Урок по литературному чтению: «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…». Сравнение с народной сказкой.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

  1. Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце, на затылке  месяц, по бокам звезды»;
  2. Проанализировать  сказку А.С.Пушкина, показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
  3. Воспитывать любовь к  сказкам  А.С.Пушкина, прививать  интерес  к особенному слогу поэта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx38.71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  «А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…». Сравнение с народной сказкой.

Методическая разработка урока учителя Аникиной Елены Вениаминовны

  Предмет: Литературное чтение

  Класс: 3 класс

  Тема урока:  А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…». Сравнение с народной сказкой.

   Продолжительность урока – 40 минут

   Учебно-методическое обеспечение:

Л.Ф. Климанова , Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, "Литературное чтение" 2 часть, М., "Просвещение" 2016г.

Задачи урока:

  1. Сравнить сказку А.С.Пушкина с русской народной сказкой «Во лбу солнце, на затылке  месяц, по бокам звезды»;
  2. Проанализировать  сказку А.С.Пушкина, показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
  3. Воспитывать любовь к  сказкам  А.С.Пушкина, прививать  интерес  к особенному слогу поэта.

Оборудование:         

 книга ««Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре…»

 иллюстрации к сказкам  А.С.Пушкина;

 Портрет А. С. Пушкина.

Тип урока: обобщающий.     

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

- Прочитайте стихотворение

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

- Как вы поняли смысл этого стихотворения?

- Прочитайте его ещё раз медленно, быстро, выразительно.

Сегодня мы продолжим  знакомство с уникальнейшим поэтом  в мировой литературе А.С.Пушкиным. Вам он скорее запомнился как поэт, сочинивший замечательные сказки. Давайте вспомним и перечислим их.

- Назовите сказку по её сюжету

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;

На доске таблица:

 

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке.»
  2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.»
  3. «Сказка о царе Салтане…»
  4. «Сказка о Попе и работнике его Балде.»
  5. «Сказка о Золотом  петушке»

 

Поэт очень любил, берег и ценил  русские народные сказки, в которых выражалась любовь к родной земле, к природе , народные слова и выражения   часто звучали в его сказках.

  1. Работа по теме урока           

  Сегодня мы проведем исследование , то есть небольшую научную работу. А любое исследование предполагает гипотизу ( предположение). За гипотизу мы возьмем слова С.Я.Маршака. Они записаны на доске:

«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

- Итак, тема нашего урока ….

- Кто попробует определить цель нашего урока?  

- Нам необходимо будет доказать, что это так, или опровергнуть, то есть доказать, что это высказывание не верно.

      Вспомните, какую похожую русскую народную сказку мы прочитали?

       («Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды»)  

          С  этого и началось наше исследование.

  1. Анализ работы.

а)   Мы много говорили о русских народных сказках. Вспомните, какие характерные особенности у народных сказок?

-повторы; троекратные.

Примеры: у царя было три сына; надо выполнить три задания.

  -в русских народных сказках повторяются  устойчивые выражения.

 Примеры: «Близко ли, далеко ли»;   «Долго ли, коротко»;   «Я там был, мед,  пиво пил»;   «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;  

«И стали они жить – поживать и добра наживать».

Кто объяснит, что значит  «устойчивые выражения»?

                     (Они повторяются во многих сказках)

Оказывается, их специально повторяли в сказках, потому что эти выражения помогали запомнить и рассказать сказку.

     Помните, еще есть в сказках устойчивые эпитеты?

Примеры:   «терем высокий»,    «сети шелковые»,   «земля сырая»…

     Верно. Запомните,  эпитеты – это образное художественное определение.

б) Какими словами начинается  сказка?

         «Три девицы под окном

            Пряли поздно вечерком.

                    Я б для батюшки – царя

             Родила богатыря»

   Как и в  русских народных сказках три девицы, да еще говорят одинаково:  

                «Кабы я была царица…»

      А какие слова говорят сестрицы в русской народной сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам  звезды»? Давайте прочитаем.

                                                     Дети читают.

        *  «Если б на мне женился Иван – царевич, я б ему напряла на рубашку  такую тонкую , гладкую нить, какой во всем свете не спрядут».

