Технологическая карта , урок литературного чтения, 3 класс, Н. Носов "Мишкина каша"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Технологическая карта к уроку литературное чтение, 3 класс, Н. Носов " Мишкина каша"

Тип урока: получение новых знаний

 цель:познакомить с содержанием рассказа " Мишкина каша", способствовать формированию умения открывать секреты смешного, стимулировать развитие умения творчески мыслить и критически оценивать ситуацию, воспитывать взаимоуважение, коллективизм и самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dudnik_i.v.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дудник И.В.

Технологическая карта урока

Тема: Н.Н. Носов «Мишкина каша».

Тип урока: получение новых знаний

Цель: познакомить с содержанием рассказа «Мишкина каша»; способствовать формированию умения открывать секреты смешного; стимулировать развитие умения творчески мыслить и критически оценивать ситуацию. Воспитывать взаимоуважение, коллективизм и самостоятельность.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: научится выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения; открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений); делить текст на смысловые части; получит возможность научиться понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста.

Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные УУД: учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные УУД: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе.

Ресурсы: рассказ Н.Носова «Мишкина каша», проектор, экран, компьютер, карточки  для самостоятельной работы, портрет Н. Носова, ,», видео «Незнайка и его друзья» (для физминутки), цветные карандаши, презентация

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Планируемые результаты

1.Организацион ный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок.

- Улыбнитесь  друг другу. Повернитесь и улыбнитесь гостям. От наших улыбок стало еще теплее и светлее в нашем классе. А значит, нам будет комфортно работать. И я обращаю ваше внимание на доску, прочитайте фразу написанную на доске:

 «Всем лучшим я обязан книгам?

М Горький.

- Как вы понимаете эту фразу?

Самоконтроль готовности, настрой на работу.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2. Актуализация изученного материала.

-Давайте вспомним о чем мы говорили на пред. уроках.

- Как называется раздел, который мы с вами  читаем? Напомните, какие произведения мы уже прочитали, автор и название.

 Смех бывает грустный и веселый, что такое грустный смех?( заставляет людей задуматься о своих недостатках) А веселый?(пробуждает в людях замечательные чувства, от которых на душе легко и светло)

Коммуникативные: слушают и понимают речь других; вступают в учебный диалог с учителем.

3. Мотивация и целеполагание.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.,

- сможете ли вы узнать произведения:

1)»  Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

— А у тебя способности есть? — спросил Цветик.

— Конечно, есть. Я очень способный, — Это надо проверить, — сказал Цветик. — Ты знаешь, что такое рифма?

— Рифма? Нет, не знаю.( «Приключения Незнайки»

2) «А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда!»( « Фантазеры»)

Читайте подробнее на 
https://strana-skazki.ru/fantazery.html

3) «Через несколько дней наш преподаватель физкультуры Григорий Иванович сказал, что спортивный зал у нас уже оборудован для игры в баскетбол и кто желает, может записаться в баскетбольную команду. Все ребята обрадовались и стали записываться…Мы с Шишкиным тоже, конечно, хотели записаться, но Григорий Иванович не записал нас.

— В баскетбольной команде может играть только тот, кто хорошо учится, — сказал он нам. ( « Витя Малеев в школе и дома»)

4) «— А для чего у вас здесь плётка?

— Плётка? Это для дедушки. Если не слушается, я его плёткой, — ответил (Барбос.)

— Это хорошо! — одобрил( Бобик.) 9 « Бобик в гостях у Барбоса»

- А что же объединяет все эти произведения?

-Правильно: один автор

Это писатель Николай Николаевич Носов. Перед вами портрет  ( СЛАЙД) писателя. Посмотрите внимательно на него, каким он вам кажется человеком?

Формулируют тему и цель урока под руководством учителя.

- дети дают характ-ку.

( веселый, улыбается, глаза добрые, хитро прищуривается)

Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

4. Изучение нового материала.

Знакомит с биографией Н.Н.Носова.1908-1076

- А теперь давайте познакомимся с этим человеком, и помогут нам наши же ребята.

1.- Николай Носов родился в 1908 году в семье актера в Киеве... Разносторонне         одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой,  театром, сочинительством – а также -шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством и т. д.

2. Был газетным торговцем, землекопом, косарем , в 1927-1929 учился в Киевском художественном         институте,         откуда перевелся         в Московский институт кинематографии (окончил его в 1932).  

