РП Литературное чтение 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ и в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году». Соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений России.
Цель данной программы: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
Предмет «Литературное чтение» входит в область «Филология», изучается 102 ч (3 раза в неделю). На внеклассное чтение отводится 20 минут два раза в неделю.
Имеется резервное время (3 часа), которое добавлено для изучения следующих разделов:
- «Сказки русских писателей» - 1 ч;
- «Зарубежная литература» - 2 ч.
Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме контрольных работ и проверки техники чтения.
Учебно-методический комплект:
Программа Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. – М.: Просвещение, 2009)
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Содержание программы
4 класс (102 часа)
Былины, летописи, жития (8 ч)
Из русской классической литературы (15 ч)
Поэтическая тетрадь (18 ч)
Сказки русских писателей (12 ч + 1 ч из резерва)
Делу время – потехе час (7 ч)
Страна далёкого детства (6 ч)
Природа и мы (11 ч)
Родина (5 ч)
Страна «Фантазия» (5 ч)
Зарубежная литература (15 ч + 2 ч из резерва)
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ 4 КЛАССА
Обучающиеся должны:
– владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
– понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
– передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
– составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
– вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
– выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
– самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
– знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
– знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
– знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
– знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употреблять каждую из них;
– уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
– давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Плановые сроки похождения | Примечание |
Былины, летописи, жития (8 ч) | ||||
1 | Летописи. | 1 | ||
2 | «И вспомнил Олег коня своего…». Вн/чт. Какие книги я читал летом. | 1 | ||
3 | Былины. «Ильины три поездочки». Вн/чт. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». | 1 | ||
4 | Былины. «Ильины три поездочки» (продолжение). | 1 | ||
5 | Былины. «Ильины три поездочки» (обобщение). Вн/чт. Былины о русских богатырях. | 1 | ||
6 | «Житие Сергия Радонежского». Вн/чт. Русские народные сказки о богатырях. | 1 | ||
7 | «Житие Сергия Радонежского» (продолжение). | 1 | ||
8 | Обобщение по теме «Былины, летописи, жития». Вн/чт. Подвиги Сергия Радонежского (энциклопедия). | 1 | ||
Из русской классической литературы (15 ч) | ||||
9 | Ознакомление с произведением П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Вн/чт. П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок». | 1 | ||
10 | П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Продолжение. | 1 | ||
11 | П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок» (в сокращении). Обобщение. Вн/чт. Стихи П.П.Ершова. | 1 | ||
12 | А.С.Пушкин. Стихи. Вн/чт. А.С.Пушкин. Стихи об осени. | 1 | ||
13 | Ознакомление с произведением А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 | ||
14 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (продолжение). Вн/чт. А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке». | 1 | ||
15 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (обобщение). Вн/чт. А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке» (продолжение). | 1 | ||
16 | М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека». | 1 | ||
17 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб». Вн/чт. М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». | 1 | ||
18 | М.Ю.Лермонтов. «Ашик-Кериб» (продолжение). Вн/чт. М.Ю.Лермонтов. «Бородино». | 1 | ||
19 | Л.Н.Толстой. «Детство». | 1 | ||
20 | Л.Н.Толстой. «Как мужик убрал камень» (басня). Вн/чт. Л.Н.Толстой. Рассказы и сказки. | 1 | ||
21 | А.П.Чехов. «Мальчики». Вн/чт. Л.Н.Толстой. Басни. | 1 | ||
22 | А.П.Чехов. «Мальчики» (продолжение). | 1 | ||
