Конспект учебного занятия по литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»
план-конспект урока по чтению

Райхель Диана Эдуардовна

Конспект учебного занятия

по литературному чтению по теме: «Птицы с «характерами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literature.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Планируемые результаты:

Личностные:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

-развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-умение высказывать своё мнение.

Предметные:

- участие в диалоге при обсуждении;

- осознанное, правильное чтение с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста;

- аргументация своей позиции с привлечением текста произведения;

-умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

-использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения.

Метапредметные:

Познавательные:

-развиваем умение извлекать информацию из иллюстрации; находить ответы на вопросы по иллюстрациям;

-выявлять сущность особенности объектов;

-на основе анализа объекта делать выводы;

-ориентироваться на развороте учебника;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные:

-развиваем умение высказывать своё предположение;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

-развиваем умение слушать, слышать и понимать других.

Этапы. Содержание

Виды деятельности

Планируемые результаты

Форма организации

МТО, ОМО

личностные

предметные

метапредметные

1.Организационный момент

Цель: настроить учащихся  на работу

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чем?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите ещё раз-

И запомните рассказ.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Диана Эдуардовна.

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

фронтальная

ПК, мультимедиа

2.Целеполагание

-Ребята, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Новые встречи со старыми друзьями)

-Чему учат произведения, которые находятся в этом разделе?(доброте, справедливости, мужеству, героизму)

-С какими авторами вы уже познакомились? (Лидия Чарская, Борис Житков, Корней Чуковский, Евгений Шварц и т.д.)

-умение высказывать своё мнение

- участие в диалоге при обсуждении

П.:ориентироваться на развороте учебника;

Р.: развиваем умение высказывать своё предположение;

Фронтальная

Учебник:

Бунеев «Литературное чтение» 2 часть;

3.Открытие новых знаний

Цель: развитие умения воспринимать текст, выразительно и осознано читать текст, ориентироваться в тексте.

1. Первичный синтез.Работа с текстом до чтения.

Задача: сообщить детям некоторую информацию, необходимую для выразительного чтения (об авторе, его творчестве); объяснить значение ключевых понятий;

- Назовите писателей, в книгах которых звери и птицы чаще всего главные герои. (« Слон» Куприн, « Неслышимка» В. Бианки, « Жалобы зайки» К. Ушинский, К. Паустовский « Кот -ворюга»,» Жильцы старого дома»);

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного автора XXвв. Михаилом  Пришвиным.

1) – Откройте учебник на стр. 61 и, ориентируясь на портрет Михаила Пришвина, скажите каким он был? ( мудрым, образованным)

– Ребята, что вы знаете о Михаиле Пришвине? А хотите узнать о нем побольше?

Слово об авторе.

Родился Михаил Михайлович Пришвин 4 февраля 1873 года в имении Хрущёво  Орловской области в семье купца. Учился в гимназии, в училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал он агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Но к писательскому творчеству Михаил  Михайлович пришёл уже в зрелом возрасте. В 1906 году он оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

Первая публикация появилась в детском журнале «Родник», когда Пришвину было 33 года. Однако лишь,  когда Пришвину было 52 года,  вышла его первая книжка «Матрёшка в картошке». Затем увидели свет другие произведения Пришвина «Ярик», «Ёж», «Лисичкин хлеб».

«Певец русской природы» — так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

– Что же писал Пришвин для детей? (рассказы)

– О чём его рассказы? (о величие и красоте природы, о повадках зверей)         - Прочитайте название нашего рассказа, и скажите, кто такой « Изобретатель»? (В толковом словаре Ожегова написано:

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ - тот, кто создал, изобрёл что-нибудь новое, прежде неизвестное)

- Почему, по-вашему, название текста записано в кавычках? Почему автор назвал рассказ именно так? (Потому, что это прозвище. )

2. Анализ. Работа с текстом во время чтения.

Задачи: добиться осознания содержания прочитанного, понимания его нравственного содержания

Беседа и повторное выборочное чтение.

- Как утята появились у рассказчика? (автор взял себе их на воспитание)

- Кто помог высиживать утиные яйца? ( курица)

- Что значит «пустая голова»? (значит нет никаких мыслей)

- Почему автор назвал Мусю «пустая голова»? ( потому что она не думала о своих детях)

-  Кто такая Пиковая Дама?

- Почему Пиковая Дама была сердита? ( потому что утята ушли к Дуси)

- Что значит «воин ростом с огурец»? ( храбрый и маленький)

- Почему автор назвал так утенка?

- Какой вопрос задает сам себе и нам автор? ( Как утенок вылезает из корзины?)

- Как вы думаете, как утенок вылезает из корзины?

-  Зачем автор завязал ленточку на ноге утёнка? ( чтобы не потерять именно этого утенка)

- Можно ли назвать утёнка изобретателем?

- Что вы заметили в последнем предложении? ( слово Изобретатель написано с большой буквы)

-  Почему? (Понятно, что утенок-изобретатель и это стало его именем)

- Как Пришвин в своём рассказе отвечает на вопрос «могут ли животные быть изобретателями, или только люди могут что-то изобрести?»

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Бывают ли изобретатели среди животных в обычной жизни?

- Можно ли сказать, что птицы у Пришвина совершают поступки, у них определенное поведение, индивидуальный характер. Докажите.

– Каким человеком должен быть автор этого рассказа? ( добрым, отзывчивым, любящим природу и всё живое)

– Современники иногда называли Пришвина «птичником». Как вы думаете почему?

– Чем необычны птицы в изображении Пришвина?

Творческая работа.

– Понаблюдайте, как рождаются индивидуальные характеры птиц в рассказе Пришвина (задание II.2 в тетради).

а) прозвище птицы;

б) её поступки, поведение;

в) характер птицы;

г) отношение автора к птице.

Главным становится не внешнее описание птицы, а создание её «характера», выделение каких-либо индивидуальных особенностей.

Расскажите по плану о Дусе, о Пиковой Даме, об Изобретателе

-прогнозирование содержания произведения  по иллюстрациям

-воспринимать учебный текст, определять цель и отбирать средства для получения результата

осознавать  прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

-отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль, оценивать свои эмоциональные реакции

-выразительно читать литературные произведения, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями текста

-оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

-развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

-оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

-использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения

-

Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова

- аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

П.: развиваем умение извлекать информацию из иллюстрации

К.: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П.: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Р.: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

К.: оформлять свои мысли в устной форме

П.: на основе анализа объекта делать выводы

К.: развиваем умение слушать, слышать и понимать других

фронтальная

ПК, мультимедиа, портрет

Учебник

Учебник

4.Итог

– С творчеством какого автора мы сегодня с вами познакомились? ( с творчеством Михаила Пришвина)

-Так что он писал для детей? (рассказы)

-  О чем были его рассказы?

фронтальная

5.Рефлексия

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– Какую отметку вы себе поставите?

оценивают свою деятельность

Р.: осуществлять познавательную и личностную рефлексию

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Конспект учебного занятия по литературному чтению, 3 класс

Описание материалаРазработка является авторской. Учебное занятие было представлено интернам стажировочной площадки «Современный урок».Данный урок является метапредметным. По данной схеме, ...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литеературному чтению По теме: Русская народная сказка "Иван царевич и серый волк"...

Конспект внеклассного занятия по литературному чтению на тему: "От пословицы до сказки"

Целью данного занятия является приобщение детей к истокам устного народного творчества, повышение мотивации на изучение различных видов фольклора....

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Ритм пятен. Птицы"

Конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме: "Ритм пятен. Птицы"...