Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Грищенко Любовь Викторовна

Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie_urok.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №29

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

ВО 2 Б КЛАССЕ

ТЕМА:  Л. Н. ТОЛСТОЙ «ПРЫЖОК»

        

                             УЧИТЕЛЬ ГРИЩЕНКО Л. В.

ТАМБОВ 2013

Тема урока: Л. Н. Толстой «Прыжок»

Задача урока:

Формирование умения постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, проводить исследовательскую работу с текстом, находить причины поступков героев и их последствие.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.  Научатся постигать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль, проводить исследовательскую работу с текстом, находить причины поступков героев и их последствие, выражать собственное отношение читающего к изобразительным событиям.

Метапредметные:

Регулятивные: работать в соответствии с поставленной  учебной задачей, участвовать в совместной деятельности.

Познавательные: иметь мотивацию к чтению, развивать навыки чтения, учить думать, осуществлять поиск нужной информации, осуществлять сравнение и выделять общее и различное, работать с текстом и внетекстовыми компонентами (поиск ответов на вопросы), стараться производить логические мыслительные операции, осуществлять поиск нужной информации.

Коммуникативные: ведение диалога, взаимный контроль, формулировка выводов, собственного мнения, проявлять уважение к иной точке зрения, договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности.  

Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, осознание основных моральных норм и ориентирование на их выполнение,   интеллектуального переживания.

Методическое оснащение урока:

презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы в классе.

 

Ход урока.

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Дома вы прочитали рассказ-быль.

- Кто знает, что такое быль?

От чьего имение ведется повествование? (От имени автора)

Кто автор прочитанного вами рассказа? ( Л. Н. Толстой)

-   А что вы знаете о нем?  (Высказывания детей)

В молодости Толстой был военным, ему пришлось воевать. Также много путешествовал по морям и океанам и рассказал об этом в своих произведениях.

Его рассказ «Прыжок» также написан  Толстым на основании морских впечатлений и воспоминаний.

В название своих произведений автор вкладывает важную мысль.   Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донес до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя для этого есть свои методы, средства. И они самые разные.

2. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте еще раз название рассказа. Подберите слова, близкие по значению, обозначающие действие. ( Прыжок, прыгать, прыгнуть)

В словаре словом «прыжок» называет быстрое перемещение тела, отталкивание от какой-либо точки опоры. Это просто действие.                

- Прочитаем все вместе рассказ и ответим на вопрос: в рассказе – это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

Поучимся понимать тайны художественного произведения, понимать его основную мысль. А для этого мы будем исследовать текст, находить причины поступков героев, их последствие.

3. Открытие новых знаний.

1. Словарная работа

2. Чтение и работа над рассказом.

  1. Чтение 1 части по абзацам

Вопрос –  Откуда появилась на корабле  обезьянка?

- а)  Где происходят события? (На корабле, который после долгого плавания возвращался домой.

-Представьте, что вы находитесь среди пассажиров этого корабля.  Какое у вас настроение? (Настроение хорошее, спокойное, погода тихая, нет качки, скоро корабль придет домой обезьяна всех смешила)

Почему автору вначале рассказа важно сообщить, что погода была хорошая, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Ничего не предвещало беды)

- Что значит из кругосветного путешествия?

Рассмотрите корабль. Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых пород дерева, мачта возвышалась над ней на высоте 15-25 м (высота 5-8-этажного дома).

На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов и веревочных лестниц. Вот на одном из таких кораблей и произошла история.

- б) Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?  (Сын капитана, 12 лет)

в) Прочитайте слова, передающие поведение обезьяны.   (Вертелась, забавлялась, корчилась, прыгала, делала рожицы, передразнивала)

- Почему она так себя вела? Найдите и зачитайте

 (Весь народ собрался на палубе)

   (Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением)

- Что значит, еще больше расходилась? (Шалила еще больше.  Не могла успокоиться)

- А как вел себя мальчик в первые минуты, когда обезьянка сорвала с него шляпу? (Поведение мальчика – ему не очень приятно, что все смеются, и он не знает, плакать ему или смеяться, т. е. в замешательстве)

- Так откуда появилась виновница происшествия?  (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах ее взяли).

2. Чтение 2 части «по цепочке».

