Литературное чтение Тема урока: Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок».
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Литературное чтение 2 класс "Жил на свете слонёнок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx | 221.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературного чтения.
УМК «Перспективная начальная школа», автор учебника Н.А.Чуракова .
Предмет Литературное чтение
Тема: Геннадий Цыферов «Жил на свете слонёнок».
Класс 2
Тип урока ОНЗ
Технология продуктивного чтения
Цель: способствовать формированию читательской компетенции младшего школьника, через технологию продуктивного чтения.
Планируемые результаты
Личностные:
1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные УУД
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Предметные результаты:
- Называть произведение по жанру по определённым признакам.
- Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
- Осознанно, правильно, выразительно читать вслух.
- Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.
- Самостоятельно формулировать главную мысль текста.
- Находить в тексте материал для характеристики героя.
- Составлять рассказ-характеристику героя.
Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение 2 класс», портрет Г.Цыферова, карточки для творческой самостоятельной работы, цветные карандаши, фломастеры
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент 1.Проверить общую готовность к уроку. 2.Сконцентрировать внимание учащихся | 1.Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу в стихотворной форме Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Девиз урока: Кто весел, тот – смеётся! Кто верит, тот - добьётся! Кто ищет, тот всегда найдёт!
| Подготовка класса к работе Включаются в учебную деятельность. -Отвечают на вопросы учителя. (интересным, познавательным, веселым и т.п.) Дети получают эмоциональный настрой. |
2. Работа с текстом до чтения 1.Проверка домашнего задания 2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 3. Антиципация чтения. | Выявляет уровень знаний. - Какова тема раздела, над которой мы сейчас работаем? - Как вы понимаете выражение «точка зрения»? -Какие способы увидеть мир по-новому мы рассматривали на прошлых уроках?) Проверка домашнего задания - Для того чтобы узнать о ком пойдет речь на уроке, отгадайте загадку. Длинный хобот вместо носа. В жаркий день в нем воду носит. И огромными ушами Машет словно парусами. Этот добрый великан – Житель дальних жарких стран. Фруктов может съесть пять тонн Серый африканский... (слон).
- Молодцы! Действительно, это слон. А что вы знаете об этом удивительном животном? -А как вы думаете, ребята, почему именно загадку про слона я вам загадала? - Верно. Сегодня мы познакомимся с произведением «Жил на свете слоненок». Автор этого произведения – Геннадий Михайлович Цыферов – детский писатель. Геннадий Михайлович Цыферов родился 26 марта 1930 года в городе Свердловске. Папа его занимался озеленением города, разводил парки, а мама была бухгалтером. Сам Геннадий Цыферов закончил педагогический институт и три года проработал педагогом-воспитателем. В это время он начал писать свои первые произведения. Он печатал свои произведения в журнале «Мурзилка», но самый большой успех ему принесла мультипликация. Самый известный мультфильм «Паровозик из Ромашково». Его книги выходили в других странах. К сожалению из-за тяжёлой болезни сердца Геннадий Цыферов умер в 42 года, 1972 году 5 декабря. Проведем речевую разминку: Текст на доске. Набирает воду носом, Будто шлангом и насосом. Ставьте зонтиков заслон: Всех сейчас окатит слон. 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте сначала быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. -Найдите по содержанию данную тему и откройте нужную страницу.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Какие цели поставим перед собой? Побуждает учащихся по картинке и названию к построению предположения, о чём будет рассказ.
-Прочитайте ещё раз название рассказа и рассмотрите иллюстрацию. -Что можно предположить по названию произведения о его содержании? -Что можно уточнить по иллюстрации? -Какие чувства вызывает у вас иллюстрация? - А кто были его друзья? - Где обитают эти звери? - На что вы обратили внимание и почему? - Как называются произведения о необыкновенных событиях и приключениях? -Как можно проверить ваши предположения о содержании? И как определить действительно ли это произведение сказка? | -Точка зрения (варианты ответов детей) -Открываем и закрываем глаза, смотрим через цветное стекло, смотрим в лужу. Дети рассказывают стихи, оценивают выразительность, делают замечания
- Дети отгадывают загадку.
