Конспект урока "Путешествие по литературному лабиринту"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Соколова Ольга Дмитриевна

Закрепление знаний по литературному чтение в 3 классе по разделу "Поэтическая тетрадь 1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_literaturnomu_labirintu.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: "Путешествие по литературному лабиринту"

Тип урока: урок обобщения знаний

Цель: создать условия для  обобщения  знаний детей по Поэтической тетради № 1.

Задачи урока:

Дидактические: обобщение знаний детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащение словарного запаса.

Развивающие: формирование системы речевых умений; развитие эмоциональной сферы личности школьника, навыка чтения, культуры общения, логического и образного мышления.

Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке, ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости,  уважения к противоположному мнению, аккуратности и дисциплины труда.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока:

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят

(Ф,Г,И.)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П,К,Р)

Личностные

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

беседа

- Здравствуйте, ребята!

работать?

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели

И работать захотели 

-Проверьте, ребята, все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Ф

Презентация

готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

словесный

– Сегодня наш урок чтения я хочу начать с высказываний великих людей:

  • Чтение для ума – то же, что и физические упражнения для тела. (Аддисон).
  • Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (Белинский).

Мне хочется, чтобы эти высказывания девизом нашего урока.

 

Ф

Презентация

К:

овладение основами коммуникативной деятельности;

Постановка учебной задачи

Словесный,

наглядный

– На уроке мы совершим путешествие по Литературному лабиринту.

А кто мне скажет, что такое лабиринт?

Лабиринт – 1) в древней Греции и Египте: большое здание со сложно расположенными переходами; 2) о сложном, запутанном расположении, сочетании чего-нибудь. Линии улиц, линии мыслей.

– На пути нам нужно сделать несколько остановок. В пути пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка.

Какие задачи на сегодняшний урок мы поставим?

По какому плану будем работать?

- Первое вспомним все, что изучали по данному разделу.

- Второе научимся применять его на практике.

- Третье оцениваем результат своей деятельности.

- Кто скажет первую задачу этого раздела?

-Верно. 

Ставят цель и задачи на урок

Ф

ИКТ

К:

овладение основами коммуникативной деятельности;

Реализация

построенного проекта

ЦЕЛЬ: построение учащимися но-вого способа действий и формирование уме-ний его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении за-дач такого класса или типа во-обще

Беседа

Фронтальная работа

- Какую задачу будем решать первой?

Начнём путешествие с Разминки.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/533659/img1.gif

– Прочитайте текст « жужжащим чтением»

– Прочитайте текст, выделяя голосом глаголы (=) – затем существительные (слова с *).

– Прочитайте сначала тихо, затем громче, громко.

– А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.

Итак: речевая разминка закончилась. Вы видите, как важно сделать правильно акцент на нужных словах. Так как от этого зависит смысл прочитанного, сказанного.

Остановка «Узнай поэта»

– Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка под цифрой https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/533659/img2.gif

   «Узнай поэта».                                      

– Надо правильно назвать полные имена поэтов.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/533659/img3.gif

А теперь мы отправляемся с вами на следующую остановку.

Остановка «Вспомни стихи»

(Обсуждение названия остановки).

– На этой остановке мы будем вспоминать стихи (из раздела Поэтическая тетрадь № 1).

а) Догадайтесь, о чём идёт речь.

1) Больше его – больше снега
больше снега – больше хлеба.

2) Он от ветра защищает, урожаю помогает.

3) Много его – не губи,
мало его – береги,
нет его – посади.

4) Волков бояться, в него не ходить.

5) Чем дольше в него, тем больше дров.

– Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название.

Тёмный лес, что шапкой
Прикрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…

На безлюдный простор
Побелевшей толпой
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему –
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

Неколючий, светло – синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

 Сейчас давайте вспомним отрывки из стихотворений, которые вы учили.

Ребята, вы все большие молодцы
И теперь мы двигаемся с вами дальше.

Читают

 Коллективная работа

Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями

(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков)

(Лес)

(«Зима», И.Суриков).

(«Встреча зимы», И.Никитин).

 («Мама! Глянь-ка из окошка», А.Фет).

Дети наизусть читают отрывки из стихотворений.

Ф

Ф

ИКТ

умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях);

К:

овладение основами коммуникативной деятельности;

П:

- освоение приемов поиска нужной информации;

Р:

умение сохранять и выполнять учебную задачу

Р:

умение находить нужную информацию в тексте

-принимать разные мнения о прочитанном произведении, терпимо относятся к мнению других читателей;

умение правильно формулировать ответ

умение слушать  ответы других детей и строить свою деятельность

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.      

Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

– А теперь я предлагаю поработать вам самостоятельно.