Вопрос  - Какую ошибку совершил мальчик?

 а) Почему мальчик полез за обезьянкой? Что подтолкнуло его к этому? (Обезьяна сорвала шляпу и живо забралась на мачту. А все стали смеяться)

- Найдите и зачитайте слова рисующие поведение обезьяны. (Дразнила, делала рожи)

- Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия? (Автор употребляет слова: бросился,  взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит,  мальчик действовал необдуманно)

б) Как вы считаете,  какую ошибку совершил мальчик? (Не остановился. Обезьяна проворнее человека, умеет лазить)

-в) Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты характера:

Геройство

Смелость

Хвастовство

обидчивость

Желание испытать себя

или покрасоваться

- сделать по-своему                (выбор детей)

3. Работа в парах.

Ответьте на вопросы:

1 часть –

1. Кем был мальчик, главный герой рассказа? (Сыном капитана)

2. Сколько ему было лет? (12)

3.  Куда взобралась обезьяна? (На мачту)

2 часть –

1. Куда села обезьяна? (На первую перекладину мачты)

2.  Что строила мальчику обезьяна?  (Рожицы)

3. За сколько времени мальчик взобрался на первую перекладину? ( За одну минуту)

Проверка

4. Физкультминутка

Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою.

                  Мы теперь плывем по морю и резвимся на просторе.

                  Веселее загребай и дельфинов обгоняй.

Поглядите, чайки важно ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок, продолжаем наш урок.

5. Чтение 3 части самостоятельно .

Вопрос – Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

а) – Какое чувство испытывали вы, читатели? (Переживание, чувство страха, он мог разбиться, оступившись. А еще труднее вернуться назад)

б) Представьте себя на палубе корабля. О чем мог подумать каждый из наблюдавших за этой картиной? ( Наверное, осуждал себя за свое поведение, за то, что смеялся и тем самым подзадорил мальчика, толкнул его к такому поступку)

 в) Кто же был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?

(Он и матросы. Они – взрослые люди и могли предвидеть эту ситуацию.)

_ А обезьяна? Она же дразнила его? (Обезьяна – животное, а мальчик – человек. Он должен был думать над своими поступками)

(Обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он сын капитана, а матросы – подчиненные капитана – смеются над ним. Мальчик не захотел показаться слабым)

г) Почему автор называет главного героя рассказа то «мальчик», то «сын капитана»?

д) Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Все замерли от страха, все молча смотрели и ждали, что будет))

6. Работа в группах.

1, 2, 3 группы – выбрать из 3 части слова, характеризующие поведение мальчика

4, 5, 6 группы – поступки обезьяны.

Мальчик:                                                          Обезьяна                  

закричал                                                             подманила

полез выше                                                        полезла выше, добралась до

раззадорился                                                     самого верха

бросил мачту                                                    вытянулась во всю длину

ступил на перекладину, покачивая руками   повесила на край перекладины

                                                                            корчилась, радовалась

        

Сравните их поведение. (Оно похоже)

- Как вы думаете, как автор относится к поступку мальчика? (Он его осуждает)

За что? (За то, что он человек, а ведет себя как обезьяна)

Что означает выражение «разобрал задор»? (Проявил возбужденность, горячность. несдержанность  раззадорился)

Рассмотрите иллюстрацию к рассказу.   Как можно подписать эту картину? Найдите в тексте.

 е) Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? (Все замерли от страха)

 Почему?

Перечитайте абзац.  Почему это самый напряженный момент рассказа? (Мальчику грозит смерть, он может разбиться и кажется , нет выхода из этой ситуации)

ж) Как в такой напряженное время должны вести себя окружающие? (Не шуметь, не кричать, не испугаться)

7.  Работа в группах.

- А теперь оцените действия мальчика: какими они были?

(На карточках словарь оценочных слов – выбрать слова, подходящие для оценки поступка героя, и затем обосновать свой выбор)

  1. Смелость
  2. Хвастливость
  3. Безрассудство
  4. Необдуманность
  5. Решительность
  6. Самолюбие
  7. Честолюбие

Итак, какие слова вы подобрали для оценки поступка героя?

1. Смелость – трусливый человек не смог бы забраться на такую высоту и подвергнуть себя опасности.

