Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)

Анисимова Любовь

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter_cht_na_rodn_yazyke.docx232.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\Scanned Documents\Рисунок (19).jpg

Пояснительная записка

          Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного  и среднего (полного) общего образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном языке» под редакцией А..О. Александровой.; – Просвещение, 2020г.; Федеральным перечнем учебников, на 2019-2020 уч.год; Основной образовательной программой МБОУ «Булыкская СОШ»; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2020г. № 21; Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018г. № 42

           Рабочая программа учебного предмета адресована 2 классу МБОУ «Булыкская СОШ».

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

          При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» Литературное чтение на родном языке  А..О. Александровой - М.Просвещение 2020 год, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Концепция (основная идея) программы:

           Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса литературного чтения предусмотрено литературное чтение на  родном  языке обучающихся.

Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.

Задачи программы:

 • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

                                      Общая характеристика предмета                 

Формы обучения:

 Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания за компьютером.

Методы обучения:

Словесные: лекция, рассказ, беседа.

Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные, так и компьютерные.

Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.

Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;

Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам;

Педагогические образовательные технологии:

    -  Информационно-коммуникационные технологии   предметном обучении;

     - Технология проектной деятельности;

     - Технология использования игровых методов; 

     - Технология уровневой дифференциации.;

      - Коллективная система обучения (КСО;)

      - Тестовые технологии;

      - Здоровьесберегающие технологии.

Место предмета в учебном плане:

 На изучение литературного чтения на родном языке  во 2 классе отводится   17 ч (0,5 ч в неделю) - 34 учебных недели.

Ценностные ориентиры содержания курса

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся   с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; •мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения;

•первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение,дружба, друг, товарищ, приятель);

•умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»; •умение хранить традиции своей семьи, своей Родины; •умение видеть красоту родного края благодаря произведениям

литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной;

•умение понимать ценность книги;

•умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; •способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; • стремление к успешной учебной деятельности;

• умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

•определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову;

•понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью;

•понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить

поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

•ориентироваться в учебнике; находить нужную главу

в содержании;

•знать и применять систему условных обозначений

при выполнении заданий;

•предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;

•понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;

•принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;

•проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

•составлять план действий (совместно с учителем);

•уметь работать в соответствии с заявленным планом;

•уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками;

•вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.

Познавательные УУД:

•самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

•выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

•сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям);

•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя

алфавитный каталог, справочную литературу для детей.

Учащиеся получат возможность научиться:

находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;

•самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;

•участвовать в коллективной творческой деятельности в группе и паре); проявлять интерес к общению;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.

Учащиеся получат возможность научиться:

•составлять высказывание под руководством учителя

в устной и письменной форме;

•владеть монологической и диалогической формами речи;

•высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными для художественных
текстов определять главную мысль и героев произведения;.

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании

художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;

Учащиеся получат возможность научиться:

•читать текст про себя и понимать прочитанное;

•самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

•задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

•самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части;

•пересказывать текст на основе плана подробно, кратко;

•самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

•находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Круг детского чтения

Учащиеся научатся:

•характеризовать представленную на выставке книгу;

•организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;

•находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке

Учащиеся получат возможность научиться:

составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

самостоятельно составлять аннотацию;

самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

определять сказочного героя текста;

•характеризовать произведения;

самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;

сравнивать произведения живописи и произведения литературы;

различать прозаический и поэтический тексты;

наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как; находить в тексте лирического под руководством учителя средства художественной

выразительности: эпитеты,

олицетворения.

Учащиеся получат возможность научиться:

выявлять особенности героя художественного рассказа;

•выявлять особенности юмористического произведения;

находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.

•определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;

различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

сравнивать пословицы и поговорки разных народов;

Творческая деятельность

Учащиеся научаться

выразительно читать, выявляя авторское отношениепрочитанными или прослушанными произведениями;

•читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;

•инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

•составлять самостоятельно тексты разных жанров;

•писать отзыв на книгу.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема

Кол-во часов

1.

По одёжке

встречают.

1 ч

2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1 ч

Писатели детям

3.

К.И. Чуковский « Путаница»

1 ч

4.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1 ч

5.

А. Л. Барто « Верёвочка»

1 ч

6.

Разноцветные страницы

1 ч

Я и мои друзья

7.

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

1 ч

8.

В. Осеева « Почему»

1 ч

Люблю природу русскую

9.

Весенние загадки

1 ч

10.

И. Бунин « Матери», А. Плещеев «В бурю»

11.

Разноцветные страницы

И в шутку и всерьёз

12.

Э. Успенский « Если был бы я девчонкой…»

1 ч

13.

Г. Остер « Будем знакомы»

1 ч

14.

Г. Остер « Будем знакомы»

1 ч

15.

Проект « Мой любимый писатель – сказочник»

1 ч

16.

Защита проекта « Мой любимый писатель – сказочник»

17

Творческая работа

1 ч

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Дата

КЭС

1.

По одёжке

встречают

1 ч

Слова, обозначающие предметы

традиционного русского быта: как

называлось то, во что раньше

одевались дети        

11.09

1.1

2.

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1 ч

Пословицы,

поговорки,        фразеологизмы, возникновение которых связано с  едой        

25.09

1.2

Писатели детям

3.

К.И. Чуковский « Путаница»

1 ч

Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения. Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

9.10

2.1

4.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри»

1 ч

23.10

2.2

5.

А. Л. Барто « Верёвочка»

1 ч

13.11

2.3

6.

Разноцветные страницы

1 ч

27.11

2.4

Я и мои друзья

7.

Н. Булгаков « Анна, не грусти!»

1 ч

Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка.

11.12

3.1

8.

В. Осеева « Почему»

1 ч

25.12

3.2

Люблю природу русскую

9.

Весенние загадки

1 ч

Понимание особенности загадки как жанра, умение определять жанр загадки; отгадывать загадки, соотносить отгадки и загадки; самостоятельное сочинение загадок по заданной теме индивидуально и в группах.

22.01

4.1

10.

И. Бунин « Матери», А. Плещеев «В бурю»

Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка.

5.02

4.2

11.

Разноцветные страницы

26.02

4.3

И в шутку и всерьёз

12.

Э. Успенский « Если был бы я девчонкой…»

1 ч

Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка

5.03

5.1

13.

Г. Остер « Будем знакомы»

1 ч

19.03

5.2

14.

Г. Остер « Будем знакомы»

1 ч

9.04

5.3

15.

Проект « Мой любимый писатель – сказочник»

1 ч

Поиск информации, анализ информации, представление информации в форме творческого проекта индивидуально и в группе.

23.04

5.4

16.

Защита проекта « Мой любимый писатель – сказочник»

Выступление с подготовленным проектом.

7.05

17

Творческая работа

1 ч

Определение жанра художественного произведения, литературный анализ, самостоятельное сочинение произведения по заданным параметрам индивидуально и в группе.

21.05

Учебно-методическая литература

  1. Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya

2.Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.

3. Художественная литература

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....