Тема конспекта: И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука» (Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения, выразительных средствах. Особенности басенного текста)
план-конспект по чтению

Хозяинова Елена Фёдоровна

материал 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

 пробного урока литературного чтения

ТЕМА

И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

(Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения, выразительных средствах. Особенности басенного текста)

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить с басней И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»; создать условия для формирования общего представления о жанре, особенностях построения, выразительных средствах; рассмотреть особенности басенного текста.

Технология обучения – проблемно-диалогическая

Тип урока – урок открытия нового знания (ОНЗ)

Составила студентка 332 группы

Хозяинова Елена Фёдоровна

Класс 2

Дата проведения урока 26.11.2020

ФИО преподавателя-консультанта:

Клековкина Екатерина Дмитриевна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

(подпись преподавателя)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности

2. Настроить детей на работу, создать приятную для этого атмосферу

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Регулятивные:
  1. Добиться понимания и сохранения учебной задачи
  2. Учить ставить задачи урока
  3. Учить взаимооценке
  4. Учить рефлексии содержания и настроения
  5. Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке
  6. Развивать творческие способности учащихся на уроках литературного чтения
  1. познавательные:
  1. Осуществлять анализ языкового материала
  1. коммуникативные:
  1. Учить признавать существование других мнений и принимать их
  2. Учить принимать участие в общей беседе
  3. Учиться ставить и отвечать на поставленные вопросы

ПРЕДМЕТНЫЕ:

  1. Создать условия для выработки навыка чтения
  2. Подготовить детей к восприятию произведения через предугадывание
  3. Учить предугадыванию с помощью заглавия и иллюстраций к произведению
  4. Познакомить детей с биографией И.А. Крылова
  5. понятИЕ текста и создание его читательской интерпретации
  6. Познакомить детей с текстом, вызвать эмоциональное восприятие
  7. анализировать фактическое и конкретное содержание текста
  8. Анализировать эмоциональнообразность содержания текста
  9. Обобщить представление о данной басне
  10. Вывести требования к хорошему чтецу по этой басне
  11. Научиться выразительно читать эту басню
  12. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения

Оборудование.

  • у учителя:

презентация, учебник, определение Басни (приложение 4)

  • у учащихся:

карточки №1,2,3,4,5


ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Этап. Организация начала урока

Залачи:

1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности (Л.)

2. 1.Настроить детей на работу, создать приятную для этого атмосферу (Л.)

На доске:

•старания, без, даются, не, Знания.

•Знания не даются без старания.

  • Посмотрите на экран. На нём пословица, но что-то с ней не так.

 Как вы думаете, что с ней?

  • А что нужно сделать, чтобы она стала правильной?

  • Кто прочитает?

  • Что означает эта пословица?

- Чтобы получить какой –то результат, нужно много трудиться

  • Верно, если человек не будет стараться, то никаких знаний у него не будет.

  • А что значит стараться на уроке?

-Работать активно. Отвечать на все вопросы

  • Поднимите руки те, кто хочет на этом уроке стараться получить знания.

  • Все хотят сегодня получить новые знания. Молодцы!

  • Но как мы уже говорили, для этого будем все стараться.

  1. Этап. Этап речевой разминки или разминки перед чтением

Задачи: 1. Создать условия для выработки навыка чтения (Пр) –

Задание: Упражнения на развитие смысловой догадки.        

Форма организации учебной деятельности: парная

Дидактические средства: карточки на столах №1 (Приложение 1)

- Ну что, ребята, раз вы так быстро справились с этим заданием, то предлагаю еще немного потренироваться.

  • У вас на столах есть карточки №1. Вам даны начало и конец трех пословиц. Ваша задача собрать все пословицы.

  • Работайте вы в парах. Поэтому как мы должны работать?

Перечисляют правила работы в парах.

  • Можете приступать к работе. Кто закончил, сядьте красиво, чтобы я увидела.

Работают в парах.

На слайде (1 слайд):

ПОМЕНЯТЬ ПОСЛОВИЦЫ

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Старый друг лучше новых двух.

  • Прочитайте, какие пословицы у вас получились. У кого по-другому? Молодцы.
  • Давайте прочитаем с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, как поэт.

  • Для чего мы выполняли такое задание?

-  потренировать навык чтения.

  1. Этап. Подготовка детей к восприятию произведения.

Задачи: 1. 4.        Познакомить детей с биографией И.А. Крылова (Пр.)

2.Подготовить детей к восприятию произведения через предугадывание (Пр.)        

3.Учить предугадыванию с помощью заглавия и иллюстраций к произведению (Пр.)

