Конспект урок литературного чтения во 2 классе Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
УМК «Гармония»
Класс: 2
Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_2_klass.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Болтутинская средняя школа
имени И.К.Базылева»
Конспект урок литературного чтения во 2 классе
Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Учитель начальных классов:
Максимова Татьяна Ивановна
первая квалификационная категория
УМК «Гармония»
Класс: 2
Тема: Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
Задачи:
Формируемые УУД (способы деятельности)
Предметные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «отважный», «отзывчивый»;
Метапредметные
Личностные УУД: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения;умение работать в группе, в парах;
умение сотрудничать в совместном решении проблемы; умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на уроке; развитие памяти, логического мышления, творческих способностей; развитие речи обучающихся.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей; смысловое чтение;
поиск и выделение необходимой информации; осознанное построение речевого высказывания.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование: Компьютерная презентация к уроку; аудиозапись сказки «Храбрый мальчик» в исполнении ЕремееваС.С.; напечатанные слова: добрый, смелый, отважный, мужественный, храбрый, отзывчивый; словарь Ожегова; песочные часы; смайлики с настроениями.
Структура и ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивационно -установочный этап. Самоопределение к деятельности. | - Ребята, начинаем урок. Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и поздоровайтесь с гостями. Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами. Придумано кем-то просто и мудро И я хочу вам пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь урок! Ребята, а как называется раздел по которому мы работаем? (Слайд 2) -Как мы учились читать? -Чему ещё учимся на уроках литературного чтения? (Слайд 3) (У – учимся размышлять, доказывать и делать выводы, Р– развиваем устную речь, О – открываем неизвестное, К – корректируем ответы одноклассников) -Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необыкновенные, загадочные. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели? Давайте в этом убедимся. | Настраиваются на учебную деятельность на уроке. | Личностные: осознанное отношение к учебной работе . |
2.Проверка домашнего задания | - Какое у вас было домашнее задание? 1.Инсценировка рассказа В. Голявкина «Как я под партой сидел»(желающие ученики) 2.Игра «До первой ошибки» (Чтение рассказа В. Голявкина«Про то, для кого Вовка учится».) (Один ученик читает, а остальные внимательно следят .Как только читающий ученик ошибется, товарищи хлопают в ладоши. Это знак «ошибка». Чтение продолжает другой ученик, тоже до первой ошибки. -Для кого же вы учитесь? - Какие пословицы об учебе, знаниях знаете? -Как понимаете эти пословицы? (Слайд 4) -Век живи - век учись! . -Ученье свет, а неученье – тьма. -Кто много читает, тот много знает. Вывод: Я надеюсь, что каждый из вас учится и для себя и для других. | Разыгрывают ситуацию, представленную в рассказе. Отвечают на вопрос Высказывают мнения о значении получения хорошего образования для успеха в жизни и о том, какое значение для хорошей учёбы имеет умение правильно и быстро читать. Анализируют смысл пословиц о чтении, учении, учебном труде. | Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству,культурному общению с одноклассниками, в семье, с другими людьми. Личностные: положительная мотивация к обучению и к чтению. Коммуникативные: способность выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения |
3.Постановка учебной проблемы:целеполагание | -Посмотрите на следующее произведение. Что вы заметили? (Оно без названия) -Какая задача стоит перед нами? (Наша задача: поработать над этим произведением , выяснить жанр этого произведения и озаглавить его.) -А что необходимо для того, чтобы на уроке каждому было интересно и каждый узнал что-то новое для себя?(Внимательно слушать, активно работать, думать, размышлять) | Формулируют задачи урока: учиться правильно, быстро, выразительно читать, красиво говорить, познакомиться с новым произведением. | Регулятивные: умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения |
