Урок обучения грамоте в 1 классе "Звуки В,В*. Буквы В,в.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Якунина Ирина Олеговна

технологческая карита урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта42.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение)

1 класс

ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [в], [в’],  БУКВЫ В, в.

     Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками  [в], [в’] и  буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме.

                                           Формирование универсальных учебных действий:

1.      Личностные УУД

Формирование учебной мотивации, внутренней позиции  школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .

2.      Регулятивные УУД

Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.

3.      Познавательные УУД

Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.

4.      Коммуникативные УУД

Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.

            5.      Предметные УУД

          Формирование умения вычленять и называть звуки,  давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие ,не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.

   

 Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование:

  • лента букв,
  • сигнальные карточки (кружки зелёного, красного цветов)

картинка с изображением Винни-Пуха.

Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационной момент.

-Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели н меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

Проверка готовности к уроку.

2

Актуализация знаний и мотивация 

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь,  кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все»

- Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок?

-  Конечно, это добродушный медвежонок Винни-Пух. Он не случайно пришел сегодня к нам на урок. А почему, вы мне сами скажете чуть позже.

- Винни – Пух приглашает вас на рыбалку. Что ловят на рыбалке? Правильно, рыбу

а) - Наш урок начнём с разминки. Вспомним  изученный материал.

- На доске – буквы-рыбки.

- Назовите эти буквы.

- Распределите рыбок  в ведра.

 -По каким признакам вы определяете, что звуки гласные?

 

  - Какие звуки называем согласными?

- На какие большие группы делятся все согласные звуки?


- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки.

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

Б) Проверка домашнего задания.

- Кто еще водится в реке? Вспомните рассказ, который вы должны были составить по опорным словам. (рак, нос, руки, кот)

В) Чтение текста с.67

Винни-Пух

Называют буквы.

Буквы – пишем,  читаем.

Звук – слышим, произносим.

 

1 гр. – гласные, 2 гр. - согласные

Дети отвечают:

1.(гласные и согласные)
2. (произносятся долго, нараспев; воздух не встречает препятствий на своём пути, всегда с участием голоса).
3.(ударные и безударные)

4. сколько в слове гласных столько и слогов.

Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума.
Дети рассказывают

Дети читают

3

Постановка учебной  задачи  

- А сейчас пришло время узнать тему нашего урока. Отправляясь на рыбалку, для Винни - Пуха мы возьмем его любимые сладости. Назовите их.  

- Какой первый звук в этих словах?

- Посмотрите, что ещё любит В-П.

- Какой первый звук в словах?

- Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

- Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники,  сформулируйте цели нашего урока:

        Познакомимся –

        Учиться отличать –

        Учиться читать -

Называют.

Вафли.  Вареники.  Ватрушки.

(в)

Вишня. Виноград.

(в*)

Звуки [в], [в*].Буквы В,в.

Дети формулируют цели и задачи  урока, определив границы знания и незнания.

- Мы познакомимся со звуками [в], [в’],  буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [в], [в’] и букву в  от других звуков и букв.

  -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

4

Открытие» детьми нового знания

   

- Итак, новые звуки мы выделили. Будем знакомиться с новыми звуками.

Исследуем звук [В] и дадим его характеристику.

Для этого проведём эксперименты.

Первый эксперимент — поем песенку со звуком [В].

Получилась ли песня?

Почему?

Какую преграду встретил воздух?

Значит какой это звук?

Первый вывод мы сделали. Он - согласный.

А мы знаем, что согласные могут быть звонкими и глухими. 

Второй эксперимент- закрываем  ладонью ушки и произносим звук.

Что заметили?( в ушах звенит)

Крикнем звук. Что услышали голос или шум?

В ушах  звенит. Слышится  голос. Значит какой он?

Второй вывод мы сделали- он звонкий.

Поставим условный знак, обозначающий звонкость.

Вспомним как звучал звук [В] в словах ватрушка, вафли, вареники?

