Урок литературного чтения 2 класс
план-конспект урока (2 класс)

Коваленко Лариса Вениаминовна

Тема: Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю.Мориц «Сто фантазий»

2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературного чтения

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Коваленко Лариса Вениаминовна

Учитель начальных классов МАОУ СОШ №19

Класс: 2  

Предмет: литературное чтение

УМК: развивающая система Л.В.Занкова  

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема:  Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю.Мориц «Сто фантазий»

Цель урока

Знакомство обучающихся с возможностью автора нарисовать образ, не существующий в реальной жизни, а читателя – вообразить этот фантастический образ.

Задачи урока

Образовательные: подготовить детей к разговору о природе «необычного», «смешного», в основе которой может лежать контраст; овладение навыками осознанного,  правильного и выразительного чтения.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся. 
Воспитательные: воспитывать чувство юмора как  эстетическое чувство.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научить определять тему и главную мысль юмористического произведения, учить сравнивать произведения. 

Метапредметные:

Познавательные: показать, что шутливый, юмористический образ невозможно создать без фантазии и воображения.

Коммуникативные:  учить умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре  и следовать им.  

Регулятивные: учить самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность.

Личностные: воспитывать в ребёнке отсутствие чувства страха перед высказыванием, пробудить в нём фантазию, укрепить творческую свободу.

Оснащение/ресурсы урока

-  В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова  «Литературное чтение». Учебник для 2-го класса. Часть 1;

- презентация к уроку на ИД;

- цветные карандаши;

- индивидуальные карточки  с заданиями.

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I этап. Мотивация к учебной  деятельности

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организационный момент.

1) Жужжащее чтение.

2) Речевая разминка.

- дыхательная гимнастика

- чтение блоков

- логические упражнения

Информация на ИД. Приложение 1(слайд 1 презентации к уроку)

Включение в деловой ритм. Проверяют готовность к

уроку. Настраиваются на урок.

Регулятивные: формирование умения выполнять учебное задание в соответствии с целью

Личностные: формирование мотивации к обучению

II этап.  Этап актуализации и пробного учебного действия.

Подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.

-Чтение стихотворения.

С нами смех.

Нам живётся лучше всех,

Потому что с нами смех!

С ним нигде не расстаёмся,

Где б мы ни были – смеёмся!

- Не случайно урок я начала с этих строчек. Как вы думаете,  о чём сегодня на уроке литературного чтения мы с вами будем говорить? Что мы будем сегодня делать?

(наблюдать, сравнивать, объяснять, делать выводы).

- Найдите в строчках с буквами слова-синонимы к слову смех.

Информация на ИД. Приложение 2(слайд2 презентации к уроку)

- Известно, что человек обладает пятью органами чувств.  Какими?

- К сожалению, орган, отвечающий за чувство юмора, обнаруживается не у всех людей.  Учёные всерьёз занялись исследованием смеха. Они выяснили, что когда человек покатывается от смеха, в его лёгкие поступает втрое больше воздуха. Разнообразные «хи-хи», «ха-ха» прекрасно тренируют голосовые связки. Минуту смеха по мощности можно к 45 минутам отдыха. Так что давайте смеяться на здоровье!

Учащиеся слушают, делают акцент на главной мысли, формулируют тему урока.

Высказывания детей.

Подбор синонимов к слову СМЕХ (юмор, шутка, улыбка, радость).

Работа в парах. Ответы проверить на ИД.

Ответы детей. (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние).

Ученик читает стихотворение наизусть.

Чтоб веселым стать,
200 грамм большой улыбки
Сразу нужно взять,
Небольшую банку смеха,
Счастья килограмм,
Метр радости, успеха,
Также нужно вам.
Удовольствия немножко.
И готово все у нас.
Принимать по чайной ложке
Через каждый час.

Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков,  умение ориентироваться в своей системе знаний 

Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу

Познавательные:

формирование умения ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: 

учить формулировать связный ответ на поставленный вопрос

 

Регулятивные:

формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой Предметные: учить

восприятию на слух текста в исполнении ученика

III этап. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.

Работа с текстом во время чтения.

Показ возможности поэзии  обнаруживать чудесное в обычном, отрабатывать навыки выразительного чтения.

- Но это не единственный рецепт отличного настроения. Тим Собакин и Юнна Мориц  расскажут, как безо всякого  волшебства обнаружить чудесное в обычном. Будьте внимательны! 

Работа со стихотворением Тима Собакина «Две коровы и коровка».

- Прочитайте название стихотворения? Кто автор? На что указывает знак *?

О каких коровах и коровках идёт речь?

- Прочитайте последнее предложение. Как поняли смысл последнего предложения: «Коровы – они будь здоровы!»

- Как вы думаете, почему автор выразил удивление именно такими словами: «Коровы – они будь здоровы!»

- Как надо прочитать эти слова?

Жужжащее чтение.

Чтение вслух.

Ответы детей (луговая корова, морская корова, божья коровка).

Ответы детей (автор удивляется, что в природе так много животных с таким названием).

Ответы детей (так смешнее получается).

Чтение стихотворения.

Регулятивные:

формирование умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: формирование умения:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- определять главную мысль текста;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные: формирование умения:

-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

IV этап. Выявление места и причины затруднения.

Осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний.

- Какое животное нарисовано художником так, как оно выглядит в природе?

- Почему художник так изобразил луговую корову?

-Какую корову художник не изобразил на рисунке?

Божья коровка.

Чтобы мы улыбались. 

Морскую корову.

V этап. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств  реализации учебной деятельности.

-Включите своё воображение и фантазию и попробуйте её нарисовать в качестве иллюстрации.

-А теперь посмотрите, как выглядят морские коровы в природе.

Справка для любознательных.   Информация на ИД. Приложение 3(слайд 3 презентации к уроку)

Игра «Несуществующие животные». 

Информация на ИД.

Приложение 4(слайд 4 презентации к уроку)

- На доске какой-то странный зверь. Как вы думаете,  в чём его необычность?

- Давайте пофантазируем и попробуем представить животных по их названию (хрюпекор, кенгуркроза, ракзебеж, котозавр).

Названия животных на ИД

Выявление знаний о морской корове. Анализ текста. Обсуждение.

Ответы детей. (животное похоже на различных животных)

Рассуждения детей.

Познавательные:

формирование умения осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

Физкультминутка.

Встаньте из-за парт.

Попробуйте изобразить ежа.

Как он  сворачивается в клубок?

Как извивается уж?

Покажите, как летает чиж.

Как ходит медведь?

Теперь вы гуси, вы идете на пруд, пришли, теперь поплавайте.

Изобразите хитренькую лисицу.

А теперь вы ученики, сели за парты.

Личностные:

формирование умения применять правила охраны своего здоровья

VI этап. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи. Продолжение

работы с текстом во время чтения.

Отработка навыка выразительного чтения; умение находить признаки стихотворения (рифмы).

-Ваша фантазия помогла вам создать смешной  образ  необычных животных, а вот у героя  Юнны   Мориц  сто фантазий в голове. Послушайте стихотворение, которое так и называется «Сто фантазий».

- Поделитесь впечатлениями. Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- А почему?

-У писателей есть свои приемы и способы, с помощью которых они могут создать фантастический образ. Один из способов, когда художник помещает его в узнаваемую нами реальность, окружает реальными деталями. Автор говорит «рыбка -  живоглот» (противоречие). А если бы поэт сказал – «рыбина», была бы другая картина?

-Какое в целом настроение создается в стихотворении:

  • радостное, жизнеутверждающее;
  • тревожное и тоскливое;
  • мечтательное, спокойное, чуть печальное?