4.Подготовка к восприятию. | Подготовительные упражнения Работа со словами (Слайд 5) 1.Читай слова слитно ЗА-БЛУ-ДИЛ-СЯ ЗАБЛУДИЛСЯ РАС-ПРО-СТЕР-ЛА -РАСПРОСТЕРЛА - Смотрим на сноску этого слова. РАСПРОСТЕРЛА (крылья) - широко развела в стороны. 2. Читай целыми словами. МАХ- РАЗМАХ - РАЗМАХНУЛСЯ - Какая общая часть в этих словах? (МАХ) –Как называют такие слова? (родственные) 3.Читай слитно, как одно слово ГУЛЯЛ-ГУЛЯЛ, ИСКАЛ-ИСКАЛ, ЧУДО-ПТИЦА 4.Читай внимательно. КРЫЛЬЯМИ - КРЫЛАМИ СЛОМАЛ – СЛОМИЛ -Чем отличаются слова в парах? 5. Работа в ТПО (в парах) с.68 -Подчеркните буквы, которыми отличаются слова и прочитайте правильно. (Взаимопроверка) | Называют слова хором Выполняют с опорой на слайд или по учебнику подготовительные упражнения, предваряющие чтение. Работают в парах Осуществляют взаимопроверку | Познавательные: строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: способность к сотрудничеству в паре. |
5.Знакомство со сказкой | Прослушивание аудиозаписи рассказа в профессиональном актёрском чтении | Слушают рассказ в исполнении профессионального чтеца. | |
6.Выявление первичного восприятия произведения. | - Кому понравилось произведение? - Какое чувство вызывает оно? - Когда вам было грустно? -Как вы думаете, почему мальчик стал помогать птенцам? -Как называют таких людей? -Каким же вам показался мальчик из сказки?(Слова, характеризирующие мальчика, учитель вывешивает на доску) (храбрый, смелый, отважный, мужественный, добрый) - А какая чудо – птица? (благодарная) -Подтверждение найдём в словаре Ожегова (ученик находит и зачитывает вслух) «Отзывчивый человек – это легко отзывающийся на чужие просьбы, нужды, готовый всегда помочь в любой ситуации». -Так какого человека называют отзывчивым? | Ответы детей | Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Личностные: способность к симпатии. |
7.Работа над жанром произведения и его названием | -Какие литературные жанры знаете?(Слайд 6) Таблица с литературными жанрами на доске:РАССКАЗ СКАЗКА БАСНЯ ПОЭЗИЯ ЗАГАДКИ ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ -К какому жанру мы отнесем это произведение? (сказка) - Почему? (Сказка, это рассказ, в котором говорится о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны .) - Какие бывают сказки? (народные и авторские) (волшебные, бытовые, о животных) - Как вы думаете, а наша сказка, какая? (волшебная) -Почему мы можем назвать ее волшебной? - Как бы вы ее озаглавили? Выполнение задания №2 с.167(Храбрый мальчик) - Почему именно это название больше всего подходит к сказке? (Говорится о мальчике, который совершил храбрый поступок) (Слайд 7) - Как мы можем проверить свои предположения относительно названия сказки? (мы можем посмотреть в оглавлении) - Что еще вы узнали об этом произведении по «Содержанию» учебника? (Эта сказка - дагестанская.)(Слайд 8) - Значит, эта сказка народная или авторская ?(народная) -Сказка создана народом Дагестана, расположенного на Северном Кавказе .Народы Кавказа высоко чтут такое человеческое качество, как храбрость, и это отразилось в их многочисленных произведениях, в том числе и в прочитанной сказке. Обобщение: - Какие качества человека ценит дагестанский народ? - Как вы думаете, только ли дагестанский народ ценит храбрость? Вывод учителя: Такие качества человека, как доброта, храбрость, отвага, умение быть благодарным – это ценности, которые ценятся у каждого народа, передаются они из поколения в поколение. Каждый человек должен воспитывать в себе эти качества. | Регулятивные :прогнозирование. Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном. | |
Динамическая пауза | -А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.) А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны. | Выполняют двигательные упражнения | Личностные: способствовать в понимании необходимости соблюдения бережного отношения к здоровью. |