       *  «А если б меня взял… я б выткала ему кафтан из серебра, из золота…»

        *  «А я ни прясть, ни ткать не умею, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды…»

        А.Пушкин любил слушать сказки, он был  насквозь пропитан русскими народными сказками, которые ему  нараспев рассказывала его няня   Арина Родионовна. Наверное, и эту сказку  пересказала она, а поэт на ее основе сочинил свою. То есть взял за основу сюжет этой сказки.

        - Но какая  сказка интереснее?

Дети. У А.Пушкина сказка интереснее. Но она очень похожа на народную. В ней тоже есть повторы.

Приведите примеры.

  1. Выборочное чтение.

Царь Гвидон три раза превращался  в насекомое.

1раз   (в комара)    «Будь же, князь, ты комаром…

                                Тут он в точку уменьшился,

                                Комаром оборотился,

                                Полетел и запищал».

2раз ((в муху)        «В муху князь оборотился ,

                                 Полетел и опустился

                                 Между моря и небес

                                 На корабль и в щель залез»

3раз (в шмеля)        «Шмелем князь оборотился,

                                 Полетел и зажужжал:

                                 Судно на море догнал,

                                 Потихоньку опустился

                                 На корму – и в щель забился».

- Что еще  неоднократно повторяется?

(Царевна Лебедь  выполняет по просьбе Гвидона три чуда.)

  1. Чтение наизусть подготовленных отрывков, в которых описываются чудеса.

1чудо.  Появление белки.  «Белка песенки поет и орешки все грызет»,

2чудо.  Появление богатырей.  «в чешуе, как жар горя» появляются тридцать три  богатыря.

3чудо.Превращение Лебедя  в царевну.

                «Встрепенулась, отряхнулась

                 И царевной обернулась;

                 Месяц под косой блестит,

                 А во лбу звезда горит».

 Следующее направление:   сходные ситуации  в народных сказках рассказываются  одними и теми же словами.

           Найдите эпизоды в сказке А.Пушкина.

       Дети. Всякий раз, подплывая   к острову князя Гвидона повторяются слова.

                               «Ветер по морю гуляет

                               И кораблик подгоняет;

                              Он бежит себе в волнах

                              На поднятых парусах».

                                                             «Пушки с пристани палят,

                                                              Кораблю пристать велят.

                                                              Князь Гвидон зовет их в гости,

                                                              Их и кормит,и поит,

                                                               И ответ держать велит».

(Рассмотреть три случая, когда подплывают корабельщики)

 - Что вы можете сказать , когда корабельщики плывут к царю Салтану?

        (Фразы тоже начинаются одинаково)

- Согласны ли вы с таким  предположением?  Какие слова повторяются?

                                       Ветер весело шумит,

                                     «Судно весело бежит

                                      Мимо острова Буяна

                                      В царство славного Салтана»

  Царевич, когда хотел увидеться с отцом, говорил Лебеди:

                                         «Грусть – тоска меня съедает,

                                          Одолела молодца:

                                          Видеть я б хотел отца».

И снова число три. Почему царевич Гвидон  просил Лебедь исполнить  все три чуда? Так уж необходимы были они ему?

Дети.   Гвидон хотел,   чтобы отец приехал на его остров и узнал свою жену и сына.

Следующее направление:  устойчивые  эпитеты.

        Примеры. Красная девица, голубушки – сестрицы, царь-отец, князь прекрасный, лебедь белая, царь-батюшка.

   Следующее направление: Пушкин ввел в сказку народную речь.

                                   На доске:

  1. Наступает срок родин…
  2. В гневе начал он чудесить…
  3. Глядь – поверх текучих вод  Лебедь белая плывет…

              Разъяснить данные словосочетания.

«Срок родин» - значит царица должна родить ребенка.

«Начал чудесить» - разозлился, разгневался (царица обещала родить богатыря, а родила  неизвестно кого)

 «Поверх текучих вод» -так в народе говорили, когда хотели сказать : плывет по воде

   Приведите еще примеры.

  «Здравствуй, крвсная девица…»

«За морем житье не худо»..

Сравнение.

  В народной сказке царевна такой красоты, что …

 Дети. « Ни в сказке сказать, ни пером описать»

      А у Пушкина?

Дети.  Он все описывает, у него царевна – красавица.

                      «Месяц под косой блестит,

                       А во лбу звезда горит

                      А сама- то величава,

                      Выступает  будто пава…»

Физкультминутка.

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте. (Потягивание.)
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

 Пушкинская сказка  очень связана с народной

Давайте вспомним  сказку «Во лбу, солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Чем они похожи?

