Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока. Урок Обучения грамоте " Буква и звук Е" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по обучению грамоте
Тема: «Звуки [й ‘э], [‘ э]. Буква Е е .»
Составила: учитель начальных классов Синяк Светлана Михайловна
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новыми буквами «Е», «е»; сформировать чёткое представление о том, что буква «е» в начале слова и после гласной обозначает 2 звука, а после согласных – 1 звук; развивать фонематический слух и культуру произношения; формировать навык чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
- принимают и осваивают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения;
- проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений;
- работают на результат.
Предметные:
- знают звуки [й ‘э], [‘ э] и обозначение их на письме буквой е;
- умеют читать слова с этой буквой.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник: Азбука В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, учебная презентация.
Этапы урока | Содержание урока Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент// Мотивационный этап Словесный: слово учителя | - Здравствуйте, ребята! Прозвенел и смолк звонок. Правильная посадка за партой ( слайд 3) | Приветствовать учителя, друг друга; проверять готовность к уроку; эмоционально настраиваться на урок. Проверять готовность к уроку. | Л:самоопределение; Р: мобилизация эмоциональной устойчивости |
2. Постановка учебной задачи и её решение Практический: артикуляционное упражнение. Чтение слогов Практический: рассматривание страницы азбуки. Словесный: постановка вопросов по содержанию страниц и формулирование задач урока. | Постановка проблемы Артикуляционные упражнения: Ребята, давайте прочитаем слоги нараспев. (слайд 4) Прежде чем приступить к новой теме урока вспомним то, что мы уже знаем:
Вспомним, с помощью чего мы общаемся? Какая бывает речь? - Из чего состоит наша речь? - Из чего состоят предложения? - На что делятся слова?
- Из чего состоят слова?
-Какие бывают звуки?
- Какими бывают гласные звуки?
- Какими бывают согласные звуки?
Какие гласные буквы обозначают твёрдых согласных? - Какие мягкость согласных? Физминутка (слайд 5) -Ребята, теперь откройте учебник на стр.72, посмотрите на рисунок, и скажите, как называется наша сказка? (слайд 6) «По щучьему веленью» -А кто знает, как звали главного героя сказки? «Емеля» -А на какую первую букву начинается его имя? «Е» -Ребята, как вы думаете, какую букву будем изучать ? -Какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой Е, и ее звуками) -Молодцы! | Читают хором - Мы общаемся с помощью речи. Письменная, устная, мысленная - Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова делятся на слоги. Слова состоят из звуков Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки бывают ударными и безударными. Согласные звуки бывают звонкими и глухими; твердыми и мягкими. А О У ы И Рассматривать страницу учебника, Формировать ответы на вопросы; Прогнозировать содержание урока; Формировать задачи урока.. | Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. |
3. Решение частных задач Словесный: ответы на вопросы Словесный: выделение новых звуков в букве. Словесный: речь учителя. Словесный: звуковой анализ по схеме слова Практический: составление схемы слова. Словесный: беседа. Наглядный: работа с иллюстрацией. Словесный: звуковой анализ по схеме слова Словесный: слово учителя. Практический: разбирать слово. Физминутка Практический: чтение слогов. Практический: выполняют задание из учебника. Наглядный: рассматривать иллюстрацию Практический: читать текст. Практический: выполнение упражнения | Знакомство со звуком. Работа со схемой слова лес. -Давайте с вами вернемся к нашей сказке, вспомните и расскажите, что произошло в начале сказки? -А кто нам скажет, чем закончилась сказка? -Молодцы, ребята! - Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие. -А куда мы отправляемся, догадайтесь: - Есть друг зелёный у ребят И он всегда ребятам рад. Весной он веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. Полон сказок и чудес, Этот друг – зелёный…….? -Правильно, мы отправимся в лес. Запись слова на доске (на слайде 8 появляется картинка и слово лес) -Давайте прочитаем хором слово лес.(ле-е-е-ес). -Какой гласный звук выделили голосом?([‘ э].) -После какого согласного слышится э? (после мягкого) -Кто догадался, какой буквой обозначим звук э?(буквой е) -Теперь нам надо поселить нашу букву в дом на нашу ленту букв. (Слайд 9) -Где поселим букву «е»? (В красном доме, т. к. это гласная буква) -Что обозначает буква е, твердость или мягкость согласного? (Она обозначает мягкость предшествующего согласного) - Ребята, буква Е-это друг мягких согласных, а если мы называем Е другом мягких согласных, значит она смягчает предшествующий согласный звук. -Ребята, внимательно посмотрите и скажите, где расположена буква е в нашем слове?(В середине) Буква Е -это гласная, и когда она стоит в середине, то имеет звук [‘ э]. -Давайте с вами составим схему слова лес. -Сколько слогов в слове лес?(1) -Почему?(одна гласная) - А Как еще можно доказать?(считают хлопками) -Сколько звуков в слове? -Охарактеризуйте каждый звук. -Назовите первый звук? Какой он? (согласный,мягкий) -Назовите второй звук? [‘ э]. Какой он?(гласный) -И последний звук? (согласный, твердый) Откройте тетради и запишите в них слово ЛЕС и схему к нему. -Теперь придумайте сами слова, где е стоит в середине. Вопросы – помощники: -Подумайте, в названии каких животных и растений осеннего леса встречается буква Е. Деревья, ветер, ветки, медведь, белка, белый гриб, змеи, пень, муравей… Формулировка правила .