Урок по литературному чтению - 4 класс.
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Чич Зарема Заурбиевна

"Путешествие по сказкам А. С. Пушкина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_-_4_klass.docx652.95 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок по литературному чтению  в 4 классе

Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Учитель: Чич Зарема Заурбиевна
Цель. Обобщить знания детей по творчеству А. С. Пушкина, развивать интерес к чтению, к поэзии через приобщение к произведениям великого русского поэта.
Оборудование. Портрет А.С. Пушкина, рисунки детей, выставка книг, названия сказок на карточках, таблицы для проверки домашнего задания.

Ход урока.http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/93/92719/92719_html_mdfb9b87.jpg

На доске: портрет слово учителя., кроссворд.
1.Вступительное слово учителя:  
- Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А. С. Пушкина.Как вы думаете, какова будет
цель сегодняшнего урока?
-Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Ещё при жизни его называли незаходящим «Солнцем русской поэзии». Мы это на уроке с вами докажем. И хотя прошло уже больше 200
  лет со дня рождения поэта, люди разных поколений с любовью относятся к творчеству А. С. Пушкина.

2. Викторина по  творчеству поэта.
1)В каком году, какого числа и месяца родился А. С. Пушкин?
(6 июня 1799 г.)
2)Как звали родителей поэта? (
Сергей Львович и Надежда Осиповна)
3)К кому обращается А.Пушкин в этом отрывке?
«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.  (
 К няне Арине Родионовне)

4)Какие сказки А. Пушкина вы знаете?
(«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о золотом петушке»,  «Сказка о рыбаке и рыбке»,  «Сказка о царе Салтане»).

3. Проверка д.з.
-Сказку «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» мы читали на уроках в этом учебном году.
-И сегодня мы послушаем
выразительное чтение отрывков из этой сказки.
-Сейчас мы проверим, как вы внимательно читали сказку.
Работа в парах: заполни таблицу, ответь на вопросы.

Группа №1        Группа №2

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане»

Распредели по сказкам главных героев:

Царь Салтан, Гвидон, Елисей,три девицы, Соколко, Чернавка, ткачиха, повариха, 33 богатыря, зеркальце, Черномор, царевна-лебедь.

Группа №3

Узнай кто это? Из какой сказки?
«В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни
На ногах красные сапожки».
(Старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Сколько лет жил старик со старухой?
(30 лет и 3 года)
Чем закончилась сказка и почему?
(В наказание за ложь, жадность и трусость)

Из какой сказки А. Пушкина персонаж – золотой  петушок?
(«Сказка о золотом петушке»)

 Проверка выполненных заданий!

Учитель: А что такое присказка?

Присказка – это  шутливое вступление или концовка сказки, рассказа, иногда в виде прибаутки, поговорки.

Учитель:  А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по сказкам Пушкина. Но прежде немного разомнёмся и выполним физминутку.
(Перекрёстные шаги: противоположные встречные движения, сначала ладонь- колено, локоть - колено. Выполнять по 10 раз.
 4. Физминутка  

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она!
(Потягивания ,  руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания ,  руки в стороны.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

5. Работа над кроссвордом (на доске)

Вопросы по горизонтали:

1. Что «под косой блестит» у царевны Лебедь?
2. Кто зашёл к царице с сыном в палату, огласить указ царя?
3. Кто помог царевичу Елисею найти царевну?
4. Кличка собаки из «Сказки о мёртвой царевне»
5. Какой титул был у Гвидона?
6. Кто помогал старику выполнять все желания старухи?
7. Сколько раз закидывал старик невод?
Вопросы по вертикали:
1. Кто откусил кусочек отравленного яблока?
2. С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки?
3. Кто охранял старого царя Дадона от нападения врагов?
4. Кто так говорил: «Дурачина ты, простофиля!»
5. Что не заплатили бесы попу?
6. Как звали царя, который женился на одной из трёх сестер?
7. Тот, кого выудил из моря Балда?

 6. Игра «Узнай героя»

Хлопок, если герой есть в произведениях А. Пушкина.
Учитель: чёрт, колобок, братья–богатыри, комар, поп, кот Леопольд, царевна-лебедь, царь Салтан, сестрица Алёнушка, золотая рыбка, Чебурашка, русалка, золотой петушок, Гвидон.

Учитель: Филворд – это разновидность кроссворда, достаточно простая, но очень популярная головоломка. Решение кроссворда заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами найти слова, ведь искать слова легче, чем отгадывать их по мудреным вопросам, являющиеся ответами.

7.Найдите 11 героев сказок А.С. Пушкина. Слова могут располагаться по вертикали, по горизонтали и по диагонали.

Молодцы!

8. А теперь сопоставьте литературного героя со сказкой.

 - Гвидон – “Сказка о царе Салтане...”;

- Елисей – “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”;

- Чертенок – “Сказка о попе и работнике его Балде”;

- Звездочет – “Сказка о золотом петушке”;

- Столбовая дворянка – “Сказка о рыбаке и рыбке”.

9. Кто или что здесь лишнее.

 - Волшебное зеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок;

Какие сказки заканчиваются словами “Я там был; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил”.

- “Сказка о царе Салтане”;

- “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”;

- “Сказка о попе и работнике его Балде”;

- “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о рыбаке и рыбке”;

10. Сопоставь слово с его толкованием.

Лукоморье – морской залив;

- берег;

- полба – особый вид пшеницы;

- пава – самка павлина.

Рефлексия.

Составляем синквейн.

Правила написания синквейна

- 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

- 2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

- 3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

- 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-й строчке.

- 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-й строчке, обычно существительное.

Групповая работа: учащиеся составляют синквейн на тему “Сказки  Пушкина”

например:

1. Сказка.
2. Волшебные, удивительные.
3. Нравятся, увлекают, впечатляют.
4. Сказка ложь, да в ней намек.
5. Чудо…

Учитель: Молодцы!
Итог урока.

Внимательно читали сказки А. Пушкина. Я надеюсь, что они навсегда останутся в вашем сердце.  Молодцы!

 А  наш урок мы закончим отрывком замечательного стихотворения Алифиренко.

«Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!»…

Оценочная. Выставляются отметки.

 Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....