Методическая разработка по литературному чтению . Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей".
методическая разработка по чтению (2 класс)
Материал урока способствует проявлению творческого отношения к процессу обучения. Дети учатся оценивать себя и окружающих при анализе образов, особенностей поведения героев басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._literaturnoe_chtenie.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 2а Учитель: Птицына В.И.
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»
Цели урока: Познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; способствовать развитию творческих способностей детей, навыков беглого чтения.
Планируемые результаты: Личностные: Проявление творческого отношения к процессу обучения. Умение оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев басни. Познавательные: Умение находить сходство и различие между героями басни. Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников. Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат. Регулятивные: Умение ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику и того, что ещё неизвестно. Умение составлять совместно с учителем план действий. Умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Коммуникативные: Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнение других. Предметные: Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям. Умение различать речь автора и героев басни.
Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни», «автор».
Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.
Оборудование: Портрет И.А.Крылова, его книги; аудиозапись « Стрекоза и муравей»; презентация, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, на партах вы видите 2 смайлика (весёлый и грустный). Какой вам больше нравится? Покажите.
- Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.
II. Проверка домашнего задания
а) Речевая разминка. Чтение с экрана.
«Говорим всегда красиво, смело и неторопливо,
Ясно, чётко, говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим, потому что не спешим».
б) Выразительное чтение басни «Лебедь, рак и щука» (4 человека)
- Какова мораль басни?
- Почему героям не удалось сдвинуть воз с места? (не умеют договариваться, прежде чем выполнять какую-то работу следует хорошо продумать, как её делать.)
- Смог бы наш класс вытащить воз? Почему?
III. Определение темы урока и постановка цели.
Помещаю на доску портрет И. Крылова.
- Кто это? (И.А. Крылов).
- Что вы знаете об этом человеке? (Писал басни.)
- Вы догадались, что на уроке нам предстоит встреча с новой басней И.А. Крылова.
- А вот как называется басня, вы узнаете после речевой разминки.
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
- Что вы знаете о муравьях?
- Муравьи очень трудолюбивы. Они поднимают груз, приблизительно в сто раз тяжелее собственного веса, постоянно занимаются общественно-полезной работой: заготавливают корм, ухаживают за потомством, пасут свой «домашний скот» — тлю и при этом никогда не спят.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
- Что вы знаете о стрекозах?
- Стрекозы – очень красивые насекомые! Редко кто знает, что стрекозы - хищники. Они очень быстро летают и хватают добычу на лету. Лакомиться стрекозы предпочитают комарами или мошками. Стрекозы - символ легкомысленности и пугливости.
- Итак, кто догадался, как называется басня, с которой нам предстоит работать?
- Кто видел «домики» муравьёв? Как они называются?
- Есть ли домик у Стрекозы?
Создание «Дерева предсказаний» (На доске нарисовано дерево) Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекозу с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. Появляются на дереве слова о стрекозе (Девочки выбирают): красавица, беззаботная, легкомысленная, весёлая и т.д., о муравье (Мальчики выбирают): труженик, коллективист, умный и т.д. Дети собирают слова, развешенные по классу и прикрепляют к дереву.
Физминутка
Утром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась, два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,
У реки остановилась, над водою закружилась.
IV. Изучение нового художественного произведения
1. Ознакомление с текстом – слушание аудиозаписи
- Откройте учебники на с.106. Сядьте правильно и приготовьтесь слушать басню. Возьмите в руки простой карандаш и во время прослушивания отметьте (подчеркните тоненькой линией) слова, которые вам будут непонятны.
2. Проверка восприятия
- Назовите героев басни.
- Кто из героев понравился? Почему?
3. Словарная работа
- Какие слова вы отметили?
Зима катит в глаза – неожиданно наступила зима.
Нужда – недостаток, нехватка необходимого, бедность.
Удручена – огорчена.
До вешних дней – до весенних дней.
Мурава - сочная, зеленая, густо растущая молодая трава.
V. Закрепление – работа над текстом
1. Самостоятельное чтение басни уч-ся про себя
- Прочитайте басню самостоятельно про себя.
2. Чтение басни учащимися «цепочкой»
- Сейчас вы будете читать текст «цепочкой». Помните: читать надо громко, не торопясь, выразительно и стараться передать характер героя.
VI. Закрепление изученного материала.
1) Подготовка к чтению по ролям. Самостоятельное чтение.
-Как надо читать этот текст по ролям? Обратите внимание, на письме речь берётся в кавычки. Кавычки открываются – начинается речь. Кавычки закрываются – речь заканчивается.
2) Чтение по ролям.
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы зрители поняли, что хотел сказать автор? Попробуем прочитать по ролям. (Читает 1 пара учеников.)
- А теперь прочитаем по ролям отрывок очень выразительно, пропуская слова автора. Читаем слова только в кавычках. Кому они принадлежат?
- Как будем их читать? (Читает 2 пара учеников.)
3) Работа с пословицами в парах
- Ребята, у вас на партах лежат карточки с пословицами. Выберите те пословицы, которые подходит к этой басне?
Сделал дело, гуляй смело.
Делу время, потехе час.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Кто весной и летом не работал, зимой поплачет.
VII. Этап применения нового знания
Творческое задание - (индивидуальное задание)
-Да, из - за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может ей дать шанс исправиться? Давайте изменим конец басни. Я знаю, что вы добрые дети, поэтому заранее написала на листочках. Прочитайте.
И сказал Стрекозе Муравей:
«Заходи ты ко мне поскорей.
Я тебя накормлю, обогрею,
Только будь ты теперь - умнее».
-Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна, что же произошло дальше? Взялась ли Стрекоза за ум или осталась такой же легкомысленной?
-У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один.
Но как только весна пришла, Но как только весна пришла
За ум взялась Стрекоза. Позабыла слова Муравья.
Построила дом красивый И как прежде в ясные дни
И живёт в нём счастливо. Хороводы водила одни.
VIII. Итог урока.
- Во всём ли совпали наши предположения?
- Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления?
- А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
Значит, мы с вами ошиблись, и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
- Давайте попробуем сделать вывод?
- Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?
-С какой басней Крылова мы сегодня познакомились?
-Кого подразумевает под животными Крылов?
-Что осуждается в этой басне? (Беспечность, ленность, черствость, эгоизм)
-Какова мораль басни? (Нужно всё делать вовремя).
Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьёв. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
IX. Рефлексия.
Урок сегодня был удачный, не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?
Оценить свою работу на уроке с помощью «Светофора».
X. Выставление оценок. Спасибо за урок!
XI. Домашнее задание: Выучить басню наизусть, с.106.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "
Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".
усвоение кейса-текста по произведению С. Михалкова. Басня "Зеркало"...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...
Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"
На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...