Урок обучения грамоте в 1 классе "Звуки В,В*. Буквы В,в.
методическая разработка по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение)
1 класс
ТЕМА УРОКА: ЗВУКИ [в], [в’], БУКВЫ В, в.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [в], [в’] и буквами В, в, обозначающими эти звуки на письме.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование учебной мотивации, внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .
2. Регулятивные УУД
Формирование умения ставить и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие; контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
4. Коммуникативные УУД
Формирование умения слышать и слушать, вступать в диалог, строить речевое высказывание в устной форме, работать в паре.
5. Предметные УУД
Формирование умения вычленять и называть звуки, давать им характеристику: согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие ,не смешивать понятия «звук» и «буква»; формирование навыков сознательного плавного слогового чтения.
Тип урока: урок открытия нового знания
Оборудование:
- лента букв,
- сигнальные карточки (кружки зелёного, красного цветов)
картинка с изображением Винни-Пуха.
Содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационной момент. | -Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Мы за парты тихо сели н меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем. | Проверка готовности к уроку. | |
2 | Актуализация знаний и мотивация | - Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы, прослушав мелодию, догадаетесь, кто исполняет эту песенку, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке. Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все-все-все» - Вы догадались, кто к нам сегодня пришел на урок? - Конечно, это добродушный медвежонок Винни-Пух. Он не случайно пришел сегодня к нам на урок. А почему, вы мне сами скажете чуть позже. - Винни – Пух приглашает вас на рыбалку. Что ловят на рыбалке? Правильно, рыбу а) - Наш урок начнём с разминки. Вспомним изученный материал. - На доске – буквы-рыбки. - Назовите эти буквы. - Распределите рыбок в ведра. -По каким признакам вы определяете, что звуки гласные?
- Какие звуки называем согласными? - На какие большие группы делятся все согласные звуки?
- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б) Проверка домашнего задания. - Кто еще водится в реке? Вспомните рассказ, который вы должны были составить по опорным словам. (рак, нос, руки, кот) В) Чтение текста с.67 | Винни-Пух Называют буквы. Буквы – пишем, читаем. Звук – слышим, произносим.
1 гр. – гласные, 2 гр. - согласные Дети отвечают: 1.(гласные и согласные) 4. сколько в слове гласных столько и слогов. Воздух встречает препятствие на своём пути, состоят из шума и голоса или только из шума. Дети читают | |
3 | Постановка учебной задачи | - А сейчас пришло время узнать тему нашего урока. Отправляясь на рыбалку, для Винни - Пуха мы возьмем его любимые сладости. Назовите их. - Какой первый звук в этих словах? - Посмотрите, что ещё любит В-П. - Какой первый звук в словах? - Кто уже догадался, какая тема нашего урока? - Отталкиваясь от темы урока и опираясь на слова-помощники, сформулируйте цели нашего урока: Познакомимся – Учиться отличать – Учиться читать - | Называют. Вафли. Вареники. Ватрушки. (в) Вишня. Виноград. (в*) Звуки [в], [в*].Буквы В,в. Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания. - Мы познакомимся со звуками [в], [в’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [в], [в’] и букву в от других звуков и букв. -Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. | |
4 | Открытие» детьми нового знания
| - Итак, новые звуки мы выделили. Будем знакомиться с новыми звуками. Исследуем звук [В] и дадим его характеристику. Для этого проведём эксперименты. Первый эксперимент — поем песенку со звуком [В]. Получилась ли песня? Почему? Какую преграду встретил воздух? Значит какой это звук? Первый вывод мы сделали. Он - согласный. А мы знаем, что согласные могут быть звонкими и глухими. Второй эксперимент- закрываем ладонью ушки и произносим звук. Что заметили?( в ушах звенит) Крикнем звук. Что услышали голос или шум? В ушах звенит. Слышится голос. Значит какой он? Второй вывод мы сделали- он звонкий. Поставим условный знак, обозначающий звонкость. Вспомним как звучал звук [В] в словах ватрушка, вафли, вареники? ( твёрдо) Как в словах виноград, вишня?
