Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_cht_na_rodn_yazyke.docx | 232.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном языке» под редакцией А..О. Александровой.; – Просвещение, 2020г.; Федеральным перечнем учебников, на 2019-2020 уч.год; Основной образовательной программой МБОУ «Булыкская СОШ»; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 31.08.2020г. № 21; Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 03.09.2018г. № 42
Рабочая программа учебного предмета адресована 2 классу МБОУ «Булыкская СОШ».
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» Литературное чтение на родном языке А..О. Александровой - М.Просвещение 2020 год, утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Концепция (основная идея) программы:
Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса литературного чтения предусмотрено литературное чтение на родном языке обучающихся.
Цель программы – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи программы:
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;
• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
• работать с различными типами текстов;
• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Общая характеристика предмета
Формы обучения:
Общеклассные формы организации занятий: урок, конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, лабораторно-практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы обучения: групповая работа на уроке, групповой лабораторный практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы работы в классе и дома: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных задания за компьютером.
Методы обучения:
Словесные: лекция, рассказ, беседа.
Наглядные: иллюстрации, демоне фации как обычные, так и компьютерные.
Практические: выполнение лабораторно-практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, компьютерное тестирование;
Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий; письменные отчеты по лабораторно-практическим работам;
Педагогические образовательные технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии предметном обучении;
- Технология проектной деятельности;
- Технология использования игровых методов;
- Технология уровневой дифференциации.;
- Коллективная система обучения (КСО;)
- Тестовые технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Место предмета в учебном плане:
На изучение литературного чтения на родном языке во 2 классе отводится 17 ч (0,5 ч в неделю) - 34 учебных недели.
Ценностные ориентиры содержания курса
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями) добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; •мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; •первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение,дружба, друг, товарищ, приятель); •умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»; •умение хранить традиции своей семьи, своей Родины; •умение видеть красоту родного края благодаря произведениям |
литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной; •умение понимать ценность книги; •умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; •способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; • стремление к успешной учебной деятельности; • умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
Учащиеся получат возможность научиться:
•определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову; •понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью; •понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить |
поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор. |
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
•ориентироваться в учебнике; находить нужную главу
в содержании;
•знать и применять систему условных обозначений
при выполнении заданий;
•предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены;
•понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять систему вопросов, на которые предстоит ответить;
•принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей;
•проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно формулировать тему и цели урока; |
•составлять план действий (совместно с учителем); •уметь работать в соответствии с заявленным планом; •уметь корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; •вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания. |
Познавательные УУД:
•самостоятельно работать с учебником как источником информации; находить заданное произведение разными способами; •выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; • группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); •сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); •осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя |
алфавитный каталог, справочную литературу для детей. |
Учащиеся получат возможность научиться:
находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание;
•самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них;
•участвовать в коллективной творческой деятельности в группе и паре); проявлять интерес к общению;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.
Учащиеся получат возможность научиться:
•составлять высказывание под руководством учителя
в устной и письменной форме;
•владеть монологической и диалогической формами речи;
•высказывать и обосновывать свою точку зрения;
•слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными для художественных
текстов определять главную мысль и героев произведения;.
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки; использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); ориентироваться в содержании
художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
Учащиеся получат возможность научиться:
•читать текст про себя и понимать прочитанное; •самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы; •задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; |
•самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; •пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; •самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения; •находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами. |
Круг детского чтения
Учащиеся научатся:
•характеризовать представленную на выставке книгу;
•организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя;
•находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
самостоятельно составлять аннотацию;
самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
определять сказочного героя текста;
•характеризовать произведения;
самостоятельно определять в художественном тексте звукопись как средство создания образа;
сравнивать произведения живописи и произведения литературы;
различать прозаический и поэтический тексты;
наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт свои чувства и настроение;находить в тексте сравнения с помощью слов будто, как; находить в тексте лирического под руководством учителя средства художественной
выразительности: эпитеты,
олицетворения.