  1. Безрассудство – его чувства взяли верх над разумом, над рассудком, и он не контролировал свои действия, им управлял один только задор.
  2. Необдуманность – он не стал думать о последствиях.
  3. Решительность – мальчик не стал медлить, его движения были быстрыми: он добрался до верха мачты за одну минуту.
  4. Самолюбие. Ведь когда матросы засмеялись, мальчик покраснел, ему стало стыдно за себя, что он, сын капитана, не уследил за шляпой, позволил обезьяне над ним насмехаться и дразнить.

8. Чтение 4 части – хорошо читающие дети и учитель.

- Вопрос – Кто помог мальчику?

- Какой момент самый напряженный в рассказе?

(Когда отец хотел  выстрелить в сына.)

- Что значит тотчас прицелился? ( Очень быстро принял решение)

- Найдите сравнение. ( тело – пушечное ядро) 

Почему сорок секунд показались всем очень долгими?

А на самом деле 40 с -это много или мало? (Мало, но для такого момента много)

- Легко ли было отцу мальчика решиться на такой способ спасения сына?

(Трудно даже представить, что испытывал капитан в эти минуты.)

- А почему отец  решился на такой поступок?  (У отца не было выбора.  Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь)

- Как вы думаете, был отец уверен, что прыжок безопасен для сына?

(Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть, стукнуться о борт)

- Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.  Как автор передает напряженность момента?

( Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой, сорок секунд были очень долгими для всех, когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут)

- Какие чувства вызывает у вас поступок отца? (Уважение, гордость)

- А что вы чувствовали, когда читали эту часть? (Тревогу, волнение)

- Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?

(Капитан перенес сильное потрясение, нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.

 

- Так кто же помог  мальчику? (Отец – капитан)

- А почему в конце произведения ничего не сказано об обезьяне? (Она не главный герой, а причина случившегося)

- А кто главный герой? (Мальчик и отец).

А почему капитан – тоже герой. Он появляется в конце произведения, а мы так много о нем говорим?

(Благодаря капитану все хорошо закончилось, он показал пример, как надо вести себя в сложных ситуациях)

9. Работа в группах.

Работа с пословицами.

Прочитайте пословицы и скажите, какие из них можно отнести к рассказу Л. Н. Толстого

а) Будь храбр по уму и по сердцу.

б) Гордится отец, что у него сын храбрец.

в)  Одним умением, без привычки, хорошо не сделаешь.

г) Кому потеха, а мне не до смеха.

д) Где смекнёт боец, там врагу конец.

10. Обобщение.

- Мы о таком состоянии человека уже читали в рассказе «Большая береза», там мама тоже заплакала, тогда,  когда мальчик уже слез с  высокого дерева.

- В последних словах Толстой показал большое чувство отца к сыну, и страх за его жизнь, и ответственность за сына, и любовь к мальчику.

1) - Какой вопрос я вам задала перед чтением?  Прочитаем 8 вопрос с звездочкой.  А как бы вы ответили?

(К отцу – прыжок связан с душевным состоянием человека. «Прыжок» - это как бы мгновенное состояние души человека в страшные минуты жизни. Это проявление качеств человека в особых, экстремальных условиях.  Прыжок как мгновенное падение в бездну страха и решимости совершает и отец мальчика, и, может быть его «прыжок» еще более страшный, поскольку он – отец, и несет ответственность за сына)

- А как вы думаете, Толстой адресовал свой рассказ только детям? ( Нет, взрослым тоже: он учит,  как себя вести и взрослым в чрезвычайных условиях – надо быть решительными, смелыми, уметь быстро принимать умные решения, в опасные минуты вести себя спокойно и хладнокровно, без паники. Взрослым надо уметь предотвратить опасность: не подзадоривать мальчика, а наоборот, охладить его возбужденное состояние, вовремя остановить его действие.)

Не случайно рассказ этот считается из самых любимых для многих поколений людей, поучительным и всегда современным, ибо и в наше время очень много чрезвычайных жизненных ситуаций, в которых необходимо проявить лучшие человеческие качества: мужество, решимость, выдержку самообладание, побороть страх и совершить решительный поступок во имя спасения своей или чужой жизни.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...