Литературное чтение 1 класс. Звуки [д-д,]. Буквы Д, д
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Хохлова Ирина Борисовна

Литературное чтение 1 класс. Звуки [д-д,]. Буквы  Д, д

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zvuki_d-d_bukvy_d_d.zip1.53 МБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России» Обучение грамоте (чтение) 1 класс

 Звуки [д-д,]. Буквы  Д, д

                                                     Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель        

                                                                                                                                        начальных классов

                                                                                                                                        МБОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

                                                                                                                                        Алтайского края»

                                                                                       

Тема: «Звуки [д-д,]. Буквы  Д, д»

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: познакомить учащихся с согласными звуками [д-д,]  и  буквами их обозначающими.

Задачи:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [д-д,]  Научить различать данные звуки на слух и обозначать буквами Д и д, читать слова с этими буквами.

2. Формировать  исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, наблюдения.

3. Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи.

 4. Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения. Развитие личностных качеств: целеустремлённости - через выработку потребности ставить перед собой цели и достигать их, чувства собственного достоинства - через формирование адекватной самооценки у учащихся.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Педагогические  технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;  

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- информационно- коммуникативная технология.

 

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звуки [д-д,]  в словах, записывать их соответствующими буквами;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Структура урока.

1.Психологический настрой учащихся. Организационный  момент.

Создание благоприятной рабочей обстановки.

 - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

 -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание,    находчивость, смекалка.

2.Актуализация знаний учащихся 

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

-Назовите признаки гласных звуков,

…согласных звуков.

(При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и  глухие, слог не образуют.)

-Расскажите стихотворение о гласных звуках.

(Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.)

-Чем звуки отличаются от букв?

(Звуки - произносим, говорим; буквы - видим, читаем, пишем)

-Прочитайте  слова, записанные на доске: она, налим, усы,  сосна, оси, осы, насос, лиса, сани.

-Определите  в каждом слове гласные, количество слогов, ударный слог.

(Работа «цепочкой» у доски)

-Какую работу выполняли? Для чего?

(Мы читали слова, учились определять количество слогов и правильно ставили ударение  в словах. Это нужно для успешной учёбы и чтобы быть умными)

Физминутка

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз- два- три- четыре- пять!

Хомка сильным хочет стать!

3. Введение нового знания. Знакомство со звуками [д-д,]  и буквами Д, Т.

Слайд №2

-На урок к нам пришли « звуковички». Расскажите,  для чего?

(Они хотят нас познакомить с новым звуком и буквой, который этот звук записывается)

Составление плана работы

-Что хотите узнать об этой букве?

Дети составляют план изучения буквы, учитель оказывает помощь. План на доске.

(1.Название буквы

2. Какие звуки обозначает?

3.Сколько работ выполняет.

4.Как пишется печатная буква

……. письменная буква.

5.Как читать в слогах и словах, с какими гласными буквами дружит)

Слайд №3

-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДОМ)

(Первый звук в слове –дом- [д] – это согласный твёрдый звонкий звук)

-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д]?

(К доске выходят два ученика и записывают буквы)

-Кто согласен?

(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)

-Назовите первый звук в названии данного предмета (иллюстрация ДЯТЕЛ)

(Первый звук в слове –дом- [д,] – это согласный мягкий звонкий звук)

-Кто из вас знает, какой буквой записывается звук [д,]?

(К доске выходят два ученика и записывают буквы)

-Кто согласен?

(Дети показывают пальцами знаки «+» или «-»)

-Действительно, необходим данный значок-буква

-Что вы заметили?

(Мы заметили, что звуки записаны одной и той же буквой)

-Что из предложенного плана уже узнали?

(Мы узнали, что новая буква обозначает два звука: согласный твёрдый звонкий звук [д]  и согласный мягкий звонкий звук [д,]; выполняет 2 работы, увидели печатный вариант буквы)

-Молодцы!

Кто из вас знает, как называется буква?

(Есть в классе дети, которые скажут: дэ)

-Правильно. Это буква называется: дэ. Давайте найдём место буквы в алфавите. Что вы увидели?

(Букв «дэ» две, для того, чтобы записывать её в начале предложения и имена собственные)

-Встаньте дети, для которых эта буква «родная».

(Встают дети, чьи имена и фамилии пишутся с буквой «дэ», неважно  место буквы в слове: начало, середина, конец слова)

-С чем сейчас познакомились?

(Мы узнали название буквы)

Слайд №4

Рассмотрите иллюстрацию на слайде, назовите предметы, в названии которых есть звуки [д-д,]

(Динозавр – согласный мягкий звонкий [д,],  дыня – согласный твёрдый  [д] и т.д.)

-Рассмотрим печатный и письменный варианты записи буквы «дэ» (Демонстрация и сравнение печатной и письменной буквы «дэ»).

-Запишите в тетради по чтению заглавную и маленькую буквы Д, д, чередуя их. А на русского языка будем учиться писать письменный вариант этих букв.

-Что изучаем дальше? Что поможет нам выполнить данную работу?

(Как прочитать слоги с данной буквой и слова. Поможет Азбука)

-Прочитаем слоги и слова на стр. Азбуки.

Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

 2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

-Назовите ещё раз работы буквы «дэ»

(Буква «дэ» выполняет 2 работы: согласный твёрдый звонкий звук и согласный мягкий звонкий звук [д,])

4. Итог урока. Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

- С чем познакомились? Что узнали нового?

(Мы познакомились со звуками [д-д,]  и буквами Д,д.

-Продолжите предложения:

-Я сегодня узнал…

-Мне захотелось….

-Мне было трудно…

-Мне было интересно…

-Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.

Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект урока для 1 класса. Литературное чтение "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д"

Цель:Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи, логического мышления, памяти.Создать условия для ознакомления учащихся с согласными буквами Д, д, развития речи...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л" 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [л], [л’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Л, л.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «л&raq...

Конспект урока литературного чтения "Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б." 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о звуках [б], [б’]. Научить читать слоги, слова, тексты с буквой Б, б.Планируемые результаты:Предметные: знать образ буквы «б&raq...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....