Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: « В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока литературного чтения в виде технологической карты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок литературного чтения 4 класс26.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему:

                                                                                   « В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тип урока:

Урок открытия  нового знания

Цели урока:

  •  Знакомство с произведением А.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Задачи:

  • Совершенствовать навык осознанного выразительного грамотного чтения;
  • Развивать аналитическое мышление, память, монологическую речь, творческие способности учащихся.
  • Совершенствовать умение работать в паре.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные результаты

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление бережного  отношения к природе;

-проявление бережного  отношения к своему здоровью.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Предметные результаты:

 обогатить словарный запас учащихся, развивать критическое мышление , закрепить умение правильно, красиво оформлять свои мысли.

Оборудование:

 Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблица для работы в группе, оценочные листы., презентация.

                                                                                                               

Этап

урока

Задания для уч-ся
 

Виды деятельности, формы организации

Планируемые результаты

УУД

Предметные

Виды УУД, характеристики

I. Организационный момент

Проверка готовности, эмоциональный настрой

II.Актуализация ранее изученного

Предлагаю провести урок под девизом: « Кто много читает, тот много знает» (пословица)

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Так ли важно читать?

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.П. Астафьева.

- Что мы о нём знаем?

1) Приём «Корзина идей»  ( Слайд 1)

Любил природу

Писал о животных

Учил беречь природу

Калапуха

 О каком писателе эти предложения?

- Итак, что же мы можем сказать о В.П. Астафьеве ….

- А мне хотелось бы добавить в корзину две таблички: повести и дети.

- Героями его рассказов были и дети (Васютка «Васюткино озеро»). Писал он не только рассказы, но и повести.

- О ком же сегодня мы будем читать?            ( Слайд 2 с фотографиями птиц)

- Для того, чтобы узнать, о каких птицах мы будем сегодня читать, послушайте загадку:

Птица эта небольшая,
Целый день она летает – 
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш –
Всех быстрей летает … 
Стриж


- Посмотрите на фото птиц, вы узнали героя нашего рассказа? Почему?

- В загадке говорится о стриже, а на фото его нет.

2) Приём «Мозговой штурм»

- Что вы знаете о стрижах?

Отвечают на вопросы. Предлага

ют идеи, отгадыва

ют загадки, рассказывают о стрижах( коллективная работа)

Знать:

пословицы,  произведения В.П. Астахова,

особенности стрижа.

Уметь: отгадывать загадки

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию; .Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

III. Самоопределение к деятельности.

Приём «Незаконченные предложения».

( Слайд 3)

- Сформулируйте задачи урока, продолжив предложения

Познакомиться с ….

Учиться анализировать …

Определить, чему учит

Сегодня мы познакомимся с произведением В.П. Астафьева « Стрижонок Скрип».

Формулируют цели и тему урока

(коллективная работа)

Регулятивные УУД:

-определение темы и  цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем;

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

IV.Знакомст-во  с произведением

Работа с учебником (с. 100 – 109) .

Текст начинает читать учитель, потом по абзацам читают ученики

Читают текст

Уметь :

Читать

вдумчиво текст

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу.

III.Физминутка

Повторите движения под музыку

Личностные УУД :

-проявление бережного  отношения к своему здоровью.

IV. Проверка первичного восприятия

Заполните сюжетную таблицу, а результаты запишем на слайде. Рабоать будем в группах. Повторим правила работы в группе.

Приём «Сюжетная таблица»

 ( Слайд 4)

Кто?

Стрижата

Скрип

Стрижиха

Папа- стриж

Стрижи - соседи

Мальчишки

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

1 группа

Кто?

Стрижата

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

2 группа

Кто?

Скрип

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

3 группа

Кто?

Стрижиха

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

4 группа

Кто?

Папа- стриж

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?


 5 группа

Кто?

Стрижи - соседи

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

6 группа

Кто?

Мальчишки

Что сделал?

Когда?

Где?

         Почему?

Оцените работу группы в оценочном листе.

Подумайте и скажите, Астафьев мог

наблюдать в жизни все происходящее или придумал данную историю?

- Что хотел сказать читателям автор своим произведением?

 Повторяют правила работы в группе.

Заполняют сюжетную таблицу      ( работа в группе)

Отвечают на вопросы   ( коллективная работа)

Уметь:

Находить  нужную информацию в тексте и записывать ее в таблице

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление бережного  отношения к природе.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

- анализ, синтез, сравнение, классификация;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

Коммуникативные УУД:

- определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии  с одноклассниками и учителем;

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов.

V.

 Работа  с   пословицами.

- Выберите подходящие пословицы, работая в паре.

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

 Почему вы выбрали эти пословицы?. Оцените свою работу.

Выбирают пословицы, объясняют свой выбор ( работа в паре)

Знать:

Значение пословиц

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу. Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД:

умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-умение договариваться, находить общее решение.

VI. Рефлексия

Вернемся к сюжетной таблице. Если вы внимательно посмотрите на таблицу, то увидите продукт своего труда. На что похожа сюжетная таблица?

- План пересказа. Давайте его озвучим.

-Астафьев назвал свое произведение « Стрижонок Скрип» А есть ли у вас варианты своего заголовка?

Синквейн

 1 и 4 группы -Стрижиха.

Строгая, заботливая.

Кормит, воспитывает, защищает.

Стрижатам с ней хорошо.

Мать.

2 и 5 группы- Стрижонок  Скрип

 Самостоятельный, смелый

Летает, ловит, роет.

Вырос в стае стрижей.

Птенчик.

3 ,6 группа – Мальчики

Глупые, маленькие

Рыбачили., вытащили., отпустили.

Ребята пожалели стрижонка Скрипа.

Дети.

- Чему учит нас это произведение?

- Чему бы мы могли поучиться у стрижей?

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки, 
Чтоб сохранилось все на веки!!!

 

Оцените свою работу.

Отвечают на вопросы, составляют синквейн

( работа в группе)

Оценивают сою работу ( индивидуальная работа)

Уметь:

Составлять синквейн

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию;

- понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности;

- проявление бережного  отношения к природе.

Регулятивные УУД:

- контроль и коррекция способа и результата решения учебной задачи по образцу;

- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с одноклассниками и учителем.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить высказывание.

 Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия и действия партнёров, приходить к общему мнению;

-умение договариваться, находить общее решение;

-умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

VII. Домашнее задание

 Выберите любое из заданий : Прочитать рассказ ещё раз и к понравившемуся эпизоду нарисовать иллюстрацию.

Пересказать текст от лица Скрипа.

Написать продолжение рассказа.

Выбирают и записыва

ют задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....