Конспект учебного занятия по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект учебного занятия по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_konspekt_uroka.docx | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Верхнелюбажская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фатежского района Курской области
Конспект учебного занятия
по литературному чтению
Выполнила учитель начальных классов Докукина Зоя Петровна |
Верхний Любаж, 2015 г.
Тема урока: знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики»
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
- развивающие:
1) развивать беглое, сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
- воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: беседа, рассказ учителя, игровые формы, работа в парах, группах
Оборудование: учебник Л.Ф Климановой «Литературное чтение, 2 класс,1 часть; аудиозапись сказки, волшебный сундучок, игрушки, предметные картинки, альбом, цветные карандаши, мультимедийная презентация
Планируемы результаты:
- Предметные результаты:
- читают осознанно сказку;
- рассказывают по рисунку о событиях, изображённых на рисунке;
- воспроизводят диалог героев произведения.
2. Метапредметные результаты:
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
- осуществляют поиск и выделение необходимой информации;
- характеризуют героев сказки;
- выстраивают логическую цепь рассуждений.
- коммуникативные УУД:
1) учатся формулировать собственное мнение и позицию;
2) учатся строить понятные для окружающих высказывания;
-регулятивные УУД:
1) умеют оценивать правильность выполнения действий.;
- личностные УУД:
1) проявляют познавательный интерес при изучении нового произведения.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
-Здравствуйте, дорогие, ребята. Настал день. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись друг другу и подумали: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы всегда здоровы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Проверка домашнего задания.
-Ребята, дома вы иллюстрировали сказку «Петушок и бобовое зернышко», давайте перескажем сказку по вашим рисункам.
Дети рассказывают сказку по эпизодам:
- Петушок и курочка
- Курочка и хозяйка
- Коровушка и курочка
- Хозяин и курочка
- Кузнец и курочка
- Петушок спасен
- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с домашним заданием. А что у вас получилось лучше, где вы испытали затруднения? Какие чувства вы испытывали?
(Нам было страшно за петушка, мы испытали тревогу)
- Актуализация знаний, постановка проблемы, сообщение темы урока.
–И для того, чтобы немного повеселить вас, давайте заглянем в наш волшебный сундучок.
(Учитель достает карточки со словами и предлагает игру «Слова рассыпались». Дети составляют предложение)
Давайте хором прочтем, что у нас получилось? (У страха глаза велики.)
- Что такое страх? (Когда боятся).
- Глаза велики? (Большие).
Так как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают)
-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (Дети отвечают)
- Открытие нового знания.
- Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Откройте учебник на странице 35 и прочитайте название сказки. (Дети читают хором).
-Ребята, как вы думаете, для чего волшебный сундучок предлагает нам познакомиться с этой сказкой? (Дети отвечают)
-Правильно, сегодня мы вместе будем учиться работать с текстом сказки,
строить речевые высказывания, характеризовать героев сказки, оценивать их поступки, помогать друг другу и оценивать свою работу
Словарная работа
-Когда мы будем знакомиться со сказкой, нам встретятся слова, значение которых может быть вам незнакомы. (На экране появляется 1 слайд со словами: наперсточек, колода, водоносы, схоронилась )
- Кто поможет мне объяснить значение этих слов? Где мы можем найти подсказку? (Дети отвечают).
(На экране появляется 2 слайд)
Наперсточек – колпачок, который надевают на палец при шитье, чтобы не уколоться.
Колода – большое деревянное корыто, внутри полое, то есть пустое.
Водоносы – носят воду.
Схоронилась– спряталась.
-В прочтении какого слова вы затруднились? (Наперсточек)
-Давайте произнесем слово «наперсточек» несколько раз.
(На экране появляется 3 слайд)
На-пер-сто-чек
На-пер-сточек
На-персточек
Наперсточек
(Дети читают хором 2 раза- медленно и ускоряя темп)
Первичный синтез
- А сейчас послушайте внимательно сказку на аудиозаписи и скажите, понравилась ли вам сказка и почему; какое настроение было у вас при прослушивании сказки?
(После прослушивания дети отвечают на вопросы)
-Какая это сказка? Докажите. (Русская народная, бытовая).
- Молодцы! Назовите героев сказки. (Дети отвечают, из волшебного сундучка появляются игрушки-герои)
-Сегодня они герои нашего урока. Почему их так назвали: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка? (Дети отвечают, изображая героев)
-Какими словами начинается сказка? (Жили-были).
-Как ещё может начинаться сказка? (В некотором царстве, в некотором государстве).
Анализ произведения.
-Чем занимались наши герои? Докажите словами из сказки. (Чтение вслух первой части сказки)
Работа в парах.
