конспект урока по литературному чтению по теме "А. Блок. Ветхая избушка", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Яншина Лариса Васильевна

данный конспект урока разработан по теме "А. Блок. Ветхая избушка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

Цели урока: познакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • прогнозируют содержание произведения;
  • читают стихотворение,отражая настроение;
  • находят в стихотворении яркие,образные слова и выражения.
  • Метапредметные:  -регулятивные – формулировать тему и цели урока с помощью учителя, работать по предложенному плану, давать эмоциональную оценку деятельности класса; -познавательные – ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять полученную информацию; -коммуникативные – доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество, решать совместно с соседом по парте поставленную задачу, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе; 
  • Личностные – проявлять интерес к учебному материалу, понимать ценность труда и упорства, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе. Проявлять самоорганизованность,  самодисциплинированность, самоконтроль

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг момент
Словесный: слово учителя

.Я желаю вам уйти с урока с новыми знаниями и хорошим настроением.  Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач?

Желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Приветствие учителя Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку). (внимание, сообразительность, активность.)

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

У четырех черепашек четыре черепашонка

-Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (с вопросительной интонацией,с сердитой и веселой)  

Перед тем как мы приступим к изучению нового произведения,мы с вами проведем конкурс чтецов. «Воробей»

- Ребята,  послушайте стихотворенье:

Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,

Верно, устал от работы:

Завтра ему предстоит

Много трудов и заботы.

- Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке

Размышлять над темой урока

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практический: выполнение упражнений;

решение задач

Практический: физические упражнения

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

А.Блок  родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница),
первые стихи написал лет в пять.А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал.В журнале он был и главным редактором ,и главным художником,и главным автором-помещал в нем свои стихи,рассказы, очерки.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом.. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.

Дед, бабушка, мать, тётки – были для Саши Блока самыми близкими людьми. Его дед – знаменитый учёный, ботаник был для него другом детских лет. С детских лет Блока и до самого конца его жизни самым близким ему человеком была мама, она была его совестью, как он сам любил говорить. В детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка « Сказка о царе Салтане …».

Отгадайте загадку.

Скатерть бела весь мир одела. (зима)

На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихотворением

«Ветхая избушка»

- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 50. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? 

Самостоятельно читают стихотворение.

- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?   прочитайте стихотворение выразительно.

Физминутка

Работа над стихотворением «Сны». 

Дети послушаите стихотворение.

- Давайте разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

 ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

- Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?  - Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение?  - Какое настроение передано в стихотворении?

Работа над стихотворением «Ворона». 

Ребята, послушайте еще одно стихотворение.

- Как вы поняли, о чем это стихотворение? - Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает словолохматой.)

- Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

Прочитайте строчки, которыми автор показывает, что ворона была любопытна.

- Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

(Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..)

Выразительное чтение детьми 

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Размышлять надо предстоящей деятельностью

Знакомиться с эпизодами из биографии Александра Блока

Объяснять смысл названия рассказа.

По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.  Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

(Да, стих И. Сурикова «Детство».)

(«Иван-царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая красавица» и д.)

(Сонное, сказочное, волшебное.)

В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

(Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком.)

(Вниз на землю глядит она боком:

 что белеет под нежною травкой?)

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: читать произведение выразительно.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

- В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

- Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

конспект урока по литературному чтению А.А.Блок "Ветхая избушка", "Сны", "Ворона"

урок литературного чтения в 3 классе по программе Школа России...