Рабочая программа по литературе ( на родном ) языке
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс)
Аннотация к программе. Календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_na_rodnom_yazyke_1a_balalaeva.docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г.Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Обсуждена Согласована Утверждаю
на заседании МО на совете МС директор школы
_________ _________ ______Ринчиндоржиева Е.И.
Рабочая программа
« Литературное чтение
на родном ( русском) языке»
1 класс
( 0,5 ч в неделю, 16 часов в год )
составлена
учителем начальных классов
первой категории
Балалаевой Т.С.
2020 – 2021уч. год
Аннотация к рабочей программе по литературному чтению на родном (русском) языке
Предмет | Литературное чтение на родном языке |
Класс | 1 А |
Учитель | Балалаева Татьяна Сергеевна |
Срок реализации программы | 2020 – 2021 уч.г |
Место в учебном плане ОО | Обязательная часть: __16___ ч Итого: количество часов в неделю ___0,5__, в год ___16___ |
УМК | Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом: 1. Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Учебник. Литературное чтение 1 класс. - М.: Просвещение, 2019. 2. Бойкина М.В. Рабочая тетрадь к учебнику Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. - М.: Просвещение, 2020.. При дистанционном обучении используются интерактивные образовательные онлайн - платформы : 1. Учи.ру ( https://uchi.ru/) 2. Моя школа в онлайн. https://cifra.school 3. Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass 4. Онлайн-платформа LECTA. https://lecta.rosuchebnik.ru/ |
Цели и задачи | Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи программы: • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух; • формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; • обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; • обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; • работать с различными типами текстов; • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. |
Общая характеристика учебного предмета | Литературное чтение на родном языке обеспечивает: - понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; - осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации; - использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; - достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; - осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. |
Основные образовательные технологии | При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационно-коммуникативные, проектные. Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм проверки. С первых уроков ученики используют приёмы само- и взаимопроверки. Неурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: урок-путешествие, викторина, урок-проект, игра-конкурс, дидактические и ролевые игры. . |
Планируемые предметные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально«проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказыватьсвоѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном языке» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
В МАОУ « СОШ № 46 » реализуется комплексная программа развития «Эколого-туристско-краеведческая деятельность как важнейшее средство образования и социализации школьников в условиях Байкальского региона» на 2019-2024 годы.
Ключевой идеей программы является создание инновационной модели образовательного учреждения как социально-ориентированной школы, содержание образовательного процесса которой направлено на формирование культуры социального взаимодействия, социального самоопределения личности и социальной ответственности, социальной мобильности и развития социальных качеств личности.
Эколого-туристско-краеведческое направление отражается во всех предметных областях, во всех предметах, в том числе в предмете «Литературное чтение на родном языке» как в урочной, так и неурочной деятельности. На уроках литературного чтения на родном языке применяются следующие виды работ: использование фольклора народов Бурятии, использование текстов из произведений писателей и поэтов Бурятии, из произведений народных сказок, сказок народов, живущих в республике Бурятия.
В целях удовлетворения социальных, творческих потребностей учащихся в рамках учебной программы по предмету «Литературное чтение на родном языке» (обеспечения формирования, главным образом, личностных и метапредметных результатов) 10-15 % выделяется на неурочные занятия.
Изучение программного материала по родному языку возможно с использованием дистанционных форм обучения. Для организации обучения в рамках курса рекомендованы следующие интерактивные образовательные онлайн – платформы: Учи.ру ( https://uchi.ru/), Моя школа в онлайн. https://cifra.school, Знайка. Видеоуроки. https://znaika.ru/catalog/1-klass
Основными видами учебных занятий при дистанционном обучении могут быть: самостоятельное изучение учебного материала, консультация, практическое занятие, проектная деятельность, творческие задания.
Содержание учебного предмета
( 16 часов)
В содержание программы на каждом году обучения выделяются два раздела:
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребёнка, умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Раздел 1. Книги – мои друзья ( 3ч .)