8.Анализ содержания прочитанного. | Работа с текстом. Работа по учебнику с. 163-167. -Продолжим нашу работу. 1. Читаем отрывок сказки на с. 164 самостоятельно в течение 1 мин. - Кто прочитал раньше, сигналит мне. 2. Продолжим чтение по абзацам «цепочкой» с. 165. 3. Чтение по ролям с. 166-167 Беседа посодержанию (Ответ подтвердить словами из текста). - Что произошло с мальчиком в лесу? (Мальчик гулял в лесу и заблудился, искал дорогу, устал, лег под куст отдохнуть.) - Что он увидел, когда лег отдохнуть? - Какое чувство испытал мальчик, когда увидел змею? (испугался) - Почему он решил помочь птенцам? (пожалел птенцов) - Как он помог птенцам? (Взял палку, размахнулся и ударил змею) - Легко ли досталась победа мальчику? - Почему чудо – птица не убила мальчика? (Потому что он спас ее птенцов от смерти) - Как чудо – птица отблагодарила мальчика? (Чудо – птица принесла мальчика прямо к его дому и опустила на крышу) - В каких словах выражена главная мысль сказки? (будь всегда таким, как сейчас), т.е. будь всегда храбрым. -Ребята, а вам понравилась эта сказка и чему она нас учит? | Упражняются в быстром чтении на минуту, чтении по абзацам «цепочкой»,выразительном чтении по ролям. Анализируют произведение , отвечая на вопросы учителя. | Регулятивные: способность к контролю,самоконтролю и коррекции. Познавательные: наблюдать за построением предложений, за разнообразием способов выражения мыслей и чувств; делать умозаключения, сравнивать, способность воспринимать информацию, представленную в разных видах. |
Гимнастика для глаз | (Слайд 9) | Выполняют по заданию | Личностные: способствовать в понимании необходимости соблюдения бережного отношения к здоровью. |
9.Работа в группах «Собери пословицу» | -Чудо-птица прислала вам конверты с пословицами .Вы их должны собрать и объяснить . - Какая пословица подходит к сказке? 1.Жизнь дана на добрые дела.(Красный конверт) 2. Смелого и страх не берёт. (Синий конверт) 3. Не бросай слабого в беде. (Зелёный конверт) Проверка по слайду (Слайд 10) Обобщение: Только добрый человек способен на хорошие дела ипоступки. Доброта приносит людям радость и взамен не требует награды. Вам надо научиться быть добрыми не только к своим родным, но и ко всем окружающим. | Групповая работа Составляют и анализируют смысл пословиц | Коммуникативные: способность к учебному сотрудничеству в группе с целью решения учебно-познавательных задач. Регулятивные: способность к контролю,самоконтролю и коррекции |
10.Подведение итога урока. | - С каким произведением познакомились на уроке? - Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. - Чему учит нас эта сказка? -Оценивание работы учащихся. | Ответы учащихся Выводы учащихся | Коммуникативные: способность слушать, воспринимать услышанное, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Личностные: личностный рост, личные достижения |
11.Домашнее заданиедифференцировано | (слайд 11) с. 163 – 167 читать быстро по ролям или пересказывать, нарисовать чудо-птицу ТПО с.69. | Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
12.Рефлексия | -А сейчас возьмите карточку и покажите какое настроение у вас в конце урока?
| Показывают настроение смайликами |
Литература:
Для учащихся:
- О. В. Кубасова. Литературное чтение. Любимые страницы. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. (УМК «Гармония») в трёх частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г.
- О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь к учебнику литературное чтение для 2 класса. Любимые страницы. (УМК «Гармония») в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013
Для учителя:
- Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
- Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 4 класс Тема: А.П.Чехов «Мальчики».
Урок в технологии проблемного обучения УМК "Школа России"...
Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».
Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению
Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...
Конспект урока Литературное чтение по теме: "А.П.Чехов "Мальчики"" (УМК "Школа России" , 4 класс)
Цели деятельности учителя: повторить произведение, понять на сколько хорошо учащиеся его понимают, произвести проверку по тексту.Планируемые результатыПредметные:Уметь отвечать на вопросы п...
План-конспект урока литературное чтение 3 класс по теме Мифы древней Греции «Храбрый Персей».
Конспект урока литераторное чтение 3 класс...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...
Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца"
Конспект урока литературного чтения, 3 класс....