- Варианты ответов: большое, сильное, нос называется хобот. Он им может поднимать предметы, переносить их, набирать воду, обливать себя водой. Слон серого цвета. Варианты ответов: слон, доброе животное, но если его разозлить – он может быть очень агрессивным. Слоны хорошо поддаются дрессировке, в Индии слон, как домашнее животное. (связь с окружающим миром, опора на опыт). -Будем читать произведение, в котором один из героев слон. Рассматривают портрет автора, слушают биографию автора Читают по заданию учителя. Дети находят нужное произведение. -работа в учебнике стр. 30 Формулируют тему урока. -Знакомство с произведением Геннадия Циферова «Жил на свете Слонёнок». -Познакомиться с произведением. -Учиться выразительно читать. -Определить основную мысль произведения. Определение смысловой, тематической эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию, по иллюстрации, с опорой на читательский опыт.
- Можем узнать, где жил слонёнок. Был он добрый или злой. Жил слонёнок с родителями или один. Хорошо или плохо жилось слонёнку.
- У слонёнка были друзья.
- Чувство радости, так как идёт дождь, а все звери спрятались под ушами слонёнка, как под зонтиком и дождик не мочит маленьких зверят. -Лисята, зайчата, ежата. - В лесу
- Слоны обитают в жарких странах и друзьями у него могут быть обитатели тех же стран, а здесь друзья слонёнка жители наших лесов. В рассказе такого быть не может.
-Это сказки. - Прочитать это произведение. |
4.Работа с текстом во время чтения. 1.Первичное чтение текста Читает учитель. 2.Беседа по содержанию | Учитель читает текст. По ходу чтения ведётся работа с текстом. Жил на свете слонёнок. 1 часть -Это был очень хороший слонёнок. (С вашей точки зрения, что значит «хороший» слонёнок) Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал… (Какое чувство испытывал слонёнок сидя дома?) Однажды на улице пошёл дождь. (Предположите по картинке, что произошло дальше?) — У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. — Ушастый какой! (Как вы понимаете значение слова ушастый). Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком! 2 часть Слонёнок обрадовался и стал большим зонтиком. И лисята, и зайчата, и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя. (Какие чувства испытал слонёнок став зонтиком?) (Чему обрадовался слонёнок?) Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать. (Над каким вопросом стал думать слонёнок?) 3 часть Мимо пробегал зайчик. — О-о! Какой прекрасный длинный нос! — сказал он слонёнку. (Как вы думаете что может предложить зайчик слонёнку?) — Вы вполне могли бы быть лейкой! Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился. (Как вы понимаете значение слова опечалился?) (Нравилось ли слонику быть лейкой?) 4 часть Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь. Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть? И вдруг он увидел огонь! «Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал побольше воды и сразу потушил три уголька и горящий пень. -Сформулируйте и задайте свои вопросы друг другу по этой части. -Не забывайте, вопросы начинайте со слов: Почему …? О чём …? Как …? Как вы поступили бы в этой ситуации? А ни у кого не возникло желание позвать на помощь? Как вы считает, а слонёнок правильно поступил в этой ситуации? Звери проснулись, увидели слонёнка, поблагодарили его за то, что он потушил огонь, и сделали его лесным пожарником. (Объясните смысл слова «поблагодарили». Каким словом его можно заменить.) Слонёнок был очень горд. Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара. Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики. | Внимательно слушают текст. Следят по тексту. Отвечают на вопросы учителя. - Наверно слонёнок помогал всем, у него было много друзей и т.д. - Ему было грустно и скучно. - Слонёнок спрятал зверей под своими ушами, как под зонтиком. - Очень большие уши. -Радости, счастья. - Что другим стало хорошо. - Кем ему быть. - Длинным носом срывать яблоки с яблони, работать душем, поливать и т.д. - Загрустил. - Да, он опять был занят делом. Составляют и задают вопросы. -Также как слонёнок. -Нужно смотреть по обстоятельствам -Да -Сказали спасибо. |
Физкультминутка | В среду слон к нам приходил, И на цыпочках стоять. Мы покрутим головой В прятки поиграем | (Ходьба на месте) (Наклоны вперёд) (Поднимаемся на носочки) (Круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно) (Плотно закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки) |
