Конспект урока "Путешествие по литературному лабиринту"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Закрепление знаний по литературному чтение в 3 классе по разделу "Поэтическая тетрадь 1"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_literaturnomu_labirintu.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема урока: "Путешествие по литературному лабиринту"
Тип урока: урок обобщения знаний
Цель: создать условия для обобщения знаний детей по Поэтической тетради № 1.
Задачи урока:
Дидактические: обобщение знаний детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащение словарного запаса.
Развивающие: формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления.
Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока: Образовательная цель этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации уч.деят (Ф,Г,И.) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные (П,К,Р) | Личностные | |||||||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | беседа | - Здравствуйте, ребята! работать? Прозвенел и смолк звонок. И работать захотели -Проверьте, ребята, все ли у вас готово к уроку? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Ф | Презентация | готовность и способность обучающихся к саморазвитию. | |||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | словесный | – Сегодня наш урок чтения я хочу начать с высказываний великих людей:
Мне хочется, чтобы эти высказывания девизом нашего урока. |
| Ф | Презентация | К: овладение основами коммуникативной деятельности; | |||
Постановка учебной задачи | Словесный, наглядный | – На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту. А кто мне скажет, что такое лабиринт? Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей. – На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. Какие задачи на сегодняшний урок мы поставим? По какому плану будем работать? - Первое вспомним все, что изучали по данному разделу. - Второе научимся применять его на практике. - Третье оцениваем результат своей деятельности. - Кто скажет первую задачу этого раздела? -Верно. | Ставят цель и задачи на урок | Ф | ИКТ | К: овладение основами коммуникативной деятельности; | |||
Реализация построенного проекта ЦЕЛЬ: построение учащимися но-вого способа действий и формирование уме-ний его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении за-дач такого класса или типа во-обще | Беседа | Фронтальная работа - Какую задачу будем решать первой? Начнём путешествие с Разминки. – Прочитайте текст « жужжащим чтением» – Прочитайте текст, выделяя голосом глаголы (=) – затем существительные (слова с *). – Прочитайте сначала тихо, затем громче, громко. – А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова. Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного. Остановка «Узнай поэта» – Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой «Узнай поэта». – Надо правильно назвать полные имена поэтов. А теперь мы отправляемся с вами на следующую остановку. Остановка «Вспомни стихи» (Обсуждение названия остановки). – На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1). а) Догадайтесь, о чём идёт речь. 1) Больше его – больше снега 2) Он от ветра защищает, урожаю помогает. 3) Много его – не губи, 4) Волков бояться, в него не ходить. 5) Чем дольше в него, тем больше дров. – Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название. Тёмный лес, что шапкой На безлюдный простор Неколючий, светло – синий Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили. Ребята, вы все большие молодцы | Читают Коллективная работа Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями (Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков) (Лес) («Зима», И.Суриков). («Встреча зимы», И.Никитин). («Мама! Глянь-ка из окошка», А.Фет). Дети наизусть читают отрывки из стихотворений. | Ф Ф | ИКТ | умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); | К: овладение основами коммуникативной деятельности; П: - освоение приемов поиска нужной информации; Р: умение сохранять и выполнять учебную задачу Р: умение находить нужную информацию в тексте | -принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей; умение правильно формулировать ответ умение слушать ответы других детей и строить свою деятельность | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | – А теперь я предлагаю поработать вам самостоятельно. Остановка «Из жизни поэтов» (Обсуждение названия остановки). На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов. – У вас на столе карточки. Соотнесите имя поэта и факт из биографии. Иван Саввич Никитин Афанасий Афанасьевич Фет Иван Захарович Суриков С детства поэт был «жаден до стихов». Первое «благословение» на серьёзную литературную работу он получил от самого Н.В. Гоголя. Прочитав стихи, Гоголь сказал: «Это несомненное дарование». Отец его был владельцем свечного завода и лавки, первым кулачным бойцом. Мать поэта – кроткая, жалостливая, богомольная женщина. Позднее, став взрослым, при поддержке друзей купил книжный магазин. При магазине открыл бесплатную библиотеку. Жизнь его была очень тяжёлой. До конца жизни он был вынужден торговать в лавке железным старьём. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым. | Обсуждают название остановки, предполагают, какие задания могут там быть Выполняют задание | С | Овладение техникой чтения; овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; | Познавательные УУД: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; | ||||
Этап включения в систему знаний и повторения. (3 мин) Цель: включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесный | Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? — С помощью пословиц докажите, что это так. •Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. •Испокон века книга растит человека. •Книга подобна воде — дорогу пробьет везде. •Хорошая книга ярче звездочки светит. • Книга поможет в труде, выручит в беде. — Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.
Остановка «Восстанови строчки» – Восстановите строчки: Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости
Остановка «Художественная» – Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта. За ваше старание в конце пути вас ожидает сюрприз. (Картина И.С. Остроухова «Золотая осень»). Илья Семёнович Остроухов известен как замечательный русский пейзажист, безгранично любивший природу. В своих картинах художник изображает родную природу в разное время года и дня. В картине «Золотая осень» очень вырази-тельно, правдиво передаётся удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – жёлтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается по земле. Давайте сейчас с вами попробуем найти строки, которые отражают данную картину. – Нам осталось на память о путешествии нарисовать картину. – Я прочитаю стихотворение, а вы по-очереди выходите к доске и рисуете на листе по одному предмету. (Карандашом или фломастером) В результате у нас остаётся на память картина. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём. На безлюдный простор Побледневших полей Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей… | Отвечают на вопросы. Самое великое чудо на свете — книга Дети читают пословицы и поговорки на карточках.) (Вот моя деревня (Здравствуй, гостья зима Рассматривают репродукцию картины Ищут подходящие строки и зачитывают их Дети рисуют то, что себе представляют на доске (по 3 чел. по 1 с каждого ряда). | Ф | овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении; | Познавательные УУД: освоение приемов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; Коммуникативные УУД: формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; | ||
VI. Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | словесный | -Наш урок подходит к концу. Какие задачи мы ставили на урок? - Что нового узнали на уроке? - Что было легко? - С какими трудностями столкнулись? Какую задачу осталось выполнить? Оценим свою деятельность на урок
- Молодцы ребята, спасибо за урок.
| Вспоминают задачи поставленные в начале урока. Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний- Я доволен своей работой, потому что… - Я не доволен своей работой, потому что… - Мне было трудно…. Определяют трудности, пути их устранения. | Ф | Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. | умение строить и высказывать свои ответы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Олимпиадные задания по литературному чтению "Литературные лабиринты"
Задания помогут провести олимпиаду по литературному чтению, интеллектуальные игры или подготовиться к ним. Материал можно использовать на уроках во 2-3 классах...
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...