(слайд 11) Ребята, запомните это правило: Если буква Е стоит после согласного, то она обозначает один звук если после мягкого согласного слышится звук [э], то пишется буква е. Работа со схемой слова Ели.(слайд 12) -Ребята, на стр. 73 под буквой Е, найдите рисунок, что на нем изображено?(Ели) Запись слова на доске. -Давайте теперь разберем слово ели. -Ребята, на страничке, найдите схему слова ели. -Сколько слогов в слове ели?(2) -Почему?(2 гласные) - А Как еще можно доказать?(считают по хлопкам) -Сколько звуков в слове?(4) -Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге?(1 звук… 2 звука) -У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук. -Почему задание одно, а ответы разные? -Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв. -Произнесем первый слог протяжно ( йэ) -Какие звуки слышим?( Мягкий согласный звук[‘ й]. и гласный звук [‘ э].) - Кто скажет, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й'э]? -А сколько букв поставим под этот слог?(Одну) -Какую? -Ребята, слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где?(В начале слова.) - Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать. Давайте хором прочитаем слово Е-ли. -Теперь назовите второй слог? (ли). -Сколько звуков в слоге?(2) -Охарактеризуйте каждый звук. - Назовите первый звук? [‘ л]. Какой он? (согласный,мягкий) -Назовите второй звук? [ и]. Какой он?(гласный) Напишем слово ЕЛИ в тетради и схему к нему Формулировка правила . (слайд 14) - Ребята запомните это правило: буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова и после гласной . Физминутка для глаз. (слайд 15-19) -Я предлагаю вам послушать тишину и дать работу своим глазкам. Работа с книгой.стр. 73 -Продолжим наш урок. - Внизу под схемой у вас написаны слоги. -Прочитаем их вместе, хором.(слайд 20) (се, ре, ле, ве, не, ке, те.) Молодцы, ребята! - В начале страницы у вас написаны слова, давайте прочитаем их хором.(слайд 21) - Ребята, теперь давайте прочитаем хором слова, которые находятся у нас ниже: ели,ела,ел. -Что общего в этих словах? (Буква е) -Где она стоит в слове? (В начале.) -Сколько звуков обозначает буква е в начале слова?( 2 звука) -А значит, какие два звука могут спрятаться в букве е? -Молодцы! -Ребята, на этой же странице, найдите иллюстрацию, кто на ней изображен? (лиса) Прочитаем текст (слайд 22) -Давайте с вами, выполним задание лисички, вам нужно найти слова, в которых буква е обозначает 2 звука?(Ели, Роет.) (слайд 23) -Почему в этих словах, буква е дает 2 звука?(потому что она в начале, и после гласного) Работа со страницей 74. (слайд 24) -Ребята, найдите текст, теперь давайте его прочитаем с вами. -Про что текст?(про Лес) -Прочитаем задание к этому тексту. -Найдите теперь предложение о лесе и прочитайте. -Теперь найдите слово красивы, как его можно заменить другим словом с нашей новой буквой?(красивые) -Какое предложение получилось? | Отвечать на вопросы. Рассказывать сказку. Отгадывать загадку. Воспринимать новую информацию Делать звукобуквенный анализ слова. Отвечать на вопросы. Делать звукобуквенный анализ слова. Отвечать на вопросы. Составлять схему. Выполнять самопроверку. Выполнять задание учителя. Запоминать правило. Выполнять физические упражнение. Рассматривать иллюстрацию. Работать со схемой слова. Отвечать на вопросы. Воспринимать новую информацию. Отвечать на вопросы. Запоминать правило. Читать слоги Читать все слова. Читать хором. Сравнивать слова. Рассматривать иллюстрацию. Выполнять упражнение. Читать текст. Выполнять задание. Читать слова. | П: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. К: уметь выражать свои мысли. Уметь включаться в диалог с участниками образовательного процесса; строить связное высказывание предложений по теме; Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: выполнение пробного учебного действия П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л: самоопределение. К:- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. П:общеучебные: -формировать смысловое чтение; - формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Л:-формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. Р: принимать и сохранять учебную задачу. |
4. Итог урока. Практический: Самоанализ | -Наш урок подходит к концу и пора подводить итоги урока. Содержательная. -Расскажите все, что вы узнали о букве «Е». Деятельностная - Что нового вы узнали сегодня? - Что запомнили? - Что смогли сделать? Эмоциональная - Что понравилось на уроке? - Что понравилось в своей работе на уроке? -Спасибо вам за урок, вы очень хорошо работали на уроке! Молодцы! | Проводить самооценку. Формулировать полные ответы на вопросы. | Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. П: делать выводы, обобщать, подводить итоги работы на уроке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте "Согласные звуки [ р ], [ р, ]. Буквы Р,р»
В интересной форме проводится ознакомление с новыми согласными звуками, буквой и закрепление изученного с помощью разнообразных упражнений....
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
Урок обучения грамоте.Тема: ЗВУКИ [Ч’], [Щ\'] – ВСЕГДА МЯГКИЕ, ГЛУХИЕ ЗВУКИ. БУКВЫ Чч, Щщ
Данная работа посвящена комплексному интеллектуальному развитию младших школьников на уроке обучения грамоте.Актуальность разработки обусловлена потребностями современного общества в социа...
Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».
познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...
Для урока обучение грамоте "Согласные звуки [б],[б], Буква Бб. Строчная буква б". (урок 71) Школа 2100
Презентация с иллюстрациями к уроку обучения грамоте о звуках и букве Бб....