Совершенствовать уровень читательской компетентности. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать выразительно. Отвечать на вопросы, рассматривать выставку книг (сборники сказок, рассказов, загадок).
Раздел 2. Устное народное творчество ( 3 ч.)
Познакомить с малым произведением устного народного творчества. Учить выразительно читать, понимать содержание. Читать сказку, отвечать на вопросы, пересказывать сказку.
Раздел 3. Здравствуй, сказка! (2 ч.)
Читать выразительно, отвечать на вопросы. Находить непонятные и незнакомые слова в сказке.
Раздел 4. О братьях наших меньших ( 3 ч.)
Читать произведение. Разыгрывать диалог по произведению И. Токмаковой «Лягушки». Отвечать на вопросы. Выразительно читать стихотворение. Составлять рассказ о котенке по произведению Е. Благининой «Котенок». Читать по ролям. Высказывать своё мнение.
Раздел 5. Я и мои друзья ( 2ч. )
Обмениваться мнениями. Отвечать на вопросы, объяснять значения слов счастливый человек, дружба, друг. Читать стихотворение А. Барто «Сонечка», рассказ Э.Шима «Брат и младшая сестра».
Выразительно читать вслух и по слогам, целыми словами, обозначая интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание. Описывать характер героев. Сравнивать ситуации и поступки героев в текстах, давать оценку поступкам: хорошо, плохо, можно, нельзя.
Раздел 6. Край родной ( 3ч .)
Рассказывать о своей малой Родине, рассматривать иллюстрации к произведениям о Родине. Выразительно читать. Отвечать на вопросы.
Тематическое планирование
№ | Раздел предмета | Название урока | кол-во часов | дата проведения | |
по плану | по факту | ||||
1 | Книги – мои друзья | С. Маршак «Новому читателю» | 1 | ||
2 | Урок-путешествие «С. Михалков «Как бы жили мы без книг?» | 1 | |||
3 | В. Осеева «Мама принесла Тане новую книгу» | 1 | |||
4 | Устное народное творчество | Урок-исследование «Малые произведения устного народного творчества». Бурятский фольклор. | 1 | ||
5 | Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Сказки народов, живущих в республике Бурятия. | 1 | |||
6 | ДО. Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть». Сказки народов, живущих в республике Бурятия. | 1 | |||
7 | Здравствуй, сказка! | С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят» | 1 | ||
8 | Л. Пантелеев «Две лягушки» | 1 | |||
9 | О братьях наших меньших | И. Токмакова «Лягушки» | 1 | ||
10 | Е. Благинина «Котенок» | 1 | |||
11 | ДО. И. Токмакова «Разговор синицы и дятла» | 1 | |||
12 | Я и мои друзья | А. Барто «Сонечка»; Э. Шим «Брат и младшая сестра» | 1 | ||
13 | Е. Пермяк «Самое страшное». В.Осеева «Хорошее». | 1 | |||
14 | Край родной | П. Воронько «Лучше нет родного края». А. Плещеев «Весна» | 1 | ||
15 | Урок-путешествие «Стихотворение | 1 | |||
16 | Стихотворение «С чего начинается Родина» | 1 |
Учебно-методические материалы
- Г.Ф Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Учебник. Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч .Просвещение, 2019
- Методическое пособие. Литературное чтение. «Технологические карты» для 1 класса Просвещение ,2018
- Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 1 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
Электронно – образовательные ресурсы
1. Интерактивная рабочая тетрадь Skysmart /https://skysmart.ru/distant/
2. Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению на родном языке.
Рабочая программа по чтению на родном языке....
Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).
Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...
Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл
Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл...
Рабочая программа по литературе (на родном русском языке) 4класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном языке" для 2 класса по программе "Школа России"
Представлена рабочая программа и КТП по литературному чтению на родном языке для 1 и 2 класса по программе "Школа России"...