4.Учить ставить задачи урока (Р.)

5.Учиться ставить и отвечать на поставленные вопросы (К)

6.Осуществлять анализ языкового материала (П.)

7.Добиться понимания и сохранения учебной задачи (Р.)

8. Учить принимать участие в общей беседе (К.)

9.Учить признавать существование других мнений и принимать их (К.)

  • Задание: Знакомство с автором при помощи приема ТРКМ чп «Верные – неверные утверждения»

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная

Дидактические средства: карточки на столах №2 (Приложение 2), карточки на столах №3 (Приложение 3)

         На слайде (2 слайд)

  • Посмотрите на экран. Что вы видите?

-Портрет.

  • Вам знаком этот человек, который изображен на портрете?

-Нет

-Как вы думаете, почему я вам показала этот портрет?

-Мы сегодня познакомимся с творчеством, биографией человека, который изображен на этом портрете.

-Ребята, вы совершенно верно сказали. Этого человека зовут Иван Андреевич Крылов и мы познакомимся с его биографией и творчеством сегодня на уроке.

-Посмотрите на потрет. Как вы думаете, каким человеком является Иван Андреевич Крылов?

Добрым, отзывчивым, любит детей.

  • Хорошо, давайте с вами проверим так ли это. У вас на партах лежит таблица, это карточка №2 (приложение 2), возьмите её. В первом столбце написан вопрос, если вы считаете, что утверждение верное, то во втором столбце ставите «+», если нет, то ставите «-». После того, как вы ответите на эти вопросы, мы с вами прочитаем текст об этом писателе и узнаем, кто был точнее всего.
  • Каждый работает самостоятельно.

Вопрос

Ответ

Твое мнение «до» и «после» совпало?

До прочтения текста

После прочтения текста

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов родился в Москве?

Верно ли, что отец Ивана Андреевича Крылова имел 2 высших образования?

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов написал 236 басен?

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов был ленивым человеком?

-Что мы теперь должны сделать, чтобы проверить свои предположения?

- Прочитать информацию / текст об авторе.

Верно. Мы сейчас это и сделаем. Возьмите карточку №3 (приложение 3) с текстом об авторе и внимательно его прочитайте.

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в 1749 году в городе Москве. Его отец не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына.

В детстве Иван любил посещать городские праздники, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации. Он близко общался с народом. В 1782 году Крылов переезжает в Петербург.

Несмотря на то, что Крылов очень активно и достаточно энергично работал над своими баснями (за всю свою жизнь он написал 236 басен), он славился необыкновенной ленью. Бывало, что он засыпал в кресле, когда приходил навестить знакомых.

-После прочтения текста поставьте в третий столбец правильные ответы В последний столбец поставьте «+», если мнение совпало и «-», если мнение не совпало с первым ответом.

-Поднимите руки те, у кого полностью все совпало.

-Хорошо, может быть вы уже встречались с этим автором и все о нем знаете.

-Поднимите руку те, у кого не все совпало.

-Значит, эта информация была для вас новой и надеюсь, что она была для вас полезной и интересной.

  • Мотивация на первичное чтение. Предугадывание.

-Ребята, а как вы думаете, зачем мы с вами познакомились с биографией Ивана Андреевича Крылова?

-Будем читать его произведения\басни

На слайде (4 слайд)

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

  • Верно, ребята. Посмотрите на слайд. Прочитайте, как будете называться басня, с которой мы сегодня познакомимся.

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь в басне?

  • Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту. Что вы на ней видите?

 На слайде (слайд 3):

  • Как вы думаете, почему лебедь, щука и рак тащат телегу в разные стороны?

  • Для того, чтобы проверить свои предположения, что необходимо сделать?

- прочитать басню

  • Словарная работа
  • -Вы правы. Надо прочитать басню.
  • Ребята, во время чтения вам могут встретиться слова, которые вы еще не знаете. Поэтому давайте познакомимся с ними:

  1. Показ иллюстрации

- Ребята, посмотрите на слайд. Что такое поклажа?

- груз, багаж

  на слайде (4 слайд)  

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

2. Подбор синонимов

-Ребята, что значит слово впряглись? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (взялись, принялись что-либо делать)

- Ребята, что значит слово пятиться? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (отходить, подаваться назад, бежать, отступать)

- Ребята, что значит слово ныне? Какие синонимы мы можем к нему подобрать? (нынче, сегодня, сейчас)

3. Словообразовательный анализ

-Ребята, от какого слова образовано слово лад? (Ладить)

-А что значит ладить? (жить дружно)

-Значит, что значит лад? (согласие, мир и порядок)

-Ребята, от какого слова образовано слово мука? (мучить)

-А что значит мучить? (причинять кому-то боль)

-Значит, кто значит мука? (тяжесть, боль).