23 | Контрольная работа по теме «Из русской классической литературы» (в форме тестирования). Вн/чт.А.П.Чехов. «Беглец», «Детвора». | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||||
24 | Ф.И.Тютчев. Стихи. Вн/чт. И.С.Тургенев. «Собака». | 1 | ||
25 | А.А.Фет. Стихи. | 1 | ||
26 | Е.А.Баратынский. Стихи. Вн/чт. А.А.Фет. «Сентябрьская роза», Ф.И.Тютчев. «Декабрьское утро». | 1 | ||
27 | А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». Вн/чт. Стихи Е.А.Баратынского. | 1 | ||
28 | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…». | 1 | ||
29 | Н.А.Некрасов. Стихи. Вн/чт. И.С.Никитин. «Утро на берегу озера». | 1 | ||
30 | И.А.Бунин. «Листопад». Вн/чт. «Зелёный шум», «Пчёлы». | 1 | ||
31 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
Сказки русских писателей (12 ч + 1 ч из резерва) | ||||
32 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». Вн/чт. И.А.Бунин. «На пруде», «Северная берёза». | 1 | ||
33 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» (продолжение). Вн/чт. В.Ф.Одоевский. «Бедный Гнедко». | 1 | ||
34 | В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке» (обобщение). | 1 | ||
35 | Ознакомление с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». Вн/чт. В.И.Даль. «Про мышь зубастую и про воробья богатого». | 1 | ||
36 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (продолжение). Вн/чт. К.Д.Ушинский. «Сумка почтальона». | 1 | ||
37 | В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе» (обобщение). | 1 | ||
38 | П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Вн/чт. К.Д.Ушинский. «Слепая лошадь». | 1 | ||
39 | П.П.Бажов. «Серебряное копытце» (продолжение). Вн/чт. П.П.Бажов «Голубая змейка». | 1 | ||
40 | Ознакомление с произведением С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (в сокращении). | 1 | ||
41 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» (в сокращении). Продолжение. Вн/чт. Рассказы С.Т.Аксакова о природе. | 1 | ||
42 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек» (в сокращении). Обобщение. Вн/чт. Рассказы С.Т.Аксакова. | 1 | ||
43 | Обобщение по теме «Сказки русских писателей». | 1 | ||
44 | Итоговый контроль техники чтения за I полугодие. | 1 | ||
Делу время – потехе час (7 ч) | ||||
45 | Ознакомление с произведением Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени». Вн/чт. Е.Л.Шварц «Два брата». | 1 | ||
46 | Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» (продолжение). Вн/чт. Е.Л.Шварц «Два брата» (продолжение). | 1 | ||
47 | Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени» (обобщение). | 1 | ||
48 | В.Ю.Драгунский. «Главные реки». Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «На Садовой большое движение». | 1 | ||
49 | В.Ю.Драгунский. «Что любит Мишка». | 1 | ||
50 | В.В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы». | 1 | ||
51 | Контрольная работа по теме «Делу время – потехе час». Вн/чт. В.Ю.Драгунский. «Денискины рассказы» (продолжение). | 1 | ||
Страна далёкого детства (6 ч) | ||||
52 | Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». | 1 | ||
53 | Б.С.Житков. «Как я ловил человечков» (продолжение). Вн/чт. Б.С.Житков. «Морские рассказы». | 1 | ||
54 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Вн/чт. Рассказы Б.С.Житкова о животных. | 1 | ||
55 | К.Г.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками» (продолжение). | 1 | ||
56 | М.М.Зощенко. «Ёлка». Вн/чт. К.Г.Паустовский. «Похождения жука-носорога». | 1 | ||
57 | Контрольная работа по теме «Страна далёкого детства». Вн/чт. Рассказы М.Зощенко для детей. | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | ||||
58 | В.Я.Брюсов. Стихи. | 1 | ||
59 | С.А.Есенин. «Бабушкины сказки». Вн/чт. Стихи о детях. | 1 | ||
60 | М.И.Цветаева. Стихи. Вн/чт. Стихи о семье. | 1 | ||
61 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». | 1 | ||
Природа и мы (11 ч) | ||||
62 | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Вн/чт. К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». | 1 | ||
63 | Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» (продолжение). Вн/чт. Рассказы Д.Н.Мамина-Сибиряка. | 1 | ||
64 | А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». | 1 | ||