      Сходства:  

  1. Там тоже были три сестры. Две из них завидовали той, которая стала  царевной.
  2. Там тоже царевну посадили в бочку, которую засмолили.

            В сказке русской народной:

      «Нет, - сказал главный судья, - слушайте меня или нет. А моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море;  виновата – потонет, права – всплывет».

            -И что же произошло?

«Она, горемычная,  плавала по морю, по океану, с подкидышем, и рос этот подкидышек не по дням, а по часам».

И он помог вернуть мужа и сыновей.

      -  Какая сказка вам больше нравится: народная или А.Пушкина?

                   А.С.Пушкина, она интереснее.

        -Она более добрая, чем русская народная сказка. В русской народной сказке  выкололи глаза царице, это очень жестоко, хотя все хорошо закончилось.

Учитель. Конечно сказка Пушкина  красивее и глубже народной сказки. Пушкин воплотил в своих героях идеалы народа.

          -Каким был князь Гвидон?

        (Умным, добрым, внимательным.   Он очень любил своих родителей и хотел, чтобы они были вместе.

           А еще он был находчивым. Он придумал , как сделать, чтобы отец приехал. Он маме сделал подарок, он же не говорил про отца, что его видел и что он скоро приедет)

          - А царевна Лебедь?

(Она добрая, нежная, отзывчивая).  

Она скромная, только в последний момент князь узнает о том, что  Лебедь царевна, а не птица.  Она хоть и волшебница, но не гордится этим.

     Царевна Лебедь и князь – главные герои, на которых  стремились быть похожими люди.

      Сказка всегда чему-то учит: какими быть, как себя вести и общаться с другими людьми.

6.  Отличие русских народных сказок от литературных

Конечно же сказка А.Пушкина отличается от народной  не только  тем , что в них стали увлекательнее приключения героев. Они другие по форме , написаны стихами, что редко было в народном творчестве. Эти стихи зарифмованы, в них строго выдержан ритм и размер. Это стихотворные волшебные поэмы.

  1. Рефлексия

-На столах у вас лежат иллюстрации к сказке, которую мы изучаем. Нам надо восстановить сюжет сказки в хронологическом порядке. Как вы думаете, какая иллюстрация будет первой? (Вывешивают на доску)

- На столах у вас лежат орешки и изумруды. Если вам понравился урок поднимите изумруд, если нет то орешек.

8.Итог.

      Мы провели с вами небольшую исследовательскую работу. К какому же выводу мы пришли?

     Дети. Сказка Пушкина – прямая наследница сказки народной.

  Мы согласны с высказыванием  Самуила Яковлевича Маршака.

9. Домашнее задание.          

Выучить наизусть по выбору отрывок.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица:

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

Русские народные сказки

Сказка Во лбу солнце на затылке месяц по бокам звезды

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали, он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье поглядеть на белый свет; берет он у царя-отца благословенье и позволенье и едет на все четыре стороны, людей посмотреть, себя показать.

Долго ездил, много видел добра и худа и всякой всячины; наконец подъехал к палатам высоким, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают. Старшая говорит:

- Если б на мне женился Иван-царевич, я б ему напряла на рубашку тонкую, гладкую, какой во всем свете не спрядут.

Иван-царевич стал прислушиваться.

- А если б меня взял, - сказала средняя, - я б выткала ему кафтан из серебра, из золота, и сиял бы он как Жар-птица.

- А я ни прясть, ни ткать не умею, - говорила меньшая, - а если бы он меня полюбил, я бы родила ему сынов, что ни ясных соколов: во лбу солнце, а на затылке месяц, по бокам звезды.

Иван-царевич все слышал, все запомнил - вернулся к отцу и стал просить позволенья жениться. Отец согласился. Женился Иван-царевич на меньшей сестре и стал с нею жить-поживать душа в душу; а старшие сестры стали сердиться да завидовать меньшей сестре, начали ей зло творить. Подкупили они нянюшек, мамушек и, когда у Ивана-царевича родился сын - а он ждал, что ему поднесут дитя с солнцем во лбу, с месяцем на затылке, с звездами по бокам, - подали ему просто-напросто котенка. Сильно Иван-царевич огорчился, долго сердился, наконец стал ожидать другого сына.

Те же нянюшки, те же мамушки были с царевной, они опять украли ее настоящего ребенка с солнцем во лбу и подложили щенка.

