План-конспект урока литературное чтение 3 класс по теме Мифы древней Греции «Храбрый Персей».
план-конспект занятия по чтению (3 класс)
Конспект урока литераторное чтение 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspek_literaturnoe_chtenie.docx | 65.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
УМК «Школа России», 3 класс
(В. Г. Горецкий «Литературное чтение» 2 часть, стр. 190 - 199)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: Мифы древней Греции. «Храбрый Персей».
Цель: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания и специфики текста мифа, через ознакомление с мифом «Храбрый Персей»,для умения давать характеристику героев, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять жанровые особенности мифа.
Задачи:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с мифами Древней Греции; расширить кругозор обучающихся; познакомить их с древнегреческим мифом.
Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с мифом; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к Родине, патриотизма; инициативность в построении совместной учебной деятельности; стимулировать желание обогащать свой кругозор.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.
Планируемые результаты:
Личностные: формирует устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирует положительное отношение к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирует умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планирует и организовывает работу в группе.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознает познавательную задачу; читает, извлекая нужную информацию; осознает смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивает выполненные действия и вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: строит монологическое высказывание на заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ведет диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивает свою позицию.
Предметные: анализирует текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделяет жанровые особенности; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и составляет вопросы по содержанию прочитанного, находит части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносит поступки героев с нравственными нормами; участвует в обсуждении прочитанного произведения.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, учебник, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие:
У.: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Ксения Максимовна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.
2. Проверка готовности к уроку.
У.: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.
3. Мотивация к учебной деятельности.
У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.
Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Знать обо всем хотят на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
У.: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
О.: поднимают руки.
У.: - Кто готов помогать друг другу?
О.: поднимают руки.
У.: - Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?
О.: поднимают руки.
У.: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.
II. Актуализация умений и знаний.
У.: - Ребята, откройте учебники на стр. 89. С каким разделом мы с вами сегодня начинаем знакомиться?
О.: - Мы начинаем знакомиться с разделом «Зарубежная литература».
У.: - Верно, мы с вами уже изучали произведения зарубежных авторов. Каких зарубежных авторов вы помните?
О.: - Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен.
У.: - Хорошо, ребята, а какие зарубежные произведения вы знаете?
О.: - Кот в сапогах, Красная шапочка, Принцесса на горошине.
У.: - Молодцы!
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: - Сегодня мы с вами перейдем к изучению нового раздела, ранее мы с вами изучали произведения таких жанров как сказка, повесть, рассказ, а для того, чтобы определить жанр произведения, который мы с вами сегодня будем изучать, читать и анализировать, я предлагаю вам разгадать ребус.
О.: - Это миф.
У.: - Молодцы! Как вы думаете, что означает слово «миф»?
О.: - Я думаю, это сказка, что-то древнее, как легенда.
У.: - Вы были близки. Миф – сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
У.: - Кто автор этого произведения?
О.: - Автор не написан, значит это произведение создано народом.
У.: - Правильно!
У.: - Сейчас мы с вами разделимся по группам, каждой группе будет дан паззл. Ваша задача – собрать картинку. Когда соберете паззл – поднимите руку.
О.: собирают паззл.
У.: - Ребята, мы с вами собрали паззл. Пока мы не знаем, кто изображен на картинке. Для того, чтобы нам это определить, нам нужно разгадать ребус.
О.: - Храбрый Персей.
У.: - Вы проделали такую большую работу, теперь ответьте на вопрос. Какая тема нашего сегодняшнего урока?
О.: - Тема нашего урока: «Мифы Древней Греции. Храбрый Персей».
У.: - Правильно, сегодня мы познакомимся с одним из многих мифов Древней Греции про «Храброго Персея» автором которой является народ. Но прежде чем мы будем читать это произведение попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться…
О.: - Познакомимсяс мифом «Храбрый Персей»; узнаем, что такое миф; будем учиться анализировать миф; вспомним, что знаем о Греции.
IV. Открытие новых умений, знаний.
1) Краткие биографические сведения об авторе.
У.: - Ребята, что вы знаете о Греции?
О.: - Греция – это европейская страна. Её столица – город Афины. В Греции были проведены первые в мире Олимпийские игры. Греция в древности была известна своей архитектурой, учеными и литераторами и т.д.
У.: - Молодцы, вы очень хорошо запомнили то, о чем мы говорили с вами
на уроках окружающего мира, а сегодня нам предстоит познакомиться с литературным наследием этой страны. Мы постараемся выяснить, кого в древности люди считали героями.
