Урок литературного чтения 3 класс "Школа России" Л.Н.Толстой "Прыжок"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Школа России" Л.Н.Толстой "Прыжок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 3 классе "Школа России" Л.Н.Толстой "Прыжок" | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
3 класс «Школа России»
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»
Цели: познакомить обучающихся с творчеством Л.Н.Толстого, его рассказом «Прыжок», учить понимать текст, определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям.
Задачи:
образовательные: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; задавать вопросы, находить ответы на них в тексте;
развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, совершенствовать речевые умения; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, культуру делового общения; уважительное отношение к мнению, отличному от своего.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Педагогическая технология: технология продуктивного чтения.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование умения прогнозировать содержание текста, использовать разные виды чтения, воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в его обсуждении;
личностные УУД: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; формирование учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу, желания осваивать новые виды деятельности;
метапредметные УУД: волевая саморегуляция; целеполагание; формирование умения находить и использовать необходимую информацию, контролировать процесс и его результаты, осознавать качество усвоения материала; формирование умения участвовать в диалоге, в коллективной беседе; взаимодействовать с партнёрами, находить общее решение.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: учебник, доска, мел, портреты, фотографии, карточки
Этапы урока,цель этапа | Методический приём | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный Создать благоприятный психологический климат. Настроить на продуктивную работу. | Мотивационная подготовка обучающихся | Вспомните правила вежливости на уроке. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …( внимательным). Говорите чётко, внятно, чтобы всё было …(понятно). Если хочешь отвечать, нужно руку…(поднимать) | Слушают учителя, продолжают предложения | Настраиваются на урок Саморегуляция. |
Подготовка к основному этапу | Проверка домашнего задания. | Предлагает вопросы по тексту статьи данные в учебнике. Корректирует и оценивает ответы. | Отвечают на вопросы | Учатся оценивать процесс и результат своей деятельности. Формирование умения слушать собеседника. |
Постановка учебной задачи Актуализация знаний. Сообщение фактов из жизни Л.Н.Толстого Выставка книг Л.Н.Толстого. | Откройте учебник на стр.109 Назовите автора, чьё произведения мы будем читать сегодня. Как называется произведение,которое будем изучать?Что написано под названием? Что означает это слово? Сформулируем тему, цель и задачи урока - Выберите портрет Л.Н.Толстого (предлагается несколько портретов писателей и поэтов) - Что вы знаете о Л.Н.Толстом? Рассказывает краткую биографию Л.Н. Толстого ,демонстрирует фотографии - Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь собраны некоторые экземпляры, только малая часть книг Толстого. Многие из этих книг есть у вас дома. | Называют автора, название. Осознают, что слово быль не понятно до конца. Тема произведение Л.Н. толстого «Прыжок» Цель: изучить это произведение. Задачи: вспомнить о том кто такой Л.н. Толстой, понять о чём его произведение, понять, что означает слово быль. Выбирают портрет. Приводят известные факты о Л.Н. Толстом. Слушают. Смотрят на книги, узнают знакомых героев. | Ориентируются в учебнике. Формулируют учебную задачу. Актуализируют жизненный опыт. Актуализируют жизненный опыт. Умение слушать учителя Умение анализировать. | |
Усвоение новых знаний и способов действий | Словарная разминка Чтение произведения. Обсуждение первых впечатлений Выявление жанра Работа по учебнику.(работа с текстом) | Предлагает работу по объяснению словосочетаний: перенести вещи, перенести болезнь, перенести обиду, перенести страх. -Где прямое и где переносное значение слова? Послушаем ребят, которые готовили чтение этого произведения. С 1 по 5 абзац — читают ученики. Далее учитель. Чтение с правилом «СТОП»(при встрече незнакомого слова, ученик которому слово не понятно произносит слово «стоп» , значение этого слова разбирается наместе) Понравилось ли прочитанное произведение? - К какому литературному жанру оно относится? Почему? -Рассказ — это небольшое по объёму произведение в котором о чём либо повествуется. -Вспомните слово под названием рассказа. -Быль — (бывальщина) - жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии, случае, имевшем место в действительности. - Назовите героев рассказа. -Подумайте, к каким строчкам нарисованы иллюстрации в учебнике? Поработаем над вопросами после произведения в учебнике. (с.112) -что чувствовал мальчик, когда вместе со всеми смотрел на обезьяну? Прочитайте, что об этом написал Л.