-Как надо читать стихотворение:

  • весело, задорно;
  • серьезно, с убеждением, проникновенно;
  • негромко, печально;
  • громко, торжественно?

Дети внимательно слушают стихотворение.

Было смешно.

Рассуждения детей, доказательства с опорой на текст.

Регулятивные:

формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой

Познавательные:

формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием текста

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме при пересказе

Познавательные:

формирование умения соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

VII этап.  Включение в систему знания и повторения.

Включение  новых способов  в систему знаний, повторение, закрепление изученного.

- Найдите рифмы в стихотворении. Какие рифмы использует поэт?

- Вспомните, что предлагает сделать поэт в первой строфе?

- Сейчас вы пофантазируете в парах.

Задание: Используйте заданную для вас рифму и сочините продолжение стихотворения. Раздаются карточки с заданиями, в которых переставлены строчки четверостиший.

Я расту, а кашалот (1)
Хорошо нам с кашалотом (3)
Так проходит год за годом (4)
В банке у меня растёт. (2)


Вместе с этим бегемотом (1)
Нам с тобой победный гол (4)
Поиграем мы в футбол (2)
Кашалот забьёт в ворота (3)

- Попробуйте рассказать в прозе все фантазии мальчика. Такое может происходить в жизни?

Работа в парах. Пометки карандашом.

Проверка выполненной работы. Рифмы встретились парные и перекрёстные.

Он зовёт пофантазировать с ним вместе.

В парах дети составляют продолжение стихотворения, меняя строчки местами.

Проверка, чтение вариантов у доски.

-Нет, это небылица.

Пересказ стихотворения прозой  (работают два человека у доски)

Регулятивные:

формирование умения планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:  формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Коммуникативные:

формирование умения оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

формирование умения осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Личностные:

формирование умения высказывать свою жизненную позицию, выражать свои эмоции

VIII этап. Итог урока.

Подведение обучающихся к тому, что иметь чувство юмора необходимо для жизни.

- Как вы думаете, трудно придумывать смешные стихи?

-Что удивило, позабавило вас в стихах Тима Собакина и Юнны Мориц?

-Почему читателю тоже  необходимо чувство юмора?

Ответы детей.

- Тим Собакин обыграл слово «корова». Юнна Мориц придумала небылицу.  

-Чтобы понимать других, быть весёлым, быть добрым. Не обижаться на шутки. Уметь шутить, чтобы не обидеть другого.

Коммуникативные: формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Познавательные:

формирование умения формулировать несложные выводы, основываясь на тексте

IX этап. Рефлексии учебной деятельности на уроке.

Cамооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности.

- Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, которое соответствует вашему настроению после пройденного урока.

Личностные:

формирование  способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Приложение 1 (слайд 1 презентации к уроку)

1. Речевая разминка.

А. Дыхательная гимнастика. «В лифте» (поднимаемся на лифте на 10 этаж – повышаем голос, спускаемся – понижаем голос)

Б. Чтение блоков (хором)

Аг   ага   яга   яма   ява   Яна  

 сад! – суд – сед! – дед – бед!

ай  бай?  рай  лай?  лей  лес?

ам  сам!  дам  там? – нам! – наш

ау   ату   туш   уши?   шин  шит

аут   шут!   шуб   шум   ума!

В. Логические упражнения.

Составь новое слово, взяв у каждого второй  слог.

Змея, рама;

пуговица, молоток, лава;

укор, бузина, тина;

поворот, пороша, канава.

Приложение 2 (слайд 2 презентации к уроку)

оармтсмеклаоегпрдыосмехрлпог

овнутичрвоулыбканрисулвдгадж

уаюмграитчьваовлуюморшгпаькр

армистчшкбушуткамиакушубкаоп

хохостаопшащхотвуцмьилхохотш

рашуралвщвтчирадостьмгптищлч

Приложение 3 (слайд 3 презентации к уроку)

Справка для любознательных.

Морская