2) Словарная работа.
У.: - Ребята, у вас на столах лежат слова, к которым необходимо подобрать верные определения. Для того чтобы получился правильный ответ нужно собрать кусочки определения в одно целое. Пока все работают в парах, Таня и Олеся будут выполнять индивидуальное задание у доски (погреб, утёс).
У.: - Вельмо́жа – это знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.
Скита́ться – это переходить, переезжать из одного места в другое, проводить жизнь в странствиях.
По́греб – подземное помещение для хранения продуктов.
По́двиг – самоотверженный героический поступок.
V. Физкультминутка
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.
2. - правую руку вперед, левую вверх.
3. - переменить положения рук.
Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
VI. Первичное чтение. Анализ первичного восприятия.
Речевая разминка.
У.: - Чтение начнем с речевой разминки. Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
У.: - Читаем шёпотом, потом немного громче. А теперь читаем громко и внятно. Читаем скоро и быстро (3-4 человека).
О.: повторяют.
Чтение мифа.
У.: - Сейчас Вы по очереди прочитаете текст на стр. 191 до стр. 196.
О.: читают произведение.
У.: - Вам понравилось это произведение?
О.: - Да, понравилось.
У.: - Почему?
О.: - Потому что Персей спас свою Родину и защитил свой народ от злой колдуньи Медузы Горгоны.
У.: - Какие эпизоды вам особенно запомнились?
О.: - Когда Персей отрубил голову Медузе Горгоне, это показало его смелость и храбрость.
VII. Вторичное чтение. Анализ содержания басни.
Чтение про себя.
У.: Откройте учебник на стр.196 и прочитайте про себя до стр.199.
О.: читают про себя.
У.: - Кто является главным героем и каким он был?
О.: - Главным героем является Персей, он был смелым, храбрым, отважным человеком.
У.: - Найдите подтверждение в тексте.
О.: - «…К счастью жил в этом городе Храбрый Персей. Он никогда никого не боялся…».
У.: - С кем пришлось бороться Храброму Персею?
О.: - Персей боролся с Медузой Горгоной.
У.: - Найдите в тексте описание Медузы Горгоны и подчеркните слова, которые помогут изобразить ее.
О.: - Медуза Горгона – это крылатая женщина. Она была очень красивая. «Её крылья сверкали, как радуга, у нее было такое прекрасное, печальное, задумчивое молодое лицо…». Медуза Горгона спокойная, но ее спокойствие – это злость и жестокость.Это была бессердечная женщина. «На лужайках, в садах, на улицах бегало много детей. Они играли в веселые игры, прыгали, плясали, смеялись и пели. Но стоило Медузе Горгоне пройти мимо них, как они превращались в холодную глыбу камней.»
У.: - Почему Персей решил сразиться с Медузой Горгоной, несмотря ни на что?
О.: - Персей захотел отмстить Медузе за ее злые дела.Персей очень любил свою родину, своих родных, близких. «Я убью эту злую колдунью. Я спасу от нее свою Родину!»
У.: - Как действовал Персей?
О.: - Персей действовал быстро, решительно.
У.: - Как вы думаете, что мы еще можем сказать о Персее, если он один нашел способ борьбы с Медузой Горгоной?
О.: - Персей был находчивым.
У.: - Как вы считаете, можно поступок Персея назвать подвигом и почему?
О.: - Поступок Персея можно назвать подвигом, потому что он совершил это ради других людей.
У.: - Значит, в мифах рассказывается о подвигах героев. Каких?
О.: - Герои в мифах вымышленные.
У.: - Какая опасность подстерегала Храброго Персея, когда он отрубил голову Медузе?
О.: - Сестры Медузы проснулись и полетели за ним в погоню. Они кричали: «Отдай нам голову нашей сестры!».
У.: - Кто встретил Храброго Персея по дороге?
О.: - По дороге ему встретилась добрая волшебница по имени Афина Паллада. Она подарила Персею волшебные сандалии за его геройство, и наш герой отправился в свой родной город.
У.: - Верно! Что произошло в городе, когда Персей вернулся?
О.: - Когда Персей вернулся в город, все люди радостно встречали его. Он пришёл к Царю Полидекту доказать, что победил Медузу Горгону. Царь ему не поверил, поэтому Персей достал голову Медузы, и Царь и его вельможи превратились в камень.
У.: - Как вы считаете, заслуженное наказание получил Царь Полидект и его вельможи? Почему?
О.: - Да, они получили заслуженное наказание, так как думали только о себе, а не о своем народе.