3.Литературный дебют Носова состоялся в 1938 г., когда в журнале «Мурзилка» был опубликован рассказ «Затейники». А еще он воевал на фронте и там был награждён орденом Красной звезды
4.
 Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сперва просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям.


Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным  юмором. Открывай любую страницу  — без улыбки, а то и без неудержимого смеха читать невозможно. Проведите эксперимент (то есть опыт): спросите кого-нибудь из взрослых, читали      ли они  книги Николая  Носова. В ответ человек обязательно улыбнется и вспомнит смешной эпизод из «Незнайки» или «Вити Малеева», «Веселой семейки» или сказки «Бобик в гостях у Барбоса»... А поскольку «взрослых» книг  Носов почти не писал, так и останется  он в памяти читателей  истинным детским юмористом.

- А я хочу добавить тоже!!!!

Любимая тема для Носова была дети и истории, которые с ними приключались, чаще это 2 героя: Коля и Мишка.А еще….

- Николай Носов поставил несколько мультфильмов.

- Ребята, а вы любите мультфильмы? Чтобы создать мультфильм, который длится 5 минут, художнику-мультипликатору нужно нарисовать 420 рисунков. Как вы думаете, легко ли ихсоздавать?

- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся. Сегодня мы познакомимся с рассказом, название которого вам понадобится расшифровать.

 СЛАЙД

«АШАК АНИКШИМ» («Мишкина каша».)

- Итак , какая тема урока?

(Николай Носов и его рассказ «Мишкина каша».)

- Какие цели мы можем поставить?

1.Узнаем … (биографию Н. Носова)

2.Познакомимся… (рассказом «Мишкина каша»)

СЛАЙД

Проводит словарную работу.

- В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

Пальцы оближешь – так говорят о чем-то вкусном.

Размазня – 1) жидкая каша; 2) нерешительный человек.

Растяпа – неловкий человек, делающий всё невнимательно, плохо.

Леска – длинная прочная нить, обычно применяемая для ловли рыбы.

Пескарь – маленькая речная рыбка семейства карповых. 

Смрад – отвратительный, мерзкий запах.

Заранее подг. Ученики делают сообщения о писателе.

Самостоятельное чтение и дополнение рассказа детей., работа в паре.

Расшифровка слова

Объясняют , опираясь на жизненный опыт

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение работать в паре и в группах.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё

Личностные: развивают умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формируют мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Физминутка

Физминутка «Незнайка и его друзья»СЛАЙД

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

Выполняют упражнения

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу.

5. Продолжение работы над новым материалом

- Ну не терпится начать читать, начинаем? До первой остановки двигаемся, кто герои, давайте познакомимся?

Работа с текстом., После чтения (по цепочке) каждой части задает вопросы, проверяя понимание текста.
1-я остановка.( Чтение за учителем)

- Кто же герои данного произведения?

- Оба ли мальчика уверены, что смогут сварить кашу? (Нет, уверен только Миша.)

- Как относится к этой проблеме Коля? А что говорит Миша? Докажите словами текста.

- Как вы думаете, кашу сварить трудно? Прочитаем дальше и посмотрим, смогут ли мальчики накормить себя., читаем внимательно, я приготовила ряд вопросов, на которые мы должны ответить после прочтения.

2-я остановка. ВИД ЧТЕНИЯ «ЭСТАФЕТА»

- Кто из друзей принимает решение за обоих? А кто полностью рассчитывает на другого?

- Уверенно ли действует Мишка? Найдите в тексте слово, которым друг уважительно называет Мишку. СПЕЦИАЛИСТ (Тот, кто обладает знаниями в какой-нибудь области.)

Предположите, получится ли у них каша?. Читаем дальше.

3-я остановка.( ВИД ЧТЕНИЯ « ЖУЖЖАЦЕЕ» , В НАУШНИКАХ»

- Вам нравится рассказ? Что вас рассмешило?

-

ВЫ были внимательны при самостоятельном чтении? Давайте проверим

1)»Мишка схватил  ложку и стал кашу обратно запихивать» (+)

2)»Стали мы кастрюлю рассматривать, точно, вот дырка, сюда вода и вытекает»  (-)

3)» Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды» (+)

4)»В хорошем ресторане всегда обед утром начинают готовить, чтобы к обеду успеть»  (-)

5)» Нам надо поесть да спать ложиться. Смотри, скоро 2 часа ночи  (-)

-Давайте проверим, кто был во время чтения самым внимательным?( зеленый карандаш- все верно, 1-2 ошибка- желтый, более 2- красный, цвет опасности)

-Хочется узнать, что было дальше? Но это вы уже узнаете дома, а сейчас поговорим о главных героях, мы уже познакомились с ними и можем дать им характеристику:

- Разные ли характеры у мальчиков?