5.Работа с текстом после чтения. Концептуальная беседа по тексту | - Понравилось произведение? - Какое впечатление оказал на вас главный герой? -А с какой точки зрения посмотрел на слонёнка промокший лисёнок? Прочитайте это в тексте. -А какую особенность слонёнка подметил зайчик? Найдите это в тексте. - Что он слонёнок увидел ночью? - Какой поступок совершил слонёнок? (подтвердите текстом) - Какая способность слонёнка стала его профессией? - Можно ли сказать: «Слонёнок отблагодарил лисёнка и зайчика за то, что они помогли раскрыть его способности? - Вспомните наши предположения перед чтением произведения. -Давайте вернёмся к началу сказки, и найдём, что автор пишет о слонёнке. -Что бы вы добавили к тем словам, когда говорили, что значит хороший слонёнок? -Прочитайте слова Учёного кота. Стр. 32 «Нет людей неталантливых. В каждом человеке есть, что-то особенное. Важно талант в себе открыть, затем его надо развивать. В этом поможет трудолюбие, упорство, настойчивость. -В начале, мы с вами решили, что это произведение является сказкой. Можете теперь это доказать? | Ответы детей. -Мне слонёнок понравился. -А я бы сам нашёл себе занятие и т.д Находят ответ в тексте. -Пожар Находят ответ в тексте Умение приходить на помощь. Смелость. Способность удерживать в хоботе много воды. -Да. Он разрешал им пускать кораблики в своей каске. -Это был хороший слонёнок. - Слонёнок радуется тому, что он другим доставляет радость. Ему хорошо от того, что другим хорошо. - Читают слова в учебнике стр.32. «Нет людей неталантливых. В каждом человеке есть, что-то особенное. Важно талант в себе открыть, затем его надо развивать. В этом поможет трудолюбие, упорство, настойчивость. -Это сказка. Есть зачин, повторы, необычные ситуации. Ее герои животные, но они могут разговаривать, выбирать профессию и пр. |
6. Вторичное чтение текста Организовать «вдумчивое» чтение . Самостоятельная творческая работа Организовать творческую работу | - Сейчас вы будете не просто читать сказку, а каждый из вас должен подумать, в каком настроении находился слоненок, какие эмоции испытывал. В ваших карточках указаны эмоции и настроение вам нужно расположить картинку под тем настроением, которое испытывал главный герой в этот момент. Приложение - Проверьте свою работу по эталону. - Посмотрите, что получилось у вас. Может быть у кого-то есть другое мнение. | Читают текст по частям. Выполняют задание. Проверяют. Если что-то не так пытаются доказать своё мнение. |
7. Домашнее задание 1. Дать рекомендации по выполнению домашнего задания. | -Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору. 1. Пересказать рассказ. 2.Нарисовать иллюстрацию. 3. Попробуйте дома пофантазировать, придумать, кем еще мог бы стать слоненок, когда вырастет. | Выбирают для себя домашнее задание, записывают его в дневник. |
8. Подведение итогов 1.Рефлексия деятельности Организовать подведение итогов урока Подвести учащихся к оценке своей деятельности на уроке | - С каким автором мы сегодня познакомились? - Что из наших предположений совпало с событиями сказки. - Какой вывод вы для себя сделали, прослушав это произведение? - Скажите, какова же основная мысль этой сказки? А сейчас послушайте внимательно песню «Розовый слон». В песне розовым слон был тогда, когда ему было весело и радостно, а серым когда он грустил. Вот и вы покажите своё настроение от урока: если настроение хорошее раскрасьте слона розовым цветом, а если грустное, то серым. -Спасибо за урок! | - Геннадий Цыферов Отвечают на вопросы -Хорошо тому, кто нашёл в жизни своё дело. Раскрашивают слоников. |
Приложение:
Задумчивость | Радость | Грусть | Удовольствие | Печаль | Гордость |
Задумчивость | Радость | Грусть | Удовольствие | Печаль | Гордость |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Геннадий Цыферов "Жил на свете слонёнок"
Урок литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс Цель: познакомить учащихся со сказкой Г. Цыферова, формировать представление о том, что такое точка зрения; учить пользова...
Г.Цыфёров "Жилна свете слонёнок"
Сценарий урока. Литературное чтение, 2 класс, автор учебника Н.А.Чуракова .УМК «Перспективная начальная школа» Технологическая карта занятия. ...
Презентация к уроку "Жил на свете слонёнок"
Презентация активизирует деятельность детей на уроке....
Геннадий Цыферов "Жил на свете слонёнок"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....
Конспект по литературному чтению 2 класса на тему: Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок".
Конспект по литературному чтению 2 класса....
Урок литературного чтения ПНШ 2 класс по теме: Точка зрения.Г.Цыферов "Жил на свете слонёнок"
Разработка урока по литературному чтению Г.Цыферов " Жил на свете слонёнок" УМК " Перспективная начальная школа"...
- Мне нравится (1)