Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Алексеенко Cветлана Михайловна

Урок литературного чтения в 3 классе Лев Николаевич Толстой "Лев и собачка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

 Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами

из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Воспитывать нравственно-этические чувства, проявление сопереживания другим (в данном случае животным).

Образовательные ресурсы: портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, детские рисунки по произведениям писателя, аудиозапись рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

 – Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка

домашнего задания

Посмотрите, пожалуйста, внимательно на слайд .

СЛ 2

–Скажите, с произведениями какого автора мы сейчас с вами знакомимся?

–Давайте всмотримся в его глаза.

 Говорят, что глаза - зеркало души. Какие они?

- Ребята,  какие  произведения Л.Н. Толстого мы уже изучили?

СЛ 3

Тест. Проверка.

Л.Н. Толстого

(добрые, внимательные, мудрые)

«Акула», «Прыжок»

Владеют логическими действиями.

Анализируют содержание  рассказов.

III. Постановка учебной задачи / Разминка

- Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство. Для красивого чтения нужно развивать свой речевой аппарат, а поможет нам в этом речевая разминка. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

СЛ 4

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

– А сейчас прочитаем вслух, соблюдая выбранную интонацию.

СЛ 5

- Кто изображен на слайде?

 Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог!
Перед неё, бедной,
Нет уже дорог.

– Ребята, как вы думаете, каким тоном нужно  читать это стихотворение? (Грустно, печально.) Почему? (Ответы детей.)

– В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки.

Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

-Дети, а у кого из вас есть собаки?

- Как вы заботитесь о них? (рассказы детей)

– А знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили.

Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных». А в городе Челябинске созданы приюты для бездомных собак и кошек.

Названия вы можете прочитать на доске: «4 лапы», «Верность», «Добрый след», «Волчок», «Хочу домой», «Я – Живой», «Бим».

 

- Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей).

СЛ 6

Рассказы детей: лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.

-  Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет. 

- Предположите, как может называться произведение с которым мы сегодня познакомимся? 

СЛ 7

 О чем может быть рассказ с таким названием?

— Что может произойти в рассказе с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?

– Ребята , это произведение-быль?

СЛ 8

– А кто мне может сказать, что означает слово «быль»?

– Посмотрите,  могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.

Читают стихотворение

Читают стихотворение про себя

Чтение стихотворения хором

Беседа

 

Прослушивание

Читают название.

Рассуждают о содержании произведения.

– Это быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии.

Владеют логическими действиями.

Прогнозируют содержание рассказа по заголовку и иллюстрациям. Владеют навыками работы со справочной литературой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Высказывают свое мнение.

III. Изучение нового мате-

риала. 1. Первичное восприятие

текста.  

2. Словарная

работа

– Я предлагаю вам послушать историю, которая  произошла очень давно в далеком городе Лондоне, столице Англии.

Л. Н. Толстой не был в Англии, никогда не был в Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, кто бывал в Лондонском порту. И, услышав ее, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, а написал об этом в произведении  «Лев и собачка».

Прослушивание записи рассказа

– Понравился рассказ?

– Ребята, поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.

– Смысл каких слов вам был непонятен?

СЛ 9

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

– Вы очень внимательно слушали эту историю. Ответьте на вопрос: о чем и о ком эта быль?

– Скажите, что вы почувствовали, слушая это произведение?

– Какой эпизод показался вам самым напряженным?

– Назовите главных героев были.  

– Где происходит действие?

– Было ли вам кого-нибудь жалко?

Физкультминутка

Все ребята дружно встали         (Выпрямиться)

И на месте зашагали.                 (Ходьба на месте.)

На носочках потянулись,          (Встать на носки, потянуться.)

А потом назад прогнулись.       (Прогнуться назад, руки за голову.)

Как пружинки мы присели       (Присесть.)

             И тихонько разом сели              (Выпрямиться и сесть.)

Внимательно слушают.

Делятся своими впечатлениями.

Определяют совместно

с учителем толкование слов.

– О любви и привязанности животных друг к другу.

– Печаль, грусть, тревогу.

– Лев и собачка.

– В зверинце.

Выполняют физкультминутку

Принимают

и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

 IV. Продолжение работы над темой.

Анализ произведения

Работа в парах

- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки  и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных. Чтение по частям и анализ.

1ч. (1-2абзац)

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

- Кто показывал зверей в зверинце?

- Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

- Как человек поймал собачонку?

- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

- Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

- 2ч. (3-6 абзац)

- Как собачка чувствовала себя в клетке?

- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

- Подтвердите словами из текста.

- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
    –
(Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)

 – Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
    – Ему стало её жалко, она ему понравилась.

- 3ч. (7-9 абзац)

– Как лев относился к собачке?

– Найдите и прочитайте этот момент в тексте.

(С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)

- Как автор относится к собачке? Ко льву?

4ч. (10 абзац)

- Кто такой барин?

- Почему собачка не радуется хозяину?

- Почему лев не дал забрать собачку?

5ч. (до конца)

- Сколько времени прожили лев с собачкой?

Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте.

(Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)

– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте.

(Дал новую собачку.)

– Почему он убил другую собачку?

(Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)

- Отчего лев умер?
  
  – Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.

 Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
    – Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы научились сострадать.

-А сейчас, вы откроете приготовленную мною книжечку и расставите правильно очередность пунктов плана прочитанного нами текста.

Проверяем правильность составления плана по тексту.

CЛ10

Составить синквейн к словам ЛЕВ и СОБАЧКА.

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

– Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

– Умный взгляд собачки был как просьба не есть ее. Собачка очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.

– Собачка заболела

и умерла.

– Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

– Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться

в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать.

Высказывают свое мнение.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения.

Составляют диалог животных при первой встречи

V. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Придумать свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осуществляют поиск средств достижения цели

VI. Итог урока.

Рефлексия

-– А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его?

- У вас на партах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в ваших сердцах, когда мы читали рассказ, о каких добрых чувствах мы говорили, которое вам ближе, понятнее.

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе?

Какова была цель писателя?

 

- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.

Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, они дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?

 Закончите фразы.

Сегодня на уроке:

•  Я узнал…

•  Я научился…

•  Мне понравилось…

   •  Новыми знаниями я смогу поделиться…

Спасибо! Умницы! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! 

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют навыками самоанализа

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.

ТЕСТ       уч - ся 3 класса  __________________________________

Выберите и обведите букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

(Акула)

1. Как мальчики оказались в открытом море?

А. Они упали в воду с корабля.

Б. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Когда отца охватил страх за жизнь сына?

А.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Б. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

3. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

А. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

Б. Он подбежал к пушке, развернул ее, прицелился и выстрелил.

(Прыжок)

     4.  Почему мальчик залез на мачту корабля?

  А. Ему захотелось посмотреть, близко ли берег.

  Б. Обезьяна сорвала с его головы шляпу и забралась с ней на мачту.

     5. Как отреагировал капитан на поступок сына?

         А. Он был безразличен.

         Б. Капитан прицелился в сына и закричал: «Прыгай, или застрелю!»

     6. Как повёл себя капитан, когда спасли мальчика?

         А. Он вдруг закричал и убежал к себе в каюту.

         Б. Он заплакал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...