Анализ урока литературного чтения
консультация по чтению (3 класс)

Аглямова Разина Альбертовна

Анализ урока литературного чтения по произведению  Л. Толстого "Акула", 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ урока литературного чтения в 3 классе

Класс 3

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Л. Толстой. Акула.

Цели урока: обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;   развивать память, внимание, связную речь учащихся; воспитывать любовь к чтению

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Проверка готовности детей к уроку.

- Речевая разминка

  1. Проверка домашнего задания

Пересказ содержания  рассказа Л. Толстого «Детство»

  1. Введение в тему.
  1. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, какие произведения Л.Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе?

2. Переход к новому материалу.

- сегодня ознакомимся с еще одним рассказом Л.Н. Толстого «Акула» (учитель начинает читать до слов «Акула плыла прямо на мальчиков…»; здесь чтение прерывается, делается пауза)

- как вы думаете, что будет дальше?  (предположения детей)

3. Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.

4. Беседа по прочитанному материалу.

- оправдались ли наши предположения?

- что вы испытали при чтении этого рассказа?

IV. Физкультминутка.

V.  Анализ произведения. Выборочное чтение.

- найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море?

- как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

- когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние.

- прочитайте, что было дальше.

- почему все замерли от страха?

- как вел себя артиллерист после выстрела?

- что можно сказать об этом человеке, какой он?

- что хотел показать нам автор этим рассказом?

VI. Составление модельного плана

-  на сколько частей можно разделить текст?

- как вы считаете, какую часть надо рассказывать наиболее подробно?

VII. Итог урока

-  с каким рассказом ознакомились?

- как его можно было назвать по – другому?

VIII. Домашнее задание.

Подобрать пословицы, выражающие главную мысль рассказа.

  1. Общая оценка (вывод)

Большинство учащихся класса материал урока усвоили. О том, что урок достиг цели говорят правильные, доказательные ответы учащихся на узловые вопросы. Четко отработаны понятия, раскрывающие основные проблемы в тексте. Логическая речь учащихся на высоком уровне, о чем свидетельствуют три развернутых ответа учащихся. Умело используют учащиеся цель художественного произведения для доказательства выдвинутых положений, учащиеся умеют планировать свое выступление.

  1. Позитивы (достижения)
  1.  Достижения в конечных результатах

Наблюдение на уроке и последующий контроль знаний показали, что почти все учащиеся (92%) усвоили художественные образы произведения. Значительная часть учащихся (86%) сумела воссоздать в воображении описываемую действительность, оценить детали произведения.

        Воспитательный аспект цели во многом успешно реализован. Об этом говорят высокий уровень организационной деятельности учащихся, который выразился:

  1. В четкой подготовленности класса к уроку (все учащиеся на местах, все необходимое - на столах,  под рукой – необходимые записи).
  2. В организационной встрече учителя, готовности доски, в знании причины отсутствии товарища.
  3. В четкой работе всех на уроке и в отсутствии отвлечений, нарушений дисциплины.
  4. В умелой организации самостоятельной работы учащихся, в умении планировать свою деятельность.  

На уроке мы видим результат работы учителя по отработке нравственной традиции урока в организации урока, в поддержании рабочей обстановки в процессе познавательной деятельности, в установлении доверительных отношений между учителем и учащимися, где нет места окрику, где тебя внимательно выслушают.

  1.  Достижения в содержании и организации урока

Содержание учебного материала соответствует требованиям программы. Объем его оптимален. Эффективность мотивации учащихся на изучение данного учебного материала достаточно высокая.

        Этапы проверки домашнего задания, всесторонней проверки заданий и усвоение нового материала объединены и подчинены в единой учебно – воспитательной задаче. Данная работа предполагает на едином учебном материале через коллективные и индивидуальные  средства познавательной деятельности и интеллектуальные средства обучения понять основную мысль произведения.

        Учебно – воспитательная задача требовала постановки учащихся в позицию исследователей, заставляла самостоятельно добывать знания, логически, доказательно излагать свою точку зрения. Эта задача была успешно выполнена на основе организации самостоятельной работы учащихся с текстом, проверки осознанности через дополнительные вопросы, создания эмоциональных и оценочных ситуаций, выявления наиболее важных проблем, на которых акцентируется внимание учащихся. Формулировка вопросов четкая, мобилизующая, вопросы последовательны и соответствовали общей дидактической задаче, глубине изучаемого материла.

        Содержание учебного материала и формы организации познавательной деятельности предполагали при усвоении новых знаний, использование методов проблемного изложения, частично – поискового или эвристического.   Это обеспечивало целенаправленную самостоятельную работу учащихся над поставленными проблемами, когда они сами контролируют содержания учебного материала, получают знания на основе анализа текста.

        На уроке должное внимание уделялось развитии речи, логическому мышлению через требование доказать свои мысли, обращаясь к тексту. За урок опрошено 18 человек, 22 поднимали руки, прозвучало 3 развернутых монологических ответа. Это говорит о высокой напряженности урока, активности учащихся.

        Был установлен рациональный психологический режим урока (мобилизующая организация работы, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи и т.д.)

        Темп урока оптимальный. Учащиеся имели достаточное время для восприятия, осмысления и запоминания учебного материла. Формы работы с учащимися (индивидуальная, групповая и фронтальная)  оптимально сочеталось.

        Вместе с тем на уроке имелись и некоторые недостатки.

  1. Недостатки.
  1.  Недостатки в конечных результатах

Часть учащихся (20 %) не имеет интереса к искусству, желание приобщаться к нему, не умеет самостоятельно оценить явления искусств. Значительная часть учащихся (33%) не видят произведение в целом, не владеет умениями оценить его детали. У некоторых учащихся (20%) очень низкая читательская культура.

Не полностью реализована воспитательная цель урока. У них не сформированы чувства, отношения к произведению.

Данные недостатки в конечных результатах – это результат некоторых недоработок в организации урока.

3. 2. Недостатки в организации урока.

        Недостаточно реализуется личностно – ориентированный подход к учащимся. Особенно вне поля зрения остаются слабые учащиеся.

        Не до конца придуман этап закрепления нового материала. Через этот этап можно было решить и проблемы работы со слабыми учащимися и полнее реализовать воспитательную цель.

Этап инструктажа по выполнению домашнего задания  был усечен.

  1. Заключение

4. 1. Рекомендации

 

  1. Более  полнее реализовать личностно – ориентированный подход к учащимся. С этой целью изучить материалы по теме «Личностно – ориентированное обучение в начальных классах».    
  2. Глубже продумывать воспитательные цели урока  с выходом на современность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Анализ урока литературного чтения на тему " Волшебные сказки" 3 класс

Работа посвящена анализу урока литературного чтения, проведенного в 3 классе на тему "Волшебные сказки". В ней отражены цели и задачи данного урока, отмечены преимущества и недостатки данног...

Анализ урока литературного чтения в 3 классе по теме: "Русская народная сказка Морозко"

Работа посвящена анализу урока литературного чтения, проведенного в 3 классе на тему: «Русская народная сказка Морозко». В ней отражены цели и задачи данного урока, отмечены преимущес...

Анализ урока литературного чтения 3 класс. Тема: «Путешествие муравьишки»

Анализ урока литературного чтения 3 класс. Тема: «Путешествие муравьишки»Фотография урока...