Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Малова Галина Николаевна

Ход урока

 

Организационный момент

Прозвенел звонок   - начинается урок.

 

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

 

Речевая разминка

    - Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

  С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx26.31 КБ
Файл prishvin_osennee_utro.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»                                

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор,  презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок   - начинается урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться

Речевая разминка

    - Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

  С этой мажорной нотки и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

-Выразительное чтение «Хитрые грибы»

-Кто написал? (поэт - Валентин Дмитриевич Берестов)

-Кто подготовил информацию о грибах?

- Кто писал  эти тексты ученый или поэт?

-Где вы искали информацию о грибах?

Постановка темы, целей урока

-Сегодня мы продолжим нашу большую тему, которая называется….» Люблю природу русскую»

Отгадайте загадки:

    Зажгла огней рябиновый костер.

    То - щедрая красавица

    Игриво улыбается

    И охраняет всех косым дождем.  (осень)

   А что это за девица?

   Густым туманом стелется,

   Поет с ветрами песни до зари.

   И зябко с ней, и голодно,

   В душе тоска и холодно…Все засыпают, угасают дни.   (осень .)

- Какой вы видите осень в этих загадках ? (золотая; серая, мокрая, дождливая)

- О чем пойдет речь на уроке? (осень)

- Какой раздел  мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

(тема записана на обложке самодельной большой книги) 

- Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге. 

- А вы любите осень?

- Что же вам в ней нравится?

- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А какой сейчас идёт месяц? (октябрь.)

- Октябрь – середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом».

- Почему? (потому что с деревьев опадают увядшие пожелтевшие листья.)

-ПРИМЕТА- А знаете ли вы, что если листья, осыпаясь, лягут изнанкой - это к урожаю и тёплой зиме, лицевой стороной вверх – к холодной зиме. Проверьте!

Работа над темой урока

- Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыка, картина, лит. произведение)

- Вы рисовали рисунки об осени. (в классе выставка)

Чьи картины считаете наиболее удачными?

(помещаем в книгу 2 рисунка)

-  А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябина и березы» )  -  Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

Дыхательная гимнастика

    Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Он о том, как пахнет хвоя,

    Куст рябины, и какос

    Будет утро в час покоя…

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

    Подул ветер – У_У_У! Пожелтели, задрожали  листья – Ф_Ф_Ф! Полетели на землю – П_П_П! Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

Продолжение работы по теме урока

-  Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. 

Беседа на основе прочитанного

   - С какой целью написан текст?

- Какие предложения по цели высказывания в нем встретились?

-  Какой это текст научный или художественный? (А мы сегодня читали научные тексты? – Какой? «Про грибы»)

- Какие научные слова вы услышали? (средняя интенсивность) 

   

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

  Игра «Собери название»

   - А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

   ЕНЕСОНЕ РУОТ

 (2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Кто из вас знает автора этого текста?

  -  Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

 Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.                                           (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

    Исследовательская групповая работа.   

- Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 

          -Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

ФИЗМИНУТКА

- Мы листики осенние,

  На ветках мы сидим (садятся на корточки)

  Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

  Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал

  И листочки все поднял.

Подготовительная работа к чтению

Словарная работа

Учитель : объясните значение слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа - бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • -  Что такое парашютик, винтик, мотылек?
  • - Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
  • Парашютик – маленький парашют.
  •  - Как летит парашют? (медленно)
  • - Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
  • -  Как вращается винт? (быстро)
  • - Что такое винтик? (маленький винт)
  • - Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям

   - Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

   - Какие в нем встретились предложения по цели высказывания?

- К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

 Подготовительная работа

 -Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

  -Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся   пробуждается

Па-ра-шю-тик           парашютик

Раз-ле-те-лись          разлетелись

Пе-ре-лёт-ные           перелётные

Повторное чтение (жужжащее)                                                                   Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро». 

Гимнастика для газ

Анализ произведения

- Сколько раз встретилось слово «утро»?

- Как вы думаете, почему?

- Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

- Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

Выборочное чтение

-О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

- Что вы знаете о  «бабьем лете»?      ( Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

 - А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

- С чем автор сравнивает листья?

Давайте попробуем изобразить движения листочков.

(Как парашютиком - плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком - плавно кружась, винтиком - быстро кружась).

- Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. Чтение)

- Какие птицы улетят последними? (грачи)

- Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

 - Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

- Какие чувства он испытывает? (выб. чтение)

- Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?

 

Групповая исследовательская работа.(малые группы)

Задача для исследования: найти

1-й группе - сравнение

2-й группе – эпитет (Эпитеты- прилагательные, которые придают речи выразительность. )

3-й группе – олицетворение (Олицетворение- это когда неживому предмету придают свойства живых существ.) (помещаем в книгу)    

…день открывает глаза… (3 группа)

 …радуемся хорошему теплому дню… (2 группа)

 … какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… (1 группа)

Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)

Чтение по цепочке

Творческая работа (в парах)                                                                          Напишите, что такое осень.                                                                               Осень – это _________время года (помещаем лучшие в книгу) 

Домашнее задание                                                                                                    - прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;                                                               - нарисовать рисунок к рассказу

Рефлексия                                                                                                                                             - Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?                         Выберите листок, чтобы оценить свою работу  на уроке

Красный   -Я – молодец!

 Желтый  - Могу и лучше!

Зеленый - Надо постараться.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.М. Пришвин « Осеннее утро» Презентацию выполнила учитель начальных классов ГБОУ СОШ №979 Г.Москвы Рыбакова Татьяна Сергеевна

Слайд 2

Апполлинарий Михайлович Васнецов Осень

Слайд 3

Исаак Ильич Левитан Осень

Слайд 4

Иван Иванович Шишкин Золотая осень

Слайд 6

Грибы Боровик

Слайд 7

Волнушка

Слайд 8

Лисички

Слайд 9

Мухомор

Слайд 10

Опята

Слайд 11

Подосиновик

Слайд 12

Таблица съедобных грибов

Слайд 13

Пожелтелые чёрные сухие синие золотые багряные жёлтые коричневые красные яркие

Слайд 14

Пришвин Михаил Михайлович

Слайд 15

Про-буж-да-ет - ся пробуждается Па-ра-шю-тик парашютик Раз-ле-те-лись разлетелись Пе-ре-лёт-ны-е перелётные

Слайд 16

Убежала в норку мышка, Спать залёг в берлогу мишка.

Слайд 17

Душа нараспашку. (очень простой) Душа в душу. (хорошо) Душа болит. (неспокойно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

урок литературного чтения...

Презентация "Пришвин "Осеннее утро"

Данная презентация поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России":ознакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;отрабатывать навыки ос...

Конспект урока литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"

Данный конспект поможет Вам, коллеги, при подготовке к уроку литературного чтения по теме "Пришвин "Осеннее утро"....

Урок литературного чтения М.Пришвин "Осеннее утро"

Урок учит любить природу, видеть прекрасное в каждой минуте....

Урок литературного чтения по теме М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.

На уроке ученики будут учиться читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Класс: 2 класс Цель: 1. познакомить учащихся с расс...

Восприятие осени в произведении М.М. Пришвина «Осеннее утро» и других на выбор.

Создать условия для ознакомления с творчеством М. М. Пришвина и его произведением «Осеннее утро»Образовательные: 1. простите, забыл!!!2. Формировать умение выполнять анализ произведения М....