Ну вот, сейчас, разобрав все непонятные слова, можем приступать к чтению.

  1. Этап. Этап первичного чтения текста

Задачи: 1.Познакомить детей с текстом, вызвать эмоциональное восприятие (Пр)

  • У вас на столах лежат тексты (карточка № 5)

  • Первый раз басню прочитаю я, а вы слушайте внимательно и следите.

Слушают и следят.

  • Что вы можете сказать об этом произведении? Об этих персонажах?

  • Что показалось особенно интересным? непонятным? трогательным? смешным?

  • Какие слова показались вам самыми красивыми, необычными? Хочется ли вам еще раз перечитать их? С каким настроением вы будете их читать?

  • Что необычного вы узнали из этого произведения?

  • Совпали ли наши предположения (до начала чтения) с содержанием произведения?

  1. Этап. Этап вторичного чтения текста.

Задачи: 1. понять текста и создание его читательской интерпретации (Пр)

Форма организации учебной деятельности: чтение хорошо читающих учеников

Дидактические средства: учебник    

- а сейчас я вам предлагаю прочитать второй раз.

…, читает громко вслух, остальные слелят.

Читают

  1. Этап. первой ступени анализа произведения.

Задачи: 1. анализировать фактическое и конкретное содержание текста (Пр)

  • Ответьте на вопросы словами из басни
  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
  • Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
  • Получилась ли их затея?
  • А возу всё нет ходу
  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.
  • “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый;
  • “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад;
  • “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело
  • Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти?
  • Товарищи, поклажа легка
  1. Этап. второй ступени анализа произведения.

Задачи: 1. Анализировать эмоциональнообразность содержания текста (пр)

  • Упражнение «Вопрос для друга»
  • Каждый из вас должен самостоятельно придумать свой вопрос к тексту, адресуя его своему другу.
  • … , какой ты вопрос задал? А как ты ответил?
  • Хорошо, идем дальше!
  1. Этап. обобщения прочитанного.

Задачи: 1. Обобщить представление о басне (Пр)

- А какой случай рассказал нам И. А.

Крылов?

- Рассмотрите иллюстрацию художника-

оформителя. О чем эта история?

- Почему же у героев ничего не

получилось, ведь они так старались?

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ

Перечитайте басню. Случайно ли

И.Крылов выбрал этих героев?

Какими показал их автор в своей басне?

  • Они обитатели одной водной среды, значит могли договориться, но не…

Работа в парах

- Найдите и отметьте глаголы, которые помогают представить (охарактеризовать)

образ каждого героя.

.- Как вы себе представляете их действия?

- Они все делают свое дело добросовестно, старательно, Герои басни взялись за дело дружно.

- Объясните выражение «Из кожи лезут

вон»

- Почему же воз не сдвинулся с места?

- В чем же дело, если мы уже знаем, что он был легким?

  • Работа шла плохо. Воз остался стоять на том же месте, потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону. Каждый герой хочет решить проблему своим способом.

-Что главное они не сделали?

  • Не договорились, не согласовали свои действия друг с другом.

- Где хранится главная мысль басни?

  • (дети читают 1 часть басни)

- ребята, главная мысль в баснях обычно находится либо в первых строчка, либо в последний. И называется МОРАЛЬ. (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ)

- а что стало основой басни?

- о чем говориться в басне? Что рассказывает И.А. Крылов?

- случай

- да, правильно, в основе лежит случай из жизни. (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ)

Таким образом, мы получили, что в особенности построения басни входит случай из жизни и мораль.

- Как вы думаете, зачем И.А. Крылов

рассказал людям эту историю?

Он высмеивает несогласие, разобщенность.

- то есть главной задачи басни является высмеивание недостатков людей (ВЫВЕШИВАЮ КАРТОВЧКУ НА ДОСКУ)

- тогда давайте сформулируем, что же такое басня:

Басня – короткий рассказ, чаще всего в стихах, который носит поучительный характер. В басне высмеиваются человеческие недостатки.

Персонажами басен чаще всего являются животные и растения, а подразумеваются под ними люди.

 (на доске)

- Какой смысл он вкладывает в слово

«СОГЛАСИЕ»? (ЕДИНСТВО ЦЕЛЕЙ,

ДЕЙСТВИЙ)

  • Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно, умели договориться.

- Какой урок вы для себя извлекли?

  1. Этап. выразительного чтения произведения.

