Урок-игра по произведениям К.И.Чуковского 1 класс
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Лобова Елена Валентиновна

Урок-игра по произведениям К.И.Чуковского 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность

- Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Кто мне ответит, в гости к какому детскому поэту и сказочнику мы сегодня отправляемся?  (К.И. Чуковскому)

Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.        В любой библиотеке, в каждом доме есть произведения одного из самых любимых детских писателей. Он сочинил не только множество книг для детей и взрослых, но даже и свое имя! Многие писатели придумывают себе имена, чтобы было интересней. Это называется – взять псевдоним.

        Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

    Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

    Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку:

                        Жил да был крокодил,

                        Он по улицам ходил.

     Мальчик вдруг затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

Сегодня мы с вами вспомним некоторые произведения этого замечательного писателя. Внимание!!! Говорим заклинание и отправляемся  в сказку! Повторяйте все за мной:

 Экатэ пэкате чука те пе

 Абуль фабуль домене!

- Вот мы с вами и оказались в чудесной сказочной стране, где живут герои произведений  К.И.Чуковского. Давайте вспомним эти произведения и выявим самых активных читателей сказок в 1в классе. За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

Внимание!!! Объявляется конкурс знатоков произведений К.И. Чуковского!

2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности

Отгадай произведение (1 тур)

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять.

(Бармалей). 

А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо
Что румяная луна
В небе задрожала.

(Тараканище). 

Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага налетел медведь.

(Краденое солнце). 

И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам.

(Доктор Айболит) 

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра.

(Муха-Цокотуха). 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…  (Мойдодыр) 

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!    (Телефон) 

Аукцион вопросов (2 тур)

- Герою какой сказки пришлось умыться, чтобы не быть проглоченным и растоптанным? (Мойдодыр)

- Любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».  (Калоши)

- Что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»? ( Мочалку)

- Чем Муха – Цокотуха угощала бабочку? (Вареньем)

- Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? (Лимпопо)

- Кто выглянул в окно и заметил темноту в сказке «Краденое солнце»? (заинька)

-  Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»? (Медведь)

- Кто победил в бою в сказке «Муха-Цокотуха»? (комар)

- Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? Ответ: Морж.

- Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? Ответ: Крокодил.

- К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? Ответ: К. Бармалею.

- Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? Ответ: Цапли.

- В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как по другому можно назвать это животное? (бегемот)

Бюро находок (3 тур)

- У меня в ящике находятся разные предметы.. Помогите угадать, что это за предмет:

- В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон». Что это? (капли)

- В ящике то, что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» (мочалку)

- В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» (воздушный шарик)»

- В ящике то, что со слезами просил крокодил  в сказке «Телефон»»

   Мой милый, хороший, Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше

 - В ящике предмет, который вцепился в волоса в сказке «Мойдодыр»

 - Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило И кусало, как оса .  

К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.

- Давайте и мы повеселимся и станцуем.

Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.

Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

Карточка 1

— Вчера была сырая погода.

— А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 4

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 5

- Сколько тебе лет?
- Скоро восемь, а пока три.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

 «Работа в парах»

- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит                        Кушает детей                        

Воробей                        Проглотил солнце

Крокодил                        Спас Муху-Цокотуху

Комар                        Вылечил зверей

Медведь                        Вернул солнце  

Бармалей                        Съел таракана

- Ребята, а кто из вас знает, что такое рифма? (созвучие слов)

Вам необходимо закончить рифму из произведений К.И.Чуковского, но именно так, как она звучит у автора (вместе)

 У тебя на шее вакса,

У тебя под носом …

(клякса «Мойдодыр»)

И пришел к Айболиту барбос:
- Меня курица клюнула в

Нос «Айболит»)

И снова медведь: - О, спасите моржа!

 Вчера проглотил он морского … (ежа; «Телефон»).

Со слонами на ходу

Поиграли в  (чехарду;«Бармалей»)

Стыдно старому реветь

 - Ты не заяц, а … (медведь; «Краденое солнце»

И пришла к Айболиту лиса

 - Ой, меня укусила … (оса; «Айболит»)

Да, здравствует мыло душистое

 И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой … (гребешок; «Мойдодыр»)

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
"Вот вам телеграмма
От…( Гиппопотама!" «Айболит»)

 Учитель:

- Самое любимое слово у К.И.Чуковского – радость. «Рада детвора», «рада звериная семья», «рады девочки и мальчики, рады зайчики и белочки». Слово «радость» звучит в сказках К.И. Чуковского многократно. Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча тоже подарила нам радость – радость общения со сказками К.И. Чуковского. Постарайтесь сохранить чувство радости на всю жизнь.


Радость

Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.

То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли.

Куры стали павами,
Лысые - кудрявыми.

Даже мельница - и та
Заплясала у моста.

Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

- Попробуйте сегодня быть счастливыми. Улыбнитесь просто так. Увидите, как от вашей улыбки расцветает счастье на чужих лицах.

Рефлексия

- Перед вами чистый лист бумаги. Нарисуйте на нем солнышко, если вам понравилось сегодня на уроке, тучку – если что-то не получилось, и дождик, если совсем было скучно.

- А сейчас закройте глаза и попробуйте расслабиться. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Учитель:

- Наш урок подошел к концу. Надеюсь, что вы продолжите читать произведения К.И.Чуковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет....

Урок-игра по технологии для 1 и 3 классов

Общие: обучение планированию работы по образцу, повторение правил техники безопасной работы1 кл: Ознакомление с приёмом моделирования; обучение правильному расположению деталей на бумаге и аккур...

Обобщающий урок-игра по разделу "Поэтическая тетрадь 2" (3 класс, УМК "Школа России").

Игровая технология широко используется в начальных классах. Она обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении, что важно для младших школьников.  Урок-игра по теме "Поэтическая ...

Урок-игра по русскому языку для учащихся 4 класса "Веселые слова".

Русский язык - предмет очень сложный. Из личного опыта знаю, что учащиеся начальной школы предпочтение отдают математике. А русский язык требует больших усилий и стараний от ребенка, больше терпения и...

Урок-игра по русскому языку «Счастливый случай» 4 класс

Урок-игра по русскому языку "Счастливый случай" в 4 классе...

Урок-игра КВН на немецком языке для 4 классов

Цели:          Создать условия для оценки уровня сформированности УУД в рамках предмет и изучаемых тем, дл...