открытый урок чтения во 2 классе Ю.Ермолаев"Два пирожных" по программе "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Задачи урока:
- учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
- способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
- на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.
Планируемые результаты
Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.
Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе
Тема урока: Ю.Ермолаев «Два пирожных». Главная мысль рассказа.
Цель: познакомить учащихся с рассказом Ю.Ермолаева «Два пирожных» и помочь осознать главную мысль произведения
Задачи урока:
- учить давать характеристику героев рассказа и их поступков;
- способствовать формированию навыков чтения и правильной речи учащихся;
- на примере произведения воспитывать положительные качества личности: сопереживание, дружелюбие, отзывчивость.
Планируемые результаты
Предметные: овладение навыком определять идею произведения; собственное отношение к литературным персонажам.
Метапредметные: умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные: ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме. (слайд 2 )
- Прочитайте скороговорку вполголоса жужжащим чтением.
-Прочитайте скороговорку в разном темпе (медленно, быстрее, очень быстро).
- Хорошо, а теперь поработаем немного над выражением. Прочитайте скороговорку, делая смысловое ударение на выделенные слова. (на слайде подчеркнуть слова)
- Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока в своих листах самооценки.
- Актуализация опорных знаний
- Ребята, какой раздел мы начали изучать? (Я и мои друзья).
- Какое произведение читали дома? Кто автор?
- А вот, как вы внимательно работали с рассказом мы узнаем, выполнив тест.
- Самооценка по образцу с доски. Ребята, сверьте свои ответы с ответами на доске.
-У вас на столах лежат листы самооценки. Выберите правильный ответ и нарисуйте кружок нужного цвета
Тот, кто не допустил ни одной ошибки, рисует кружок зеленого цвета, 2 ошибки – желтого, 3 ошибки и более – красного цвета.
- Формулирование темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением.
Загадка
Может быть оно песочным,
А порой и с кремом.
Иногда бывает сочным
Аппетитным джемом.
И безе бывает - крошкой,
А в глазурной кожуре
Может быть оно картошкой,
Только вовсе не пюре.
(Пирожное)
- Это название лакомства – пирожного.
- Все ли из вас кушали пирожные? Поднимите руку те, кто ел пирожное.
- Какое оно на вкус? (Сладкое, приятное)
- А где можно попробовать пирожные? (Можно купить в магазине, можно приготовить самим)
- А что такое пирожное?
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Юрия Ивановича Ермолаева, который называется "Два пирожных".
- Опираясь на тему урока и используя опорные слова, сформулируйте задачи урока.
- Познакомиться с автором и его произведением
- Дать характеристику главным героям произведения
- Определить главную мысль рассказа
- Совершенствовать читательские навыки
- Развивать речь
- Первичное усвоение новых знаний
- Знакомство с Ю.И.Ермолаевым
Юрий Ермолаев - современный детский писатель. Он родился 96 лет назад в Москве, в семье рабочего. Его любимым предметом в школе была литература. С успехом окончив школу, Юрий Иванович стал учиться в театральном училище им. М. Щепкина при Малом театре. По профессии он был актером. Играл главные роли в спектаклях московских театров. Потом работал корреспондентом на радио. Но его не покидала мечта стать детским писателем.
Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Писательский труд увлек его. Первая книга рассказов "Почему рассердились бумажные полоски" вышла, когда Юрию Ивановичу было 39 лет. Пьесы и сценки автора исполнялись в театрах. Герои Юрия Ивановича смелые, добрые и находчивые, их никогда не покидает чувство юмора, они всегда верят в справедливость. С ними и расставаться не хочется.
Он является автором нескольких популярных повестей, среди которых “106 пропавших часов”, “Дом отважных трусишек”, “Нежданно – негаданно” и др. Писал Ермолаев Юрий Иванович и сказки. Одна из них называется “О двух юнцах – храбрецах и чудо – докторе”. Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
- Словарная работа
- В тексте есть незнакомые нам слова. Чтобы объяснить смысл этих слов, куда мы сможем обратиться? Как вы поступите?
Словарно-лексическая работа.
Вдогонку - вслед за убегающим, водящим.
Африка - материк или континент, огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой.
Река Конго- название реки в Африке.
Долина реки— это пониженная часть земной поверхности по которой протекает река. У долины широкие места чередуются с узкими.
Тропические лианы – древесное, кустарниковое или травянистое вьющееся, лазящее цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.
- Первичное чтение текста учителем (учебники закрыты)
- По названию произведения, словам, значение которых вы узнали, попробуйте предположить, о чём пойдёт речь в этом произведении.
- Сейчас я вам прочитаю этот рассказ, а вы внимательно слушайте и подумайте, правы ли были Вы в своих предположениях?
Проверка первичного восприятия текста:
- Понравился ли вам рассказ? Давайте посмотрим, правы ли были мы в своих предположениях?
- Понравились ли вам дети, о которых говорится в произведении?
- Почему Оля съела два пирожных?
- Чем не понравилось Оле поведение Наташи?
- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
VI. Закрепление знаний и способов действий
1) Предотвращение ошибок при чтении трудных слов
-Прочитайте слова по слогам, а затем плавно, целыми словами
Пу-те-ше-стви-е - путешествие
Крен-дель-ки – крендельки
Рас-сме-я-лась –рассмеялась
По-хва-ста-лась –похвасталась
Пи-рож-но-е- пирожное
VII.Физ.минутка
VIII.Чтение и анализ текста «с остановками» (учащиеся читают по цепочке)
Чтение 1 части ( до слов …и пошла на кухню)
- Что попросила сделать мама своих дочек? (вымыть посуду)
- Что в этот момент делала Наташа? (читала книгу)
- О чем была эта книга? (о путешествиях по Африке)
- А что же такое Африка? (Материк или большая часть суши, окруженная водой)
- Хотелось ли Наташе помогать маме? (нет, не хотелось)
- Чем занималась Оля? (лепила из пластилина крендельки и булочки)
- Готова ли была Оля помочь маме? (да, она решила помочь, а затем заниматься своими делами)
Чтение 2 части (до слов …И принялась за лепку)
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Когда Оля ушла на кухню, что сказала ей Наташа? (что дочитает главу и придет помогать ей)
- Пришлось ли Оле звать Наташу на кухню? (да пришлось.)
- Что ответила ей Наташа? (что её здесь нет)
- Почему её нет? Разве она куда-то ушла? (Она находилась в комнате, но представляла, что она в путешествии)
- Что видела Наташа путешествуя по Африке? (реку, пальмы, лианы, попугаев)
- Как называлась река, по которой путешествовала Наташа? (Река Конго)
- Что сделала Оля, после ответа Наташи? (ушла обратно на кухню)
- Через сколько минут Оля закончила мыть посуду? (через 20 минут)
- Что Оля делала после этого? (ушла лепить из пластилина)
Чтение 3 части.
- Нашли то место, где мы остановились. Читаем дальше
- Что сделала Наташа, когда сказала, что она уже дома? (рассмеялась)
- Что Наташа увидела на губах Оли? (крем от пирожных)
- Сколько пирожных съела Оля? (два)
- Почему же два? (одно за себя, другое за Наташу)
- Расстроилась ли Наташа, после её слов? (да, она нахмурилась)
- Кто разрешил Оле съесть два пирожных? (мама)
- Почему мама так поступила? (Потому что Наташа сказала, что она путешествует, и неизвестно, когда она вернется, а пирожное может испортиться)
- Как вы считаете, правильно ли поступила мама и Оля?
- Можно ли сказать, что они поступили справедливо?
-Определим главную мысль рассказа. Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? (Главная мысль произведения – это то, что нужно помогать маме, родным, быть отзывчивыми, сопереживать другим, не быть эгоистичными, не потакать все время своим желаниям, помнить о своих обязанностях).
-Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю?
(Автор хотел научить читателей быть добрыми, душевными, дружелюбными, проявлять взаимопомощь и поддержку. Важное качество в человеке – отозваться на чью-то просьбу, готовность помочь родным людям и окружающим).
3. Характеристика героев
IX. Работа в группах
- У вас на столах лежат конверты. 1 ряд выбирает слова, которые характеризуют Наташу, а 2 ряд – Олю. (ответы вывешиваются на доске)
Оля Наташа
- трудолюбивая - легкомысленная
- отзывчивая - мечтательная
- послушная - ленивая
- добрая - хитрая
Работа с пословицей
-Дайте хороший совет Наташе, составив пословицу.
-Можно ли сказать, что она основная мысль рассказа?
Какие труды, такие и плоды.
Чтение рассказа Сухомлинского «Семь дочерей»
10. Итог урока
-Кто написал рассказ «Два пирожных»?
- Чем вам понравилось это произведение?
- А что вы запомнили из того, что я рассказала вам о Юрии Ивановиче Ермолаеве?
- Сколько главных героев в этом рассказе, назовите их имена.
- Давайте, вспомним, какие же задачи мы ставили в начале урока и отметим выполненные
- Каким бы вы хотели стать после знакомства с рассказом Ю. И. Ермолаева. Выберите слово и прикрепите к нему свой цветок.
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Каждый из нас живёт в семье, нужно вежливо деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. В вашем доме должна царить любовь, согласие, доброта, уважение, тепло. Особенно в нашей любви и внимании нуждаются самые близкие люди - ваши родители. Берегите свою маму, чаще помогайте ей.
Ласковые слова, ваши добрые поступки, отличное поведение и учеба согреют ее сердце.
Домашнее задание
С.85-86, по ролям
Задание на выбор:
– Составить рассказ «Когда я буду родителем, то…
– Подобрать 5 пословиц о маме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок чтения 3 класс Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»
Открытый урок чтения 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")
Конспект разработан с учётом требований ФГОС с применением деятельностного подхода....
Презентация к уроку по литературному чтению во 2 классе Ю.Ермолаев "Два пирожных" ("Школа России")
Презентация отражает основные этапы урока, а также содержит логическую задачу, информацию о писателе и его книгах, словарную работу, работу над сравнительной характеристикой главных героев....
открытый урок чтения 2 класс
знакомство с произведениями К. Ушинского...
Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"
Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...
Открытый урок чтения 2 класс
Технологическая карта(разработка урока чтения)...
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа
Конспект открытого урока чтения 2 класс по теме: По И. Соколову-Микитову "На краю леса", коррекционная школа...