урок обучения грамоте "Изолированный звук. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
Тема. «Изолированный звук. Сравнение звуков по твёрдости-мягкости».
Тип урока: «Открытие новых знаний»
Цель: создать условия для формирования у первоклассников положительной мотивации к учебной деятельности, учебных умений ( моделирование учебных действий) , создать условия для освоения детьми новых знаний.
Задачи:
1. Познакомить с особенностями согласных звуков.
2. Развивать умение правильно обозначать мягкие согласные звуки на письме.
3. Воспитывать толерантность по отношению друг к другу.
Оборудование.
- Учебник «Букварь» (авт.Л.Е. Журова, А.юО. Евдокимова).
- Презентация.
- Таблица.
- «Занимательное азбуковедение»
- Фишки зелёного, синего и красного цвета для звукового разбора слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: эмоционально настроить детей на работу.
Со звонком дети произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы?
Дети: Всё в порядке!
Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение.
- В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли,
Мир прекрасный изучали.
- А теперь вы повзрослели
И за парты в школе сели.
II. Актуализация опорных знаний.
Уч. - Продолжим путешествие по городу Букваринску.
(Выходит группа ребят с буквами, читают стихи)
Ш – Шаг за шагом в этот класс
К – Кто-то вел за руку нас.
О – Очень благодарны им, воспитателям своим.
Л – Любим мы звонок веселый!
А – А зовется это… ШКОЛА!
Звучит песня «Учат в школе».
-Чему же учат в школе? (читать, писать, считать, дружить).
- Речевая разминка.
Гимнастика для губ и языка.
а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б) Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
- Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
в) Чтение слогов (реализация дифференцированного подхода обучения -работа с группой читающих детей)
ма -с радостью
мо -с удивлением
му -споём
мэ -с грустью
на -с вопросом
ну -с угрозой
г) Чтение слов
ара Анна
ура Рома
эра Роман
Постановка учителем проблемных вопросов.
-Что общего в словах? (2 слога, слог-ра)
-Чем различаются?
-Что общего в словах 2 столбика? (имена)
III. Целеполагание.
Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал.
- - Что нам помогает общаться?
(Речь.)
-Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
-Составить предложения по схемам и картинкам. Работа в парах.
Буратино составил свои предложения.
Прочитаем. Назовите слова предметы, слова-действия.
-Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
- Игра «Четвертый лишний». Создание проблемной ситуации.
Назовите четвертый лишний.
ЛУНА
НОРА
ЭМУ
МАЛИНА
(малина – 3 слога; эму – живой предмет)
- Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
IV Этап формирования учащимися темы и цели урока.
Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.
Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.
1- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
- К нам пришли на урок буквы. (На доске буквы: А,О,Л,У,М,Э, Н,Р)
- Назовите их.
-Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?
(К доске прикреплены "зонтики" и буквы).
Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь.
Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики.
-На какие две группы разделили?
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.
Стадия вызова
-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль гласных букв в словах.
- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять гласные буквы ? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
-Что общего у букв «а, о, э, у»? (твердые командиры)
- Проверим ваши предположения.
2.Слогозвуковой анализ слова «лисы». ( Стадия осмысления) Фронтальная работа с классом.
Загадка.
В лесу живут
Кур в деревне крадут.
(Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ)
-Составим схему к этому слову.
- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
- Какой буквой обозначим?
( Буквой и.)
-Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
-Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
-Какой гласный звук во втором слоге?
([ы])
-Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.)
-Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
-Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
- Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
-Сделайте вывод о работе гласных букв в словах.
V. Физминутка.
VI. Поисково-творческий этап.
Цель: Развивать у детей интерес к чтению.
Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.
1. Чтение слогов. (Работа в парах)
(У детей на столах листы., которых написаны слоги:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ
МИ НИ ЛИ РИ
- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
- Прочитаем хором.
-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
- Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
- Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
Игра «Твердый – мягкий» (стоя)
2 Работа по учебнику «Букварь».
– Работа в парах (по картинкам «Один-много).
-Что ещё заметили, рассматривая эти картинки?
(белый медведь - черный, большой слон- маленький муравей, быстрый заяц - медлительная черепаха)
Слова противоположны по смыслу.
Некоторые черты животных человек стал использовать и в качестве своей характеристики.
Неуклюжий, как…(медведь).
Трусливый, как…(заяц).
Медлительный, как… (черепаха).
Чтение стихотворения Якова Акима.
-Что значит «надулся, как индюк»? Покажи.
Хорошо ли быть важным?
В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
VII. Подведение итогов.
Посмотрите на домики гласных.
-Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки)
-Какую работу выполняют гласные звуки?
Аналитический этап.
Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.
Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей (слайд из презентации)
VIII. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Звуковой анализ слов. Сравнение звуков"
Приложение к конспекту урока по обучению грамоте....
Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"
Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...
Конспект урока письма " Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости- мягкости согласных звуков" (УМК Начальная школа XXI века, 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование умения обозначать гласные звуки буквами, способствование развитию внимания, фонетического слуха, расширению кругозора. Планируемые результаты Предметные: ...
Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1
Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...
Технологическая карта урока русского языка «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после парных по твёрдости-мягкости согласных» (УМК «Школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: совершенствование умения обозначать гласные звуки указывающие на твёрдость и мягкость согласного буквами.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: понятия о гласных «звуках» ...