Н. Толстой. Почему мальчик полез за обезьянкой? (обсудите это с товарищем по парте) -Какие чувства испытывал мальчик, когда лез на мачту и какие, когда очутился наверху? Что рассказал об этом автор? Выбирают соответствующие поступкам качества характера. На доске: геройство обидчивость* смелость * самолюбие* хвастовство самоуверенность* желание испытать себя Делаем вывод: мальчик попал в беду из-за своего характера. -переживания и мысли отца мальчика (капитана) Л.Н. Толстой не описал подробно, но он написал о его поведении. Прочитай, как вел себя капитан. -Какое качество характера отца мальчика помогло ему принять верное решение? -Почему он закричал и убежал, когда стало ясно, что мальчик спасён? Вывод: капитан: решительный, отважный. Предлагает сравнить двух мальчиков: героя рассказа Л.Н. Толстого и Тёму из произведения Н.Г.Гарина-Михайловского в группах. Заполнить таблицу.(см. приложение) Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? - Какова же идея рассказа? Ради чего автор рассказывает нам эту историю? | Высказывают мнения Читают, слушают. Делятся впечатлениями. Отвечают на вопрос. Аргументируют. смелость, обидчивость, самолюбие, самоуверенность Мальчик, обезьяна, капитан-отец, матросы. Находят цитаты из текста. Подбирают подходящие слова. Убирают лишние. Делают вывод. Находят цитаты в тексте Решительность, отвага, Делятся на группы, объединяясь по 4 человека. Заполняют таблицу. Отвечают (прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти). | Умение выражать мысль, слушать одноклассников. Обогащение словарного запаса. Умение слушать Учатся выражать своё отношение Учатся анализировать характеры и чувства героев, делиться своими размышлениями, проявлять симпатию по отношению к героям |
Физкультминутка | Выбирает желающих провести физминутку. «Море волнуется раз…» | Выполняют физминутку. | Осуществляют профилактику утомления. | |
Применение нового знания, первичное закрепление | Повторное чтение и деление текста на части. | - Сейчас мы будем перечитывать рассказ, делить его на части и составлять план рассказа для пересказа. - Прочитайте про себя начало рассказа, подумайте, где заканчивается I часть. О чем в ней рассказывается? - Как назовем I часть? (И так далее, по каждой части) На доске: План 1. Шалунья — обезьяна 2. Опасная погоня. 3. Спасение мальчика | Анализируют текст. Делят на части. Дают названия частям текста. | Участие в коллективной беседе. |
Самостоятельная работа. Создание ситуации успеха, рефлексия достижения цели | - А теперь я хочу проверить: внимательно ли вы читали рассказ. Предлагаю вам еще один вариант плана — цитатный план. Работа по карточкам с проверкой в парах. - Прочитайте цитаты, расставьте верный порядок событий, происходящих в рассказе. «Прыгай, или застрелю!» «... а мальчик остался без шляпы» «... бросился за обезьяной на мачту» Проверка. - Молодцы, вы были очень внимательны при чтении. Нарисуйте соседу цветок, если он постарался. Если немного ошибся, помогите исправить ошибку и напишите - «хорошо» | Выполняют задание на карточках. Обмениваются ими после выполнения задания, проверяют. | Учатся действовать по выбранному плану, способам самопроверки, взаимопроверки | |
Включение нового знания в систему знаний и закрепление. | Применение открытого знания в практической деятельности Работа с карточками. | Давайте подведем итоги. Определим основную мысль рассказа «Прыжок». - Зачем Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Чему он нас хотел научить? - Сейчас будете работать по карточкам. - Прочитайте пословицы на карточках. Выберите те, которые можно отнести к прочитанному рассказу. «Гордится отец, что у него сын храбрец» «Где смекнёт боец, там врагу конец»* «Отвага — половина спасенья»* «Не зная броду, не суйся в воду»* | этот рассказ учит, что страх преодолеть нелегко, что иногда важные решения нужно принимать очень быстро, ведь от этого может зависеть чья-то жизнь. В рассказы «Прыжок» жизнь мальчика зависела от решения отца. Выстрел отца – это поступок. Если бы сын не прыгнул в воду, то он упал на палубу и разбился). Обсуждают смысл пословиц, соответствие их идее произведения. | Учатся выделять главную мысль,обобщать, строить монологическое высказывание, работать в группе Поиск необходимой информации. Умение извлекать фактуальную и подтекстовую информацию. Формирование навыков смыслового чтения. Аргументированное изложение своей точки зрения. |
Подведение итогов | Домашнее задание | Выполнить задания в рабочей тетради. | Находят задания. | Удерживают учебную задачу |
Рефлексия | - Надеюсь, сегодня на уроке вы поняли, что многое в жизни зависит от нас и наших поступков. - Назовите те качества характера, которые необходимо в себе вырабатывать. - А с какими нужно бороться? - А сейчас, ребята, оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлики. - Поднимите руки те из вас, кто нарисовал улыбку. Молодцы! Спасибо за урок. | Делают выводы о возможности применения знаний в реальной жизни | Построение правильного речевого высказывания. Оценка своей деятельности, осознание качества усвоения материала, трудностей и путей их преодоления |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....