-Задание каждой паре: нарисовать вёдра бабушки, внучки, курочки и мышки.
Перечитать последний абзац первой части, подумать, как плещется вода в ведрах.
(Слушание вариантов чтения текста.)
- Что же случилось с героями сказки? (Когда они возвращались домой, им под ноги прыгнул заяц, и они испугались)
- Прочитайте этот момент со слов «Вот раз наши…»
(Учитель достает из волшебного сундучка картинки с изображением медведя, волка, лисы, кота, охотников)
- Кого наши герои испугались? (Дети отвечают, соотнося картинки с героями сказки)
- Почему героям привиделись именно эти животные и люди? (Они их боялись)
- Прочитайте в тексте предложение, в котором объясняется поведение наших героев.
( «У страха глаза велики: чего нет, и то видят»)
- Как вы понимаете эту пословицу? ( От страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
- Физминутка.
(На слайде появляются изображения ведер, с надписями: трё-ё-х, трё-ё-х; трёх-плёх; трёх-трёх, плёх-плёх; трёх-трёх-трёх, плёх,плёх, плёх. Детям предлагается изобразить и озвучить, как идут герои сказки с водой).
- Ребята, предлагаю вам стать героями сказки, прочтем по ролям вторую часть сказки, начиная со слов: «Бабка охает:…». Сначала прочитайте эту часть про себя, стараясь передать чувства героев. (Дети читают)
- Как говорит бабка? (Охает)
-Как внучка? (Плачет)
-А курочка? (Кудахчет)
- Как изображает страх мышка? (Пищит)
- Что делает зайка? (Раздумывает со страхом).
(Учитель предлагает сыграть автора, бабку, внучку, курочку, мышку и зайца. Обучающиеся выбирают понравившегося героя, берут игрушку, выходят к доске и читают по ролям)
Работа с иллюстрацией
-Молодцы, ребята. Вы были настоящими артистами.
А сейчас рассмотрите иллюстрацию к сказке.
-Что вы видите на картинке?
- Как вы считаете, какой момент сказки здесь изображен? (Ответы детей.)
- Найдите в тексте эпизод, который лучше всего подходит к описанию данной иллюстрации, перечитайте его.
-Разделимся на две группы. Первой группе подготовиться к выразительному чтению эпизода. Второй группе найти в этом эпизоде слова, обозначающие действие героев.
(Проверка задания)
-Как вы справились с работой? За что вы себя можете похвалить?
- Вторичный синтез.
-Ребята, на слайде записаны пословицы. Найдите те пословицы, которые соответствуют сказке.
Где ум, там и толк.
У страха глаза велики
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
Робкого тень страшит.
(У страха глаза велики. Робкого тень страшит)
-Почему они подходят к нашей сказке? ( Пословицы говорят о том, что от страха человек может представить даже то, что на самом деле нет)
-Чему учит нас сказка? (Страх мешает нам жить, не нужно всего бояться)
-Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте принимали один предмет за другой?
(Ответы детей)
- Рефлексия.
- Как вы себя чувствовали на уроке? Почему у вас такое состояние?
- Итог урока.
-Мы совсем забыли о нашем помощнике – волшебном сундучке. Он много сегодня услышал, помог нам и теперь хочет, чтобы вы поделились своими впечатлениями об уроке:
-Расскажите, что понравилось больше всего на уроке и почему?
-Какие открытия для себя сделали?
- О чем хотели бы рассказать дома своим близким? (Ответы детей)
- Домашнее задание.
-На следующий урок принесите книги с русскими народными сказками.
- Урок закончен. Спасибо всем.
Анализ учебного занятия по литературному чтению
Тема комбинированного учебного занятия по литературному чтению «Знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Это 3 урок из раздела «Сказки». Учебник, по которому работает учитель с классом «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России».
Цель урока: формирование навыков работы с текстом сказки.
Задачи:
- обучающие:
1) познакомить обучающихся с новым произведением;
2) способствовать формированию целостного представления об основной идее произведения;
3) учить находить главную мысль произведения.
- развивающие:
1) развивать беглое сознательное и правильное чтение;
2) создавать условия для формирования выразительного чтения;
3) развивать воображение, память, внимание.
- воспитательные:
1) воспитывать чувство юмора;
2) воспитывать интерес и любовь к чтению.
На уроке были использованы основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками:
- Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку:
- дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе (проверка домашнего задания);
- создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности (эмоциональный настрой в начале урока);
- разнообразие форм и методов организации работы (пословица, частичное исследование, проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание сказки и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка (дети вспоминали смешные и нелепые истории из жизни)
2. Принцип индивидуального и личностного подхода:
- осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка (чтение по ролям, изображение героев, оценивание своей работы).
