Рабочая программа по литературе (на родном русском языке) 4класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по
«литературному чтению на родном (русском) языке»
3 -4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке)» составлена в соответствии:
1. ФГОС НОО (от 6 октября 2009г. №373, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 - «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712- "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся".
2.ООП НОО БОУ «Русскополянская гимназия№1» (Протокол № 6 от 26 мая 2017).
3.Примерная программа по литературному чтению на родном (русском языке), планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов, Москва «Просвещение» 2020 год. а также учебников для общеобразовательных учреждений: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях М.Просвещение 2018; Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях М.Просвещение 2018г. Сборник рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение».
Описание места учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для 3-4-х классов начальной школы.
В соответствии с ООП НОО и учебным планом БОУ «Русскополянская гимназия №1» на изучение предмета отводится 0,5 ч в неделю,
3 класс – 17 часов 4 класс- 17 часов, всего на курс 34 часа.
Реализация программы в 3 – 4 классах предусматривает текущий контроль предметных умений на уроке в форме контрольных, проверочных работ, чтения наизусть и выразительно и т.п. Работы оцениваются в соответствии с Нормами оценки. Промежуточная аттестация в 3 и 4 классах проводится в форме контрольной работы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД.
Регулятивные УУД.:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
- работать по плану,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- строить сообщение в устной форме;
- находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
- основам смыслового восприятия художественных текстов,
- выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
- владеть диалогической формой коммуникации,
- формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы.
Предметные результаты изучения курса
Обучающийся научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
- воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
- понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
- определять главную мысль и героев произведения;
- воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
- этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
- определять основные события и устанавливать их последовательность;
- озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
- объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
- распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Содержание учебного предмета
Каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья,
произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.
Критерии отбора художественных произведений для изучения:
- высокая художественная ценность,
- гуманистическая направленность,
- позитивное влияние на личность ученика,
- соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
- культурно-исторические традиции.
В программе представлены следующие разделы, соответствующие разделам учебников литературное чтение:
- Устное народное творчество.
- Поэтическая тетрадь
- Великие русские писатели
- Люби живое
- Литературные сказки
- Были-небылицы
- Собирай по ягодке-наберешь кузовок
- Летописи. Былины. Жития.
- Чудесный мир классики
- Делу время- потехе час
- Страна детства
- Природа и мы
- Родина
тематическое планирование 3 класс
Тематический раздел. Часы | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Планируемые образовательные результаты | Контроль и оценка | ||||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | Обучающиеся с ОВЗ | |||||||
3класс | |||||||||
Раздел1 Устное народное творчество. 3ч | сказки, пословицы, загадки, обрядовый фольклор Омского Прииртышья | основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общееблагополучие | принимать и сохранять учебнуюзадачу . | Понимать значение выражения «докучные сказки». Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. | Приводить примеры произведений фольклора. Называть виды устного народного творчества. Позитивно относится к родной культуре и своей национальной принадлежности. | Называть виды устного народного творчества. Приводить примеры произведений фольклора. | Контрольная работа Для обучающихся с ОВЗ: Ответы на вопросы | ||
Раздел 2 Поэтическаятетрадь 2часа | Стихи омских поэтов о Родине, родном городе, о природе родного края | развитие этических чувств — стыда, вины, совести какрегуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; | осуществлять синтез как составление целого изчастей. | Обогащать активный и потенциальный словарный запас , развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами письменной и устной речи, правилами речевого этикета. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты). Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. | Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; | Обогащать активный и потенциальный словарный запас | Конкурс чтецов | ||
Раздел 3 Великие русские писатели 2часа | Особенности волшебной сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб» | Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающихлюдей; | Работать поплану,Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение; -Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения. | Называть произведения М.Ю.Лермонтова . Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Понимать художественно выразительное значение звукописи. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения. | Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативныхзадач. договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности. | Называть произведения М.Ю.Лермонтова. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения. | Чтение по ролям | ||
Раздел 4 Любиживое 2часа | Поэтическое изображение родной природы в произведениях омских писателей. .М | понимание морального поведения; | Строить сообщение в устнойформе; | Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. Чувства эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение в отрывках произведения. | Формулировать собственное мнение ипозицию –строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чтонет,задаватьвопросы. | Выразительное чтение в отрывках произведения. | Устный ответ на вопрос | ||
Раздел 5 Литературные Сказки 1час | Сравнение народной и литературной сказок | умение чувствовать красоту и выразительность речи. | выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередьтекстов); | Воспринимать художественное произведение на слух . Отвечать на вопросы по содержанию сказки. Называть героев сказок и причины совершаемых ими поступков ,давать им нравственную оценку. Читать по ролям отражая характер сказки. Пересказывать сказки выборочно или подробно. | Строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой). | Отвечать на вопросы по содержанию сказки. Называть героев сказок | Подробный пересказ Для обучающихся (ОВЗ) Вопрос- ответ | ||
