До новых встреч!
|