65 | А.И.Куприн. «Барбос и Жулька» (продолжение). Вн/чт. А.И.Куприн. «Белый пудель». | 1 | ||
66 | М.М. Пришвин. «Выскочка». Вн/чт. Рассказы М.Пришвина. | 1 | ||
67 | М.М.Пришвин. «Выскочка» (продолжение). | 1 | ||
68 | Е.И.Чарушин. «Кабан». Вн/чт. М.М.Пришвин. «Курица на столбах». | 1 | ||
69 | Ознакомление с произведением В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Вн/чт. Рассказы Е.Чарушина. | 1 | ||
70 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип» (продолжение). | 1 | ||
71 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип» (обобщение). Вн/чт. В.Астафьев. «Конь с розовой гривой». | 1 | ||
72 | Контрольная работа по теме «Природа и мы». Вн/чт. Стихи о природе. | 1 | ||
Поэтическая тетрадь (6 ч) | ||||
73 | Б.Л.Пастернак. «Золотая осень». | 1 | ||
74 | С.А.Клычков. «Весна в лесу». Вн/чт. Стихи С.А.Клычкова. | 1 | ||
75 | Д.Б.Кедрин. «Бабье лето». Вн/чт. Стихи о весне. | 1 | ||
76 | Н.М.Рубцов. «Сентябрь». | 1 | ||
77 | С.А.Есенин. «Лебёдушка». Вн/чт. Стихи о лете и осени. | 1 | ||
78 | Обобщение по теме «Поэтическая тетрадь». Вн/чт. Стихи С.Есенина. | 1 | ||
Родина (5 ч) | ||||
79 | И.С.Никитин. «Русь». Вн/чт. Стихи И.С.Никитиа. | 1 | ||
80 | С.С.Дрожжин. «Родине». Вн/чт. Н.Н.Головин. «Моя первая русская история». | 1 | ||
81 | А.В.Жигулин. «О, Родина!». Вн/чт. А.О.Ишимова. «История России в рассказах для детей». | 1 | ||
82 | Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». | 1 | ||
83 | Контрольная работа (с элементами творчества) по теме «Родина». Вн/чт. Стихи о Родине. | 1 | ||
Страна «Фантазия» (5 ч) | ||||
84 | Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника». Вн/чт. Рассказы о Великой Отечественной войне. | 1 | ||
85 | Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника» (продолжение). Вн/чт. Стихи о Великой Отечественной войне. | 1 | ||
86 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Вн/чт. А.П.Платонов. «Волшебное кольцо». | 1 | ||
87 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» (продолжение). Вн/чт. Кир Булычёв. «Девочка с планеты Земля». | 1 | ||
88 | Творческая работа по теме «Страна «Фантазия». | 1 | ||
Зарубежная литература (15 ч + 2 ч из резерва) | ||||
89 | Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». Вн/чт. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» (отдельные главы). | 1 | ||
90 | Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера» (продолжение). | 1 | ||
91 | Ознакомление с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка». Вн/чт. Сказки Г.Х.Андерсена. | 1 | ||
92 | Г.Х.Андерсен. «Русалочка» (продолжение). Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Улитка и розовый куст». | 1 | ||
93 | Анализ произведения Г.Х.Андерсена «Русалочка». Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Ромашка». | 1 | ||
94 | Составление плана к произведению Г.Х.Андерсена «Русалочка». | 1 | ||
95 | Г.Х.Андерсен. «Русалочка» (обобщение). Вн/чт. Г.Х.Андерсен. «Свинопас». | 1 | ||
96 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Вн/чт. Сказки Г.Х.Андерсена (по выбору). | 1 | ||
97 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (продолжение). | 1 | ||
98 | Сельма Лагерлёф. «Святая ночь». Вн/чт. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы). | 1 | ||
99 | Сельма Лагерлёф. «Святая ночь» (продолжение). Вн/чт. Сельма Лагерлёф. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (отдельные главы). | 1 | ||
100 | Сельма Лагерлёф. «В Назарете». | 1 | ||
101 | Сельма Лагерлёф. «В Назарете» (продолжение). Вн/чт. Сельма Лагерлёф. «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (отдельные главы). | 1 | ||
102 | Обобщение по теме «Зарубежная литература». Вн/чт. Феликс Зальтен. «Бемби». | 1 | ||
103 | Итоговый контроль техники чтения за II полугодие. | 1 | ||
104 | Игра «Литературные тайны». | 1 | ||
105 | КВН по литературному чтению. | 1 |
Формы и средства контроля
Вид контроля | Количество за год |
Контрольная работа | 5 |
Творческая работа | 1 |
Проверка техники чтения | 3 |
Контрольные работы
I четверть
Контрольная работа (тест) по теме «Из русской классической литературы»
Вариант 1
- Что предложила золотая рыбка за своё спасение?
А – выкуп Б – богатство
В – деньги Г – удачу
2. С помощью чего злая царица хотела погубить молодую царевну?
