Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Старилова Юлия Александровна

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по теме урока, итог урока (рефлексия), постановка дом.задания).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В.П. Астафьев «Бабушка с малиной».

Цель урока: познакомиться с рассказом В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»; учиться выборочному чтению, способствовать формированию навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.

Планируемые результаты:

личностные: осмыслить понятия взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, уважение к старости, нравственно-эстетические ценности на основе совместного обсуждения проблем, с которыми дети сталкиваются в жизненных ситуациях.

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника.

предметные: работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь); соотносить иллюстрацию с текстом, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование навыка чтения: целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: словестные (беседа), наглядные (работа с иллюстрацией)

Формы обучения: фронтальная.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» В.А. Лазарева (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»), мультимедиа.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Актуализация знаний (5-6 мин.) 
  3. Работа по теме урока (30 мин.)
  4. Итог урока. Рефлексия (2 мин.)
  5. Постановка домашнего задания (1 мин.)

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята! Садитесь. Все готовы к уроку? (Ответы детей.)

  1. Актуализация знаний.

- С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

-Теперь давай вспомним биографию писателя, вспомним значимые даты его жизни. Для этого поиграем в игру «Верно ли…».

Игра «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления пройденного материала.

  • Астафьев родился в Краснодарском крае в 1942 году
  • Ему было семь лет, когда утонула мать
  • Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях
  • В 1952 году становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий»
  • Из родных мест ушел в 1942 году
  • Первый рассказ опубликован в газете «Вестник»
  • В 1996 году получил Государственную премию России
  • Умер российский писатель в 2011 году

- Давайте с вами вспомним, о чем писал Виктор Петрович? (О войне, о мире, о детях, о природе)

- Вспомните, пожалуйста, с каким рассказом Астафьева вы уже познакомились во 2 классе? («Белогрудка»)

- О чем он?

  1. Работа по теме урока

- А сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одним рассказо Виктора Петровича Астафьева.

 - Откроем с вами учебники на стр. 35. Прочитайте, пожалуйста, название рассказа, который мы сегодня с вами будем читать. (Дети читают название рассказа.)

- Каковы ваши предположения, о чем пойдет речь в данном рассказе?

  1. Первичное восприятие текста.

Чтение текста учителем.

- Ребята, я вам прочитаю рассказ «Бабушка с малиной», а вы внимательно слушайте и следите. (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).

Вопросы к первичному восприятию.

- Понравился ли вам рассказ? Чем именно он вам понравился? (Ответы детей).

- О чем этот рассказ? (Ответы детей).

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали это произведение: грусть, радость, сожаление, сочувствие? (Ответы детей).

- Кто главный герой этого рассказа? (Сама бабушка).

- Какой вы себе ее представляете?

2. Чтение текста учениками. Беседа по содержанию.

(Словарная работа ведется по ходу всего урока)

Работа над первой частью рассказа.

- Что мы узнали из первой? Где происходит действие? (На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд Комарихинская — Тёплая гора)

- Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры? Найдите в тексте (Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка)

- Как понимаете значение слова гвалта? ( Шум, крик, гам, тревога, суматоха)

- Как автор называет бабушку? (Старушонка)

- Сравните действия ребят и «старушонки». Что во время суеты делают молодые ребята и что делает бабушка? Найдите в тексте.

- Как понимаете значение слов тамбор и туес?

- И действительно, ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всюду успеть, всех опередить.

- «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Для кого произошла трагедия? Обратите внимание на состояние бабушки. (Оцепенела - схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула).

- И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. (Руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни).

- Как повели себя пассажиры, когда бабушка вошла в вагон? ( Поспешно освободили место и притихли)

- Как повела себя сама бабушка? (Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку)

-Как вы думаете, для чего автор ввел в рассказ описание старого, пустого, никому не нужного фонаря? Найдите описание фонаря в тексе. (Повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе»)

Работа над второй частью рассказа

- А ведь еще какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? Как она собирала эти ягоды? («…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину)

- Что мы узнаем о бабушке из ее рассказа «в минуты счастья»? («Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула песню)

- «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? (Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете)

Работа над третьей частью рассказа

- Кто и как разгоняет «горе у бабки»? («Молодой рыбак в соломенной драной шляпе)

- Найдите значение слова подсачник в словаре.

- А что придумали рыбаки? Найдите доказательство в тексте.

- Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует? («Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»)

- Как «урезонил» ее рыбак?

- Как понимаете значение слова «урезонил»?

- И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет? (От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей)

- Меняется ли образ бабушки с начала рассказа до его конца? Как?

- Как вы думаете, почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Чему учит этот рассказ? (Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом)

Работа с иллюстрацией

- Ребята, откроем с вами учебник на стр. 40. Рассмотрите иллюстрацию. Какой момент рассказа она отражает?

- Найдите строки, подходящие к иллюстрации в книге.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Нельзя быть равнодушным к чужому, пусть маленькому, пустячному, горю. Нельзя забывать про одиноких стариков. Постараться помочь человеку, попавшему в беду добрым словом или добрым делом.

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его автор? О чем это произведение?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Постановка домашнего задания.

Выразительно прочитать текст, ответить на вопросы 1-6 учебника на стр. 41.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»

Урок  литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект по литературному чтению Класс: 3 Тема урока: поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».УМК Система Занкова

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить с поэтической басней.Задачи :Познакомить с поэтической басней, учить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находит...

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки"

Конспект урока литературного чтения. Обобщение по теме "Сказочные человечки", УМК "2100", 2 класс...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...