Задачи: 1.Вывести требования к хорошему чтецу по этой басне(Пр.)

2. Научиться выразительно читать эту басню(Пр.)

3. Учить взаимооценке (Р.)

-Ребята, нам осталось выразительно почитать эту басню.

-Когда лебедь, щука и рак стараются? Прикладывают силы? Найдите эти строки. Как мы их будем читать?

  • Показывая, что нам тяжело.

-Найдите строки, в которых говорится, что у них ничего не получилось.

-Как их мы будем читать? С каким настроением?

  • С грустью
  • А как к ним относится автор?
  • Он сожалеет, что в товарищах нет согласья

Мы с вами составили требования к хорошему чтецу.

1.Показать, как тяжело им было вести воз

2.Показать грусть от того, что у них ничего не получилось

3.Показать, что автору жалко лебедя, щуку и рака.

КРИТЕРИИ НА ДОСКЕ

-Кто готов прочитать?

-Попробуем оценить чтение.

-Кто оценит выразительное чтение ….?

-Что у неё получилось?

-Над чем надо еще поработать?

-За что можем похвалить?

  1. Этап. творческой работы

Задачи: 1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения(Пр)

  1. Развивать творческие способности учащихся на уроках литературного чтения (Р)
  • Ребята, а давайте попробуем инсценировать басню. Что нам для этого надо?

- нужна лебедь, щука и рак

  • Пусть нашим возом будет стул. Кто хочет попробовать себя в роли этих животных?
  •  Пробуют инсценировать
  1. Этап. домашнего задания
  • Домашним заданием будет выучить басню И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак» наизусть.

  • И по желанию, можете в группах попробовать инсценировать басню, используя реквизиты.
  1. Этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Задачи: 1.Учить рефлексии содержания и настроения (Р.)        

2.Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке (Р.)

-Наш урок подошел к концу.

-Ребята, с биографией и творчеством какого писателя мы с вами познакомились?

Иваном Андреевичем Крыловым

-Над чем заставило вас задуматься содержание этой басни?

- что только в мире можно чего-то добиться

- что такое басня, как она стоится?

-Давайте оценим свою работу на уроке.

Приём «Плюс – минус – интересно»

  • -У вас на партах лежат карточки №4 (приложение 5) с таблицей, прочитайте. Давайте это сделаем устно.
  • -В столбец «П» - «плюс»- все, что понравилось на уроке и было полезным.

  • столбец «М» - «минус»- все, что не понравилось на уроке, осталось непонятным.
  • В столбец «И» - «интересно»- все любопытные факты, о которых узнали на уроке.
  • …, что ты бы отметил в первом столбике? Во втором? В третьем? Почему для тебя это показалось минусом?
  • Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. До новых встреч!

Приложение 1

Собери пословицы.

За двумя зайцами погонишься,

а телегу зимой.

Готовь сани летом,

лучше новых двух.

Старый друг

ни одного не поймаешь.

Приложение 2

Вопрос

Ответ

Твое мнение «до» и «после» совпало?

До прочтения текста

После прочтения текста

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов родился в Москве?

Верно ли, что отец Ивана Андреевича Крылова имел 2 высших образования?

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов написал 236 басен?

Верно ли, что Иван Андреевич Крылов был ленивым человеком?

Приложение 3

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в 1749 году в городе Москве. Его отец не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына.

В детстве Иван любил посещать городские праздники, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации. Он близко общался с народом. В 1782 году Крылов переезжает в Петербург.

Несмотря на то, что Крылов очень активно и достаточно энергично работал над своими баснями (за всю свою жизнь он написал 236 басен), он славился необыкновенной ленью. Бывало, что он засыпал в кресле, когда приходил навестить знакомых.

Приложение 4

Басня – короткий рассказ в стихах, который носит поучительный характер

Приложение 5

П

М

И

Приложение 6

Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иван Крылов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Басня И. А. Крылов «Лебедь, рак и щука»

Урок литературы в 3 классе....

Урок литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И.А.Крылов "Лебедь, Рак и Щука" 2 класс. Школа России....

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)- развивать умение выразительно читать, рассуждать, реш...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Знакомство с жизнью и творчеством И. А. Крылова.. Особенности басен. И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

Урок открытия нового знания.Цель: раскрыть понятие литературного жанра «басня»;познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».Образовательные задачи:познакомить...

Презентация к уроку литературного чтения на тему: «И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» 2 клаасс

Цель урока: создание условий для знакомства обучающихся с басней   И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», расширениечитательского кругозора детей; знакомство с биографией И. А. Крыл...