А – топора Б – колдовства
В – яблочка Г – яда
3. Этот герой отправился на поиски невесты.
А – Черномор Б – Салтан
В – Елисей Г - Гвидон
4. Как назвала зеркальце царица, когда рассердилась на него?
А – стекло Б – склянка
В – кругляшка В – болтунья
5. Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:
«И молния грозно тебя обвила…»
А – А.С.Пушкин _______________________________
Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________
В – П.П.Ершов ________________________________
6. Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:
«Глядишь в забытые ворота…»
А – А.С.Пушкин _______________________________
Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________
В – П.П.Ершов ________________________________
7. В каком произведении встретились эти слова?
Маленький человек, Калифорния, бизоны
_____________________________________
8. Допиши имя и отчество писателя:
Пушкин _____________________________________________
Чехов _______________________________________________
Вариант 2
1. Сколько лет рыбачил старик?
А – 3 Б – 33
В – 30 Г – 10
2. «Но, смягчившись на сей раз, дал гонцу такой…»
А – приказ Б – матрас
В – наказ Г - квас
3. Кто дал яблочко царевне?
А – царица Б – Чернавка
В – Соколко Г - царь
4. Сколько богатырей жили в лесу?
А – 3 Б – 5
В – 7 Г – 9
5. Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:
«Вскормлен грудью облаков…»
А – А.С.Пушкин _______________________________
Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________
В – П.П.Ершов ________________________________
6. Выбери автора этих строк, напиши название стихотворения:
«И редкий солнца луч, и первые морозы…»
А – А.С.Пушкин _______________________________
Б – М.Ю.Лермонтов ___________________________
В – П.П.Ершов ________________________________
7. В каком произведении встретились эти слова?
Америка, мустанги, «Монтигомо Ястребиный Коготь»
_____________________________________
8. Допиши имя и отчество писателя:
Лермонтов ___________________________________________
Толстой _____________________________________________
III четверть
Контрольная работа по теме «Делу время – потехе час»
Вариант 1
- К каким произведениям раздела можно отнести эти пословицы?
Поздно поднялся – день потерял, в молодости не учился – жизнь потерял.
_______________________________________________________________
Ученику – удача, учителю – радость.
_______________________________________________________________
- Узнай произведение по одной фразе, запиши его название и автора.
«Попробуй в классе запой – сразу выгонят».
___________________________________________________________________________
«Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное».
___________________________________________________________________________
- Назови главного героя следующих произведений:
«Сказка о потерянном времени» ______________________________
«Главные реки» ____________________________________________
- Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Е.Л.Шварц «Никакой горчицы я не ел»
В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
В.В.Голявкин «Сказка о потерянном времени»
5. Подчеркни черты характера Дениса Кораблёва из рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки»:
смелый, ленивый, совестливый, разговорчивый, глупый, хитрый, весёлый, находчивый, трусливый,
честный
Вариант 2
1. К каким произведениям раздела можно отнести эти пословицы?
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня.
_______________________________________________________________
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
_______________________________________________________________
2. Узнай произведение по одной фразе, запиши его название и автора.
«Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу».
___________________________________________________________________________
«Я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить»
___________________________________________________________________________
3. Назови главного героя следующих произведений:
«Что любит Мишка» ________________________________________
«Никакой горчицы я не ел» __________________________________
4. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
В.Ю.Драгунский «Никакой горчицы я не ел»
В.В.Голявкин «Главные реки»
5. Подчеркни черты характера Мишки из рассказа В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка»:
трусливый, разговорчивый, глупый, скромный, находчивый, честный, смелый, ленивый, хитрый
Контрольная работа по теме «Страна далёкого детства»
Вариант 1
- Какие брат и сестра испортили многим людям встречу Нового года? (Напиши название произведения).
___________________________________________________________________________________
- Какая девочка вдохновила великого композитора? (Напиши название произведения).
___________________________________________________________________________________
- Где проводил осень Эдвард Григ?
___________________________________________________________________________________
- Подчеркни олицетворения в тексте:
«Началась зима. Туман закутал город по горло. Заржавленные пароходы приходили из разных стран. Он и дремали у деревянных пристаней. Вскоре пошел снег.».
- Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Б.С.Житков «Корзина с еловыми шишками»
К.Г.Паустовский «Ёлка»
М.М.Зощенко «Как я ловил человечков»
6*. Запиши пословицу правильно, изменив выделенное слово.
Скучен день до вечера, коли делать уроки.
___________________________________________________________________________________
Вариант 2
- Кем должен был стать Минька по предсказанию обиженной тёти? (Напиши название
произведения).
___________________________________________________________________________________
2. Какой инструмент мог петь обо всём? (Напиши название произведения).
___________________________________________________________________________________
3. Когда Б.С.Житков был маленький, его отправили туда жить. Там и произошла эта неприятная
история. Куда же был отправлен мальчик?
___________________________________________________________________________________
4. Подчеркни олицетворения в тексте:
«Особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. В горных лесах живёт весёлое эхо. Оно подхватывает звуки и швыряет их через скалы.».
5. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Б.С.Житков «Как я ловил человечков»
К.Г.Паустовский «Ёлка»
М.М.Зощенко «Корзина с еловыми шишками»
6*. Запиши пословицу правильно, изменив выделенное слово.
Не стыдно не знать, стыдно не подсказывать.
___________________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Природа и мы»
Вариант 1
- Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» 2. В каком произведении сорока лишилась хвоста? (Укажи автора).
__________________________________________________________________________________
3. В каком произведении герои были разными, но дружба их – крепкой? (Укажи автора).
__________________________________________________________________________________
4. Напиши, из каких произведений эти предметы:
норка ____________________________________________
рога _____________________________________________
хвост ___________________________________________
5. Узнай героя по описанию, напиши, из какого он произведения.
1) Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица!
________________________________________________________________________________
2) Она была маленькая, тонконогая, с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами
над бровями и на груди.
________________________________________________________________________________
3) Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да
ведь так жалобно кричит…
________________________________________________________________________________
6*. Что означают слова?
сталактит – ___________________________________________________________________
яр – ____________________________________________________________________________
сайма – _________________________________________________________________________
Вариант 2
1. Соедини стрелкой имя автора с названием произведения, которое он написал:
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Барбос и Жулька»
А.И.Куприн «Выскочка»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Кабан»
2. Герой какого произведения учился жизни сам, без помощи родителей? (Укажи автора).
_________________________________________________________________________________
3. Герой какого произведения стал приёмным членом семьи, которого все очень любили? (Укажи
автора). __________________________________________________________________________
4. Напиши, из каких произведений эти предметы:
миска ____________________________________________
лодка _____________________________________________
метла ___________________________________________
5. Узнай героя по описанию, напиши, из какого он произведения.
1) Ей было очень тяжко одной прокормить детей. Но она была хорошая мать.
________________________________________________________________________________
- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок.
________________________________________________________________________________
- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,
превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов.
________________________________________________________________________________
6*. Что означают слова?
марал– ________________________________________________________________________
заполошно – ___________________________________________________________________
фестон – ______________________________________________________________________
IV четверть
Контрольная работа (с элементами творчества) по теме «Родина»
Вариант 1
- Запиши название произведения и его автора.
1) «Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли».
________________________________________________________________________________
- «Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю».
_______________________________________________________________________________
- Напиши название стихотворения этого автора:
Дрожжин С.Д.________________________________________________________________
Слуцкий Б.А.__________________________________________________________________
3. Составь небольшой текст о своей Родине. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант 2
- Запиши название произведения и его автора.
1) «Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё».
_________________________________________________________________________________
2) «Посмотрю на юг -
Нивы зрелые».
__________________________________________________________________________________
2. Напиши название стихотворения этого автора:
Никитин И.С.__________________________________________________________________
Жигулин А.В.___________________________________________________________________
3. Составь небольшой текст о своей Родине.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Творческая работа по теме «Страна «Фантазия» (IV четверть) –
изготовление книжки-малышки о путешествии на другую планету)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение,
2009.
2. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
3. Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.:
Дом педагогики, 2005.
4. Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004.
5. Кутявина С. В.. Поурочные разработки по внеклассному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
6. Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009.
Оборудование и приборы
1. Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по
литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
2. Словари по русскому языку.
3. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
4. Портреты поэтов и писателей.
5. Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
6. Классная доска.
7. Компьютер.
8. Музыкальный центр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....