У.: - Значит, в мифах добро вознаграждается, а зло наказывается.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: - Как вы думаете, зачем люди слагали мифы?
О.: - Люди слагали мифы, для того чтобы учить нас быть смелыми, храбрыми, честными, сильными.
У.: - Прочитайте пословицы и подумайте, какая из пословиц наиболее точно соответствует этому произведению.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За правое дело своей головы не жалей и чужой не милуй.
О.: - Мне кажется, к этому мифу подходят все пословицы. Например, Персей, как в первой пословице, был смелым, в отличие от Царя Полидекта, и поэтому он смог победить злую Медузу Горгону. Во второй пословице говориться о том, что не бывает двух победителей и двух проигравших. Всегда в каждом сражении есть один победитель и один проигравший. Других исходов не бывает. И в третьей пословице, как и в мифе, говориться о том, что за благородное дело можно и жизнь отдать, а не прятаться за спины других. Персей был смелым и пошел защищать свой народ, несмотря на то, что был обречен на смерть. А Царь в это время прятался в подземелье и пировал со своими вельможами.
У.: - Молодцы! По вашему мнению, на какие литературные жанры похожи мифы?
О.: - Мифы похожи на сказки и легенды.
У.: - Почему вы так думаете?
О.: - Потому легенды, как и мифы, написаны очень давно. Легенда и миф похожи тем, что они придуманы народом в древние времена и в их основе лежит преувеличение способностей героев. Оба относятся к эпическому народному жанру. Можно сказать, что миф, как и сказка, – вымысел и несет в себе поучительный характер. Но миф, более реален, хоть и пытается одушевить все реальное и найти в нем магию. Сказка и миф учат нас поступать по совести, слушать свое сердце и быть добрыми.
У.: - Мы провели с вами большую исследовательскую работу! Героев мифов мы встречаем не только в литературе, но и в искусстве.
У.: - Именами мифических героев называют созвездия. «Выйди в ясную ночь и взгляни небо, усыпанное яркими звёздами. Ты увидишь созвездие молодого Персея. В руке у Персея голова Медузы, но не бойся смотреть на неё: она уже не может превратить тебя в камень. Рядом Персеем ты увидишь его прекрасную жену Андромеду. Руки её подняты кверху, словно они прикованы к скале. Тысячи лет люди смотрят на эти созвездия и вспоминают славного героя Персея, который спас всех от Медузы Горгоны и от жестокого морского чудовища».
У.: - Почему рядом с созвездием Персея находится созвездие Андромеды?
О.: - Персей и Андромеда любили друг друга и долгие годы жили мирно и счастливо. Боги, наблюдающие за ними с небес, после смерти, влюбленных решили поместить их на небо в виде созвездий. Потому возле группы звезд Андромеды находится звездное скопление, носящее имя ее мужа.
У.: - Теперь возвращаемся к нашим «словам-помощникам», определяем, выполнили ли мы учебные задачи сегодняшнего урока.
О.: - Сегодня на уроке мы познакомились с мифом «Храбрый Персей», узнали, что такое миф, научились анализировать миф, вспомнили, что знаем о Греции.
У.: - Ребята, я предлагаю вам назвать три момента, которые у вас получились хорошо в течение урока, и назвать одно действие, которое улучшит работу на следующем уроке.
О.: рассказываю о трех моментах, которые им запомнились на уроке, и называют одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
У.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были такими активными, внимательными. Спасибо вам за урок!
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: - Дома прочитайте миф еще раз, и выполни задание на сайте learningapps.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"
Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...
Урок литературного чтения "Мифы Древней Греции. Храбрый Персей"
Урок литературного чтения в 3 классе(по программе под редакцией Л.В.Климановой «Родная речь»)...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Мифы Древней Греции."Храбрый Персей""
Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель:формировать представления о мифах Древней Греции,обеспечить формирования читательских умений и навыков....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Мифы Древней Греции. "Дедал и Икар"
Конспект урока литературного чтения с учащимися 4 классаТема: Мифы Древней Греции. «Дедал и Икар»Задачи:1) познакомить с новым мифологическим произведением;2) разви...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: Мифы древней Греции «Храбрый Персей» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о мифах древней Греции; формирование умения анализировать, воспринимать выраженные в них чувства, настроение. Планируемые результаты Предметные: ...
Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир...
Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по теме Мифы древней Греции "Храбрый Персей".
Презентация по теме Мифы древней Греции "Храбрый Персей" 3 класс...