- - Как вы думаете какого возраста Мишка и Коля? ( ровесники)

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЕМ

Проявляют внимание к суждениям товарищей, стремятся найти и «разгадать» авторские подсказки в тексте.

: Экспресс опрос « (+)-(-)»

Самооценка, самопроверка

Познавательныеумеют находить ответы на вопросы в тексте;умеют преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы).

Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные : принимают и сохраняют поставленную задачу.

6. Закрепление изученного материала.

Проводит сравнительный анализ характеров главных героев.

- Сравните характеры мальчиков.

           Миша                Коля

Сообразительный        Осторожный

Предприимчивый        Сомневающийся

Самонадеянный         Рассудительный

Легкомысленный         Разумный
Невнимательный Основательный

(не умеющий слушать)    

Оптимист (верит в лучшее) Реалист

http://learningapps.org/display?v=p6se5n64t16

-Докажите, что характеры у героев разные. (Да,они разные.  Миша - легкомысленный, но самоуверенный, решительный, а его друг - осторожный, сомневающийся, но разумный.)

- Кто из мальчиков вам больше нравится? Почему?( друзья, веселей, придет на помощь, вместе быстрее можно решить проблему)

-Можно ли назвать Мишку и Колю настоящими друзьями? Как вы понимаете выражение « Верный друг?

( Преданный,  на него можно положиться, никогда не подведет, в любую минуту придет на помощь.)

-Какого возраста Мишка и Коля, как вы думаете? ( ровесники)

-Кто больше Вам понравился?

На партах у вас лежат листочки с пословицами, я предлагаю вам поработать в паре, отметить зеленой галочкой пословицы, которые подходят к нашему рассказу,

Выбери пословицы, которые подходят к рассказу.

1) Родина - мать, умей за нее постоять

2)  Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

4) Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.

5) Кто много читает, тот много знает.

6)Дружба- великая сила.

7) Без беды дружбы не узнаешь.

http://learningapps.org/display?v=ptksn2bhj16

Сравнивают характеры главных героев. Отвечают на вопросы, рассуждают, доказывают свою точку зрения.

 На доске 2 столбика: Миша, Коля,выбрать, что соответствует тому и другому герою.

Работа с толковым словарем

Диалог

Находят пословицы и объясняют их смысл.

Познавательные: умеют осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Регулятивные: умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативныеучитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё

7.Итог урока. Рефлексия.

– А сейчас оцените свою работу на уроке.

Если вы довольны своей работой на уроке, выберите зелёный цветесли вы могли бы работать лучше – желтый цвет, если вам не удалось раскрыть себя –красный.

- Пожалуйста, покажите свой выбор.

– Смотрите, какое разноцветье сегодня в классе! Я довольна вашей работой. У нас все получилось, потому что мы какие?( ДРУЖНЫЕ)

Молодцы.

– В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Спасибо вам, ребята за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам оценки я сейчас!

Оценивают свою работу.

Познавательные: умеют формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: понимают эмоции других людей; умеют оценивать себя на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: осознают то, что усвоено на уроке, умеют адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

8. Домашнее задание.

- 1) Дочитать до конца

2) 1 отрывок отчитать по ролям.

3) пересказ понрав. Отрывка

4) по желанию кроссворд из 8 слов.

Записывают задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "Каша из топора" УМК "Планета знаний"

Цели урока:1.     Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;2.     Отрабатывать навыки выразительного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Русская народная бытовая сказка «Каша из топора»» (УМК «ПНШ», 3 класс)

Цель урока: формирование представлений о бытовых сказках в процессе изучения русской народной сказки «Каша из топора».Задачи урока:Дидактические:познакомить с русской народной бытовой сказ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Сергей Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» (4 класс, УМК «Литературное чтение»)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения авторских сказок Сергея Козлова «Ёжикина радость» и «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды».Планируем...

Технологическая карта урока литературного чтения "Народная сказка "Каша из топора" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа народной сказки «Каша из топора», формирование навыков работы с текстом.Задачи урока:Дидактические:1. Познак...