3. Принцип гуманистичности:
- ребёнок активный, субъективный в совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении (дети легко идут на контакт, активны в работе).
На уроке использовались карточки со словами пословицы, мультимедийный проектор, предметные картинки, волшебный сундучок, игрушки. Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально.
Учебное занятие началось с организационного момента, который заключался в игре-тренинге. Этот этап способствовал психологическому настрою, воздействовал на эмоциональный фон детей, мотивировал на работу.
Домашнее задание носило дифференцированный характер, что помогло учителю оценить индивидуальные возможности детей, сделать выводы. Этап рефлексии показал, в чем при выполнении домашнего задания дети испытывали затруднения. Дети строили речевые высказывания в устной форме (познавательные ууд); развивали умение высказывать свои мысли (коммуникативные ууд); личностные ууд – установление обучающимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.
Учителю было важно, чтобы дети сами сформировали тему учебного занятия и его цели. Здесь показалось уместным использование «помощника» на учебном занятии. Через игровые формы работы обучающие успешно справились с этим заданием. Формирование регулятивных ууд – целеполагание, личностные ууд – учебная мотивация.
Словарная работа способствовала осознанному восприятию сказки.
Для знакомства с текстом сказки была использована аудиозапись в исполнении мастера художественного слова. Перед прослушиванием для обучающихся была поставлена задача.
На этапе анализа обучающимся предлагались задания, побуждающие их к повторному чтению текста, лексико-синтетическому анализу каждой из его частей. Формируемые универсально-учебные действия: познавательные – умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решений; регулятивные – самоконтроль, самооценка, коррекция; коммуникативные – обмен информации, взаимодействие, кооперация; личностные – развитие готовности к сотрудничеству. Также на данном этапе прослеживался яркий переход коммуникативных УУД в личностные. Обучающиеся учились на основе трансформации сказки выделять реплики героев.
Для развития творческой активности детей ввела чтение по ролям, с которой дети успешно справились. Данный прием дал возможность каждому ребенку проявить себя, активизировать свои творческие способности, почувствовать себя в роли героя, голосом передать страх.
На следующем этапе развивала мышление и память посредством соотношения иллюстрации к тексту сказки.
Соблюдение здоровьесберегающей технологии прослеживалось во время физминутки. Старалась подобрать такое содержание, чтобы оно органично входило в контекст учебного занятия.
На этапе работы с пословицами обучающиеся учились главную мысль сказки соотнести с пословицами. С данной работой дети справились успешно.
Высказывания обучающихся о смешных историях, произошедших с ними, побуждали к умственной активности и познавательной деятельности. Данный прием сближал учение и жизнь, давал радость общения. Дети учились строить понятные для окружающих высказывания, что вело к развитию коммуникативных ууд.
На заключительном этапе учитель применил прием кольцевой композиции учебного занятия: дети обратились к «помощнику», делясь своими впечатлениями об уроке. Ответы детей на этапе рефлексии показали, что тема учебного занятия усвоена и цели достигнуты.
Использование технологии игровых форм обучения на учебном занятии не было самоцелью, главным и ведущим был деятельностный подход, создание положительной мотивации в обучении.
На заключительном этапе урока были подведены итоги, было предложено домашнее задание
Между всеми этапами урока прослеживалась логическая связь и завершённость каждого этапа. Выбранные формы (фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах) и методы (словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные) обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и учителя было доброжелательным и доверительным. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне. Урок позволил сформировать нравственные качества детей.
Урок прошёл успешно, все поставленные дидактические цели и задачи урока реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по учебному курсу «Литературное чтение». Тема: «Н. Н. Носов. На горке» для обучающихся 2 класса (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др. Литературное чтение. 2 класс. Часть 2, стр.60) программа «Школа России»
В основеи урока лежит деятельностный подход - основной способ получения знаний....
Методическая разработка конспекта урока "К.И.Чуковский. Сказка "Телефон"". Учебный курс "Литературное чтение", 1класс.
Урок был проведен в рамках фестиваля открытых уроков. Результат - положительный отзыв. ...
Конспект по учебной дисциплине «Литературное чтение», 2 класс, УМК "Перспектива".
Тема: Самостоятельное чтение.Стихи о весне. С.Я. Маршак , И.Токмакова, Саша Черный....
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3 классе на тему: «Картинная галерея»
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.И.Левитана 2.Воспитательные воспитывать эстетический вкус; - развивать речь, логически излагать свои мысли; развивать образное мышление; обогатить с...