Какой вывод можем сделать? Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке? Можно опираться на знаки - помощники. Новые звуки мы охарактеризовали. Теперь составим схемы к словам вафли, вишня | Нет. Так как при произнесении звука воздух встречает преграду. Во рту есть преграда –нижняя губа и верхние зубы мешают воздуху двигаться изо рта легко и свободно. Ладони звенят, слышится голос - значит звонкий; Вывод: согласный, звонкий Твердо ( Мягко) ( звук [в] может быть твёрдым и мягким). Составляют схемы в тетрадях | |
5 | Первичное закрепление Физминутка
| Мы совсем забыли про нашего гостя Винни- Пуха. Догадались, почему он пришёл к нам на урок? Винни- пух предлагает нам немножко отдохнуть и поиграть в игру «мягкий – твёрдый». Винни - Пух большой обжора, он очень любит покушать, а особенно любит сладкое Если в названии продукта услышите твёрдый звук - приседайте. Если мягкий подпрыгните и хлопните в ладоши. А если в слове нет новых звуков - стойте спокойно. варенье, виноград, вафли, мёд, ежевика, вишня, слива, халва, малина, повидло, ватрушка Знакомство с буквой В, в. - Звуки [в], [в'] обозначаются буквой В. ( показ буквы). Имя этой буквы в алфавите вэ. Винни-Пух очень хочет, чтоб вы запомнили букву В и приготовил для вас картинки с буквой В. - На что она похожа? (Выставляю картинки) Буква В плывёт ко мне как кораблик по волне. Письмо буквы В в тетради. Развитие речи (стр. 68) - Винни -Пух любит еще и играть в одну спортивную игру, отгадайте загадку Соберем команду в школе
- Во что играют зверята? (в футбол) - А как вы догадались? (На картинке нарисован мяч, ворота, зверята поделились на команды). - Как называют игроков в футбол? - Сколько у них команд? (У них две команды.) - Кто – вратарь? (Медведь – вратарь.) - Кто стоит в защите? А какой лисёнок? (Смелый лисёнок стоит в защите.) - Кто спешит перехватить мяч у зайчика? (Волчонок спешит перехватить мяч у зайчика.) - Почему барсучонка можно назвать «умным»? (Умный барсучонок ловит мяч у ворот.) - Что дальше будет делать зайчонок? (Зайчонок бьёт по мячу.) - Придумайте продолжение: «Но ловкий вратарь …» (Но ловкий вратарь ловит мяч.) - Что делает судья? (Судья свистит в свисток.) - Игра продолжается? (Да. Игра продолжается.) - Составьте рассказ, как его можно озаглавить. Работа по учебнику стр. 69 - Сейчас мы прочитаем рассказ о футболе. - О ком говорится в тексте? - Кем были Вова и Слава? (вратарями.) - Что сказали Вове? - Что сказали Славе? - Как можно озаглавить текст? (Вратари. Игра в футбол.) | Тема нашего урока буква В и имя Винни- пуха тоже начинается на букву В.
Дети пишут печатную буквы Вв Дети отгадывают загадку Дети отвечают на вопросы учителя
Дети составляют рассказ Дети читают рассказ | |
6 | Включение в систему знаний и повторение |
- Пока мальчики играл в футбол все буквы из слов, которые составил нам Винни-Пух, разлетелись, надо собрать слова. Волк, вол, Вова, сова, лава, волна, вилка. - Запишите их в тетрадь, разделите на слоги, поставьте ударение. | Дети записывают слова с буквой В | |
7 | Проверка знаний. | Винни-Пух хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «В», то и приготовил вам игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, это так, если не согласны с утверждением - говорим не верю, это не так).
Молодцы! | Дети отвечают на вопросы | |
8 | Рефлексия деятельности
| Продолжите фразы: - Я – Вспомнил …. изученные буквы. - Узнал…. новые звуки и букву Научился … читать слоги и слова с новой буквой - Сегодня на уроке вы порадовали меня и Винни-Пуха. Мы убедились, что вы усвоили тему урока и можете дружно работать и приобретать новые знания. - Спасибо за урок! Урок окончен! | Дети продолжают фразы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).
В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....