Раздел 6 Были-небылицы 2часа | Особенности жанра УНТ «были-небылицы» | Определять нравственный смысл поступков героя. | Основы смыслового восприятия художественныхтекстов, | Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. | Чтение наизусть | ||
Раздел 7 Собирай по ягодке- наберешькузовок 2 | Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков | Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, | Устойчивому познавательному интересу к чтению | работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст. | Устный ответ на в опрос | ||
Тематическое планирование 4класс | |||||||||
Раздел1 «Летописи ,былины, Жития» 3часа | Летопись- источник исторических фактов | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. | Пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя; | Составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); | Пересказывать содержание произведения, Выразительное чтение | Выразительное чтение | ||
Раздел 2 «Чудесный мир классики» 2часа | Нравственный выбор героя рассказа М.М. Зощенко «Самое главное». | Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции. | формулировать учебную задачу урока в малых группах; планировать процесс сравнения текстов в малой группе; оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе | Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. | Характеризовать героев. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, | Устный вопрос - ответ | ||
Раздел3 «Литературные сказки» 3часа | Сказка или рассказ. Особенности жанра. Мотивы народных сказок в литературном тексте. | Получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетворённости качеством исполнения; рефлексировать по поводу выполняемой работы | воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке; | осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; • находить в произведении средства художественной выразительности. | сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); | различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; • | Обобщение в виде Тестового задания Для обучающихся с ОВЗ Устный-вопрос-ответ | ||
Раздел 4 «Делу время,потехе час» 1час | Нравственный смысл произведения Натальи Елизаровой «Прекрасная дама из пятого Б». | Проявлять интерес к чтению, различных книг | Составлять план работы по решению учебной задачи урока | Анализировать художественное произведение выделяя в них основную мысль | Оценивать свою работу и работу своих одноклассников Находить в тексте выразительные средства. | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. | квн | ||
Раздел5 «Страна детства» 2часа | Сравнение взаимоотношений героев произведения, с родителями в литературе. | Определять своё отношение и отношение автора к героям. | Использовать в своей речи средства художественной выразительности | Прогнозировать содержание раздела. | Анализировать заголовки произведений. | Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. | Контрольная работа (кроссворд) | ||
Раздел 6 «Поэтическая тетрадь» 1час | Особенности оформления стихотворной речи,рифма,ритм | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять | Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм | Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя.. | Заучивать стихи наизусть. | Обобщение в виде теста Для обучающихся (ОВЗ) Устный ответ-вопрос | ||
Раздел7 «Природа и мы» 3часа | Образ родной природы в рассказах омских писателей, | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. | Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. | Устный вопрос-ответ | ||
Раздел8 «Родина» 2часа | Образ малой родины в поэтических текстах. текстах омских писателей. | Понимание национальной истории и культуры, знание истории своего края. | Предполагать содержание произведения по его названию. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. | Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. | Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно | Обобщение в виде теста Для обучающихся с ОВЗ Выразительное чтение |
Календарно – тематическое планирование (3класс)
№ раздела | Тема урока | Дата по программе | Факт. дата |
1 | Что такое «родная литература». | ||
2 | Сказки, пословицы, загадки, | ||
3 | Обрядовый фольклор Омского Прииртышья. | ||
4 | Стихи омских поэтов о Родине, (Т. Белозеров, И. Романча,) | ||
5 | М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб». | ||
6 | Особенности волшебной сказки. | ||
7 | Животный мир Западной Сибири», в произведениях омских писателей. | ||
8 | Рассказы о животных Т Белозерова | ||
9 | Стихи В. Новикова, Г. Шмакова о «братьях наших меньших». | ||
10 | Сказка «Волшебные краски». | ||
11 | Сказка «Что значитдосуг?». | ||
12 | Пермяк Е.А. «Сорока, которая крякала». | ||
13 | Владимир Новиков «Пень и пичуга». | ||
14 | Соотнесение пословицы исодержания произведения. МарияЮрасава «Мой другЧапа». | ||
15 | Промежуточная итоговая аттестация | ||
16 | повторение | ||
17 | Резерв |
Календарно – тематическое планирование (4класс)
№ раздела | Тема урока | Дата по программе | Факт. дата |
1 | Исторические факты (происхождение былин,летописей) | ||
2 | Родословная Ермака. (Жизнь человека в деяниях его) | ||
3 | Легенды о Ермаке | ||
4 | М.М.Зощенко «Самое главное» | ||
5 | М.М.Зощенко «Самое главное» Нравственный выбор героя рассказа | ||
6 | Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик» | ||
7 | Николай Трегубов «Просто сказка» | ||
8 | Прекрасная дама из 5 «Б»Нравственный смысл произведения | ||
9 | «Красивая Риточка Гагина», «Предательство Петьки», «Звезда на соломинке» | ||
10 | «В природе столько красоты» | ||
11 | Т.Белозёров «Как медведица рыбу ловила» | ||
12 | Л.Мартынов «Иртыш», Н.Разумов «Грачиха» | ||
13 | М.Юрасава «Мой друг Чапа» | ||
14 | Т.Белозёров «Берёза», «Родина», И Романча «С чего начинается Родина» | ||
15 | Промежуточная итоговая аттестация | ||
16 | повторение | ||
17 | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"
Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...
Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»
При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса...
Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл
Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл...
Рабочая программа 1 - 4 классы "Родной (русский) язык"
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной рабочей программы начального общего образования и на основе ав...
Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс
Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...