( твёрдо)

Как в словах виноград, вишня?  

 

Какой вывод можем сделать?

Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке?

Можно опираться на знаки - помощники.

Новые звуки мы охарактеризовали.

Теперь составим схемы к словам вафли, вишня

Нет.

 Так как при произнесении звука воздух встречает преграду.

Во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно.

Ладони звенят, слышится голос -  значит  звонкий;

Вывод: согласный, звонкий

Твердо

( Мягко)

( звук [в] может быть твёрдым и мягким).

Составляют схемы в тетрадях

5

Первичное закрепление

Физминутка

 

Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- Пуха. Догадались, почему он пришёл к нам на урок?

Винни- пух предлагает нам немножко отдохнуть и поиграть в игру «мягкий – твёрдый».

Винни - Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое

Если в названии продукта услышите твёрдый звук - приседайте. Если мягкий  подпрыгните и хлопните в ладоши. А если в слове нет новых звуков - стойте спокойно.

 варенье,     виноград,     вафли, мёд,    ежевика,  вишня,   слива, халва,        малина,  повидло, ватрушка

Знакомство с буквой В, в. - Звуки [в], [в'] обозначаются буквой В. ( показ буквы). 

Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В и приготовил для вас картинки с буквой В.

- На что она похожа?

(Выставляю картинки)

Буква В плывёт ко мне

как кораблик по волне.

Письмо буквы В в тетради.

 Развитие речи (стр. 68)

- Винни -Пух любит еще и играть в одну спортивную игру, отгадайте загадку

Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем головой!
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы... (Футбол)


- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 68.
- Составим по ней рассказ.

- Во что играют зверята? (в футбол)

- А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды).

- Как называют игроков в футбол?
- Где звери играют в футбол?
- Опишите, как выглядит лесная поляна.
- Кто играет? (Лесные зверята играют в футбол.)

- Сколько у них команд? (У них две команды.)

- Кто – вратарь? (Медведь – вратарь.)
- Кто ведёт мяч? (Зайчонок ведёт мяч.)

- Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите.)

- Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика.)

- Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот.)

- Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.)

- Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч.)

- Что делает судья? (Судья свистит в свисток.)

- Игра продолжается? (Да. Игра продолжается.)

 - Составьте рассказ, как его можно озаглавить.

 Работа по учебнику  стр. 69

- Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе.
- Прочитайте текст.

- О ком говорится в тексте?

- Кем были Вова и Слава? (вратарями.)

- Что сказали Вове?

- Что сказали Славе?

- Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.)

Тема нашего урока буква В и имя Винни- пуха тоже начинается на букву В.

                                                           

Дети пишут печатную буквы Вв

Дети отгадывают загадку

Дети отвечают на вопросы учителя

 

Дети составляют рассказ

Дети читают рассказ

6

Включение в систему знаний и повторение 


 Составление  слов (работа в тетради)

 - Пока мальчики играл в футбол все буквы из слов, которые составил нам Винни-Пух,  разлетелись, надо собрать слова.

 Волк, вол, Вова, сова, лава, волна, вилка.

- Запишите их в тетрадь, разделите на слоги, поставьте ударение.

Дети записывают слова с буквой В

7

Проверка знаний.

Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и приготовил

вам  игру «Верю - не верю» 

(Если согласны, говорим верю, это так, если не согласны с утверждением - говорим не верю, это не так).


1. Буква «В» обозначает согласный звук. (Тик так, тик так – это так!)
2. Буква «В» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
3. В слове Винни-Пух буква «В» обозначает твёрдый звук.
4. В слове Вова только одна буква «В».

Молодцы!

Дети отвечают на вопросы

8

Рефлексия деятельности 

 

Продолжите фразы:

- Я – Вспомнил …. изученные буквы.

- Узнал…. новые звуки и букву

 Научился … читать слоги и слова с новой буквой

-  Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания.

- Спасибо за урок! Урок окончен!

 Дети продолжают фразы

                           

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....