Иван-царевич заболел с горя-печали: очень ему хотелось поглядеть на хорошее детище. Начал ожидать третьего.

В третий раз ему показали простого ребенка, без звезд и месяца. Иван-царевич не стерпел, отказался от жены, приказал ее судить.

Собралися, съехались люди старшие - нет числа! Судят-рядят, придумывают-пригадывают, и придумали: царевне отрубить голову.

- Нет, - сказал главный судья, - слушайте меня или нет, а моя вот речь: выколоть ей глаза, засмолить с ребенком в бочке и пустить в море; виновата - потонет, права - выплывет.

Выкололи царевне глаза, засмолили вместе с ребенком в бочку и бросили в море.

А Иван-царевич женился на ее старшей сестре, на той самой, что детей его покрала да спрятала подальше от царя в отцовском саду в беседке.

Там мальчики росли-подрастали, родимой матушки не видали, не знали; а она, горемычная, плавала по морю по океану с подкидышком, и рос этот подкидышек не по дням, а по часам; скоро пришел в смысл, стал разумен и говорит:

- Сударыня матушка! Когда б, по моему прошенью, мы пристали к берегу!

Бочка остановилась.

- Сударыня матушка, когда б, по моему прошенью, наша бочка лопнула!

Только он молвил, бочка развалилась надвое, и они с матерью вышли на берег.

- Сударыня матушка! Какое веселое, славное место; жаль, что ты не видишь ни солнца, ни неба, ни травки-муравки. По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!

Ту ж минуту как из земли выросла баня: двери сами растворились, печи затопились, и вода закипела. Вошли они, взял он венчик и стал теплою водою промывать больные глаза матери.

- По моему прошенью, когда б матушка проглянула!

- Сынок! Я "вижу, вижу, глаза открылись!

- По моему прошенью, когда б, сударыня матушка, твоего батюшки дворец да к нам перешел и с садом и с твоими детками.

Откуда ни взялся дворец, перед дворцом раскинулся сад, в саду на веточках птички поют, посреди беседка стоит, а в беседке три братца живут. Мальчик-подкидышек побежал к ним. Вошел, видит - накрыт стол, на столе три прибора. Возвратился он поскорее домой и говорит:

- Дорогая сударыня матушка! Испеки ты мне три лепешечки на своем молоке.

Мать послушала. Понес он три лепешечки, разложил на три тарелочки, а сам спрятался в уголок и ожидает: кто придет?

Вдруг комната осветилась - вошли три брата с солнцем, с месяцем, с звездами; сели за стол, отведали лепешек и узнали родимой матери молоко.

- Кто нам принес эти лепешечки? Если б он показался и рассказал нам об нашей матушке, мы б его зацеловали, замиловали и в братья к себе приняли. Мальчик вышел и повел их к матери. Тут они обнимались, целовались и плакали. Хорошо им стало жить, было чем и добрых людей угостить. Один раз шли мимо нищие старцы; их зазвали, накормили, напоили и с хлебом-солью отпустили. Случилось, те же старцы проходили мимо дворца Ивана-царевича; он стоял на крыльце и начал их спрашивать:

- Нищие старцы! Где вы были-побывали, что видали-повидали?

- А мы там были-побывали, то видали-повидали: где прежде был мох да болото, пень да колода, там теперь дворец - ни в сказке сказать, ни пером написать, там сад - во всем царстве не сыскать, там люди - в белом свете не видать! Там мы были-побывали, три родных братца нас угощали: во лбу у них солнце, на затылке месяц, по бокам часты звезды, и живет с ними и любуется на них мать-царевна прекрасная. Выслушал Иван-царевич и задумался... кольнуло его в грудь, забилося сердце; снял он свой верный меч, взял меткую стрелу, оседлал ретивого коня и, не сказав жене "Прощай!", полетел во дворец - что ни в сказке сказать, ни пером написать.

Очутился там, глянул на детей, глянул на жену - узнал, и душа его просветлела!

В это время я там была, мед пила, все видела, всем было весело, горько только одной старшей сестре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"

Открытый урок по литературному чтению для 4 класса по теме А.С.Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди"...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;           показать яркость языка произведений и многоплановость творчества...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Технологическая карта урока по литературному чтению .А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 классе, УМК "Школа России". На уроке представлены разнообразные формы работы (групповая, парная, фронтальная), которые способствуют умению работать с произведен...