Остановка «Из жизни поэтов»

(Обсуждение названия остановки).

На этой остановке мы вспомним некоторые факты биографии поэтов.

– У вас на столе карточки.

Соотнесите имя поэта и факт из биографии.

    Иван Саввич Никитин

     Афанасий Афанасьевич Фет

     Иван Захарович Суриков

     С детства поэт был «жаден до стихов». Первое «благословение» на серьёзную литературную работу он получил от самого Н.В. Гоголя. Прочитав стихи, Гоголь сказал: «Это несомненное дарование».

     Отец его был владельцем свечного завода и лавки, первым кулачным бойцом. Мать поэта – кроткая, жалостливая, богомольная женщина. Позднее, став взрослым, при поддержке друзей купил книжный магазин. При магазине открыл бесплатную библиотеку.

     Жизнь его была очень тяжёлой. До конца жизни он был вынужден торговать в лавке железным старьём. Умер он в 39 лет от чахотки. Но детство его было счастливым.

Обсуждают название остановки, предполагают, какие задания могут там быть

Выполняют задание

С

Овладение техникой чтения;

овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

Познавательные УУД:

освоение приемов поиска нужной информации;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Этап включения в систему знаний и повторения.

(3 мин)

Цель: включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Словесный

Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете?

— С помощью пословиц докажите, что это так.

•Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

•Испокон века книга растит человека.

•Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

•Хорошая книга ярче звездочки светит.

• Книга поможет в труде, выручит в беде.

— Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.

  • Вспомним, какие задачи нам нужно было выполнить при работе с стихотворением.
  • Что нужно было узнать?
  • На какие вопросы получили ответ?
  • Что автор пытается сказать этими произведениями?

Остановка «Восстанови строчки»

– Восстановите строчки:

Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот

Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости

  • Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с данным заданием. Показалось ли вам что-то трудным?

Остановка «Художественная»

– Наступил долгожданный момент. Мы нашли выход из лабиринта. За ваше старание в конце пути вас ожидает сюрприз. (Картина И.С. Остроухова «Золотая осень»).

Илья Семёнович Остроухов известен как замечательный русский пейзажист, безгранично любивший природу.

В своих картинах художник изображает родную природу в разное время года и дня.

В картине «Золотая осень» очень вырази-тельно, правдиво передаётся удивительная, сказочная красота золотого наряда осеннего леса. На первом плане деревья, усыпанные ярко – жёлтыми листьями. Золотое покрывало из опавшей листвы расстилается по земле.

Давайте сейчас с вами попробуем найти строки, которые отражают данную картину.

– Нам осталось на память о путешествии нарисовать картину.

– Я прочитаю стихотворение, а вы по-очереди выходите к доске и рисуете на листе по одному предмету. (Карандашом или фломастером) В результате у нас остаётся на память картина.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

На безлюдный простор

Побледневших полей

Смотрит весело лес

Из-под чёрных кудрей…

Отвечают на вопросы. Самое великое чудо на свете — книга

Дети читают пословицы и поговорки на карточках.)

(Вот моя деревня
Вот мой дом родной
Вот качусь я в санках
По горе крутой. Суриков «Детство»).

(Здравствуй, гостья зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. Никитин «Встреча зимы»).

Рассматривают репродукцию картины

Ищут подходящие строки и зачитывают их

Дети рисуют то, что себе представляют на доске (по 3 чел. по 1 с каждого ряда).

Ф

овладение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных текстов;

осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

умение составлять несложные монологические высказывания о произведении;

Познавательные УУД:

освоение приемов поиска нужной информации;

овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Коммуникативные УУД:

формирование представлений о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;

овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

формирование потребности в систематическом чтении, как средстве познания мира и самого себя;

восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

VI. Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

словесный

-Наш урок подходит к концу.

Какие задачи мы ставили на урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было легко?

- С какими трудностями столкнулись?

Какую задачу осталось выполнить?

Оценим свою деятельность на урок

  • Переходим на последний этап. Выберите 1-2 высказывания и продолжите их.
  • Я выполнил поставленные задачи, потому что…
  • Я узнал, что…
  • Я понял, что…
  • Мне было трудно…
  • Мне было легко…
  • Мне нужно учиться…

- Молодцы ребята, спасибо за урок.

 

Вспоминают задачи поставленные в начале урока.

Оценивают степень решения поставленных задач на основе высказываний- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Определяют трудности, пути их устранения.

Ф

Р: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

умение строить  и высказывать свои ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Олимпиадные задания по литературному чтению "Литературные лабиринты"

Задания помогут провести олимпиаду по литературному чтению, интеллектуальные игры или подготовиться к ним. Материал можно использовать на уроках во 2-3 классах...

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...