Технологическая карта , урок литературного чтения, 3 класс, Н. Носов "Мишкина каша"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта к уроку литературное чтение, 3 класс, Н. Носов " Мишкина каша"
Тип урока: получение новых знаний
цель:познакомить с содержанием рассказа " Мишкина каша", способствовать формированию умения открывать секреты смешного, стимулировать развитие умения творчески мыслить и критически оценивать ситуацию, воспитывать взаимоуважение, коллективизм и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dudnik_i.v.docx | 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дудник И.В.
Технологическая карта урока
Тема: Н.Н. Носов «Мишкина каша».
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить с содержанием рассказа «Мишкина каша»; способствовать формированию умения открывать секреты смешного; стимулировать развитие умения творчески мыслить и критически оценивать ситуацию. Воспитывать взаимоуважение, коллективизм и самостоятельность.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: научится выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений); делить текст на смысловые части; получит возможность научиться понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные УУД: учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Личностные УУД: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.
Ресурсы: рассказ Н.Носова «Мишкина каша», проектор, экран, компьютер, карточки для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, ,», видео «Незнайка и его друзья» (для физминутки), цветные карандаши, презентация
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Планируемые результаты | |
1.Организацион ный момент. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. - Улыбнитесь друг другу. Повернитесь и улыбнитесь гостям. От наших улыбок стало еще теплее и светлее в нашем классе. А значит, нам будет комфортно работать. И я обращаю ваше внимание на доску, прочитайте фразу написанную на доске: «Всем лучшим я обязан книгам? М Горький. - Как вы понимаете эту фразу? | Самоконтроль готовности, настрой на работу. | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | |
2. Актуализация изученного материала. | -Давайте вспомним о чем мы говорили на пред. уроках. - Как называется раздел, который мы с вами читаем? Напомните, какие произведения мы уже прочитали, автор и название. Смех бывает грустный и веселый, что такое грустный смех?( заставляет людей задуматься о своих недостатках) А веселый?(пробуждает в людях замечательные чувства, от которых на душе легко и светло) | Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем. | ||
3. Мотивация и целеполагание. | Куда мы с вами попадём – Узнаете вы скоро., - сможете ли вы узнать произведения: 1)» Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом. — А у тебя способности есть? — спросил Цветик. — Конечно, есть. Я очень способный, — Это надо проверить, — сказал Цветик. — Ты знаешь, что такое рифма? — Рифма? Нет, не знаю.( «Приключения Незнайки» 2) «А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда!»( « Фантазеры») 3) «Через несколько дней наш преподаватель физкультуры Григорий Иванович сказал, что спортивный зал у нас уже оборудован для игры в баскетбол и кто желает, может записаться в баскетбольную команду. Все ребята обрадовались и стали записываться…Мы с Шишкиным тоже, конечно, хотели записаться, но Григорий Иванович не записал нас. — В баскетбольной команде может играть только тот, кто хорошо учится, — сказал он нам. ( « Витя Малеев в школе и дома») 4) «— А для чего у вас здесь плётка? — Плётка? Это для дедушки. Если не слушается, я его плёткой, — ответил (Барбос.) — Это хорошо! — одобрил( Бобик.) 9 « Бобик в гостях у Барбоса» - А что же объединяет все эти произведения? -Правильно: один автор Это писатель Николай Николаевич Носов. Перед вами портрет ( СЛАЙД) писателя. Посмотрите внимательно на него, каким он вам кажется человеком? | Формулируют тему и цель урока под руководством учителя. - дети дают характ-ку. ( веселый, улыбается, глаза добрые, хитро прищуривается) | Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | |
4. Изучение нового материала. | Знакомит с биографией Н.Н.Носова.1908-1076 - А теперь давайте познакомимся с этим человеком, и помогут нам наши же ребята. 1.- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера в Киеве... Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – а также -шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством и т. д. 2. Был газетным торговцем, землекопом, косарем , в 1927-1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевелся в Московский институт кинематографии (окончил его в 1932). 3.Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники». А еще он воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды
- А я хочу добавить тоже!!!! Любимая тема для Носова была дети и истории, которые с ними приключались, чаще это 2 героя: Коля и Мишка.А еще…. - Николай Носов поставил несколько мультфильмов. - Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли ихсоздавать? - Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Сегодня мы познакомимся с рассказом, название которого вам понадобится расшифровать. СЛАЙД «АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».) - Итак , какая тема урока? (Николай Носов и его рассказ «Мишкина каша».) - Какие цели мы можем поставить? 1.Узнаем … (биографию Н. Носова) 2.Познакомимся… (рассказом «Мишкина каша») СЛАЙД Проводит словарную работу. - В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Пальцы оближешь – так говорят о чем-то вкусном. Размазня – 1) жидкая каша; 2) нерешительный человек. Растяпа – неловкий человек, делающий всё невнимательно, плохо. Леска – длинная прочная нить, обычно применяемая для ловли рыбы. Пескарь – маленькая речная рыбка семейства карповых. Смрад – отвратительный, мерзкий запах. | Заранее подг. Ученики делают сообщения о писателе. Самостоятельное чтение и дополнение рассказа детей., работа в паре. Расшифровка слова Объясняют , опираясь на жизненный опыт | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |
Физминутка | Физминутка «Незнайка и его друзья»СЛАЙД Коротышка озорной В яркой шляпе голубой. Неумейка и зазнайка И зовут его…Незнайка. | Выполняют упражнения | Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья. Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу. | |
5. Продолжение работы над новым материалом | - Ну не терпится начать читать, начинаем? До первой остановки двигаемся, кто герои, давайте познакомимся? Работа с текстом., После чтения (по цепочке) каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста. - Кто же герои данного произведения? - Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.) - Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Миша? Докажите словами текста. - Как вы думаете, кашу сварить трудно? Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя., читаем внимательно, я приготовила ряд вопросов, на которые мы должны ответить после прочтения. 2-я остановка. ВИД ЧТЕНИЯ «ЭСТАФЕТА» - Кто из друзей принимает решение за обоих? А кто полностью рассчитывает на другого? - Уверенно ли действует Мишка? Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. СПЕЦИАЛИСТ (Тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.) Предположите, получится ли у них каша?. Читаем дальше. 3-я остановка.( ВИД ЧТЕНИЯ « ЖУЖЖАЦЕЕ» , В НАУШНИКАХ» - Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило? - ВЫ были внимательны при самостоятельном чтении? Давайте проверим 1)»Мишка схватил ложку и стал кашу обратно запихивать» (+) 2)»Стали мы кастрюлю рассматривать, точно, вот дырка, сюда вода и вытекает» (-) 3)» Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды» (+) 4)»В хорошем ресторане всегда обед утром начинают готовить, чтобы к обеду успеть» (-) 5)» Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро 2 часа ночи (-) -Давайте проверим, кто был во время чтения самым внимательным?( зеленый карандаш- все верно, 1-2 ошибка- желтый, более 2- красный, цвет опасности) -Хочется узнать, что было дальше? Но это вы уже узнаете дома, а сейчас поговорим о главных героях, мы уже познакомились с ними и можем дать им характеристику: - Разные ли характеры у мальчиков? - - Как вы думаете какого возраста Мишка и Коля? ( ровесники) | Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте. : Экспресс опрос « (+)-(-)» Самооценка, самопроверка | Познавательные: умеют находить ответы на вопросы в тексте;умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные : принимают и сохраняют поставленную задачу. | |
6. Закрепление изученного материала. | Проводит сравнительный анализ характеров главных героев. - Сравните характеры мальчиков. Миша Коля Сообразительный Осторожный Предприимчивый Сомневающийся Самонадеянный Рассудительный Легкомысленный Разумный (не умеющий слушать) Оптимист (верит в лучшее) Реалист http://learningapps.org/display?v=p6se5n64t16 -Докажите, что характеры у героев разные. (Да,они разные. Миша - легкомысленный, но самоуверенный, решительный, а его друг - осторожный, сомневающийся, но разумный.) - Кто из мальчиков вам больше нравится? Почему?( друзья, веселей, придет на помощь, вместе быстрее можно решить проблему) -Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями? Как вы понимаете выражение « Верный друг? ( Преданный, на него можно положиться, никогда не подведет, в любую минуту придет на помощь.) -Какого возраста Мишка и Коля, как вы думаете? ( ровесники) -Кто больше Вам понравился? На партах у вас лежат листочки с пословицами, я предлагаю вам поработать в паре, отметить зеленой галочкой пословицы, которые подходят к нашему рассказу, - Выбери пословицы, которые подходят к рассказу. 1) Родина - мать, умей за нее постоять 2) Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. 4) Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. 5) Кто много читает, тот много знает. 6)Дружба- великая сила. 7) Без беды дружбы не узнаешь. http://learningapps.org/display?v=ptksn2bhj16 | Сравнивают характеры главных героев. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения. На доске 2 столбика: Миша, Коля,выбрать, что соответствует тому и другому герою. Работа с толковым словарем Диалог Находят пословицы и объясняют их смысл. | Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё | |
7.Итог урока. Рефлексия. | – А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цвет, если вы могли бы работать лучше – желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя –красный. - Пожалуйста, покажите свой выбор. – Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе! Я довольна вашей работой. У нас все получилось, потому что мы какие?( ДРУЖНЫЕ) Молодцы. – В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Спасибо вам, ребята за работу, | Оценивают свою работу. | Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. | |
8. Домашнее задание. | - 1) Дочитать до конца 2) 1 отрывок отчитать по ролям. 3) пересказ понрав. Отрывка 4) по желанию кроссворд из 8 слов. | Записывают задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"
Цели урока:1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2. Отрабатывать навыки выразительного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...
Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)
Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...
Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...