Учащиеся получат возможность научиться:
выявлять особенности героя художественного рассказа;
•выявлять особенности юмористического произведения;
находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
•определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
различать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
сравнивать пословицы и поговорки разных народов;
Творческая деятельность
Учащиеся научаться
выразительно читать, выявляя авторское отношениепрочитанными или прослушанными произведениями;
•читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств;
•инсценировать произведения самостоятельно, используя различные средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
•составлять самостоятельно тексты разных жанров;
•писать отзыв на книгу.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | По одёжке встречают. | 1 ч |
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1 ч |
Писатели детям | ||
3. | К.И. Чуковский « Путаница» | 1 ч |
4. | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1 ч |
5. | А. Л. Барто « Верёвочка» | 1 ч |
6. | Разноцветные страницы | 1 ч |
Я и мои друзья | ||
7. | Н. Булгаков « Анна, не грусти!» | 1 ч |
8. | В. Осеева « Почему» | 1 ч |
Люблю природу русскую | ||
9. | Весенние загадки | 1 ч |
10. | И. Бунин « Матери», А. Плещеев «В бурю» | 1ч |
11. | Разноцветные страницы | |
И в шутку и всерьёз | ||
12. | Э. Успенский « Если был бы я девчонкой…» | 1 ч |
13. | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 ч |
14. | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 ч |
15. | Проект « Мой любимый писатель – сказочник» | 1 ч |
16. | Защита проекта « Мой любимый писатель – сказочник» | 1ч |
17 | Творческая работа | 1 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Виды учебной деятельности | Дата | КЭС | ||
1. | По одёжке встречают | 1 ч | Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети | 11.09 | 1.1 | ||
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка | 1 ч | Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с едой | 25.09 | 1.2 | ||
Писатели детям | |||||||
3. | К.И. Чуковский « Путаница» | 1 ч | Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения. Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста. | 9.10 | 2.1 | ||
4. | С. Я. Маршак «Кот и лодыри» | 1 ч | 23.10 | 2.2 | |||
5. | А. Л. Барто « Верёвочка» | 1 ч | 13.11 | 2.3 | |||
6. | Разноцветные страницы | 1 ч | 27.11 | 2.4 | |||
Я и мои друзья | |||||||
7. | Н. Булгаков « Анна, не грусти!» | 1 ч | Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка. | 11.12 | 3.1 | ||
8. | В. Осеева « Почему» | 1 ч | 25.12 | 3.2 | |||
Люблю природу русскую | |||||||
9. | Весенние загадки | 1 ч | Понимание особенности загадки как жанра, умение определять жанр загадки; отгадывать загадки, соотносить отгадки и загадки; самостоятельное сочинение загадок по заданной теме индивидуально и в группах. | 22.01 | 4.1 | ||
10. | И. Бунин « Матери», А. Плещеев «В бурю» | 1ч | Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка. | 5.02 | 4.2 | ||
11. | Разноцветные страницы | 26.02 | 4.3 | ||||
И в шутку и всерьёз | |||||||
12. | Э. Успенский « Если был бы я девчонкой…» | 1 ч | Понимание особенностей стихотворных произведений (ритм, рифма), выразительное прочтение по книге и наизусть, составление партитуры чтения; литературный анализ – определение особенностей авторского языка | 5.03 | 5.1 | ||
13. | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 ч | 19.03 | 5.2 | |||
14. | Г. Остер « Будем знакомы» | 1 ч | 9.04 | 5.3 | |||
15. | Проект « Мой любимый писатель – сказочник» | 1 ч | Поиск информации, анализ информации, представление информации в форме творческого проекта индивидуально и в группе. | 23.04 | 5.4 | ||
16. | Защита проекта « Мой любимый писатель – сказочник» | 1ч | Выступление с подготовленным проектом. | 7.05 | |||
17 | Творческая работа | 1 ч | Определение жанра художественного произведения, литературный анализ, самостоятельное сочинение произведения по заданным параметрам индивидуально и в группе. | 21.05 |
Учебно-методическая литература
- Примерная программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования. Режим доступа: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-programma-po-uchebnomu-predmetu-russkij-rodnoj-yazyk-dlya-obrazovatelnyh-organizatsij-realizuyushhih-programmy-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya
2.Русский родной язык. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / О. М. Александрова и др. М.: Просвещение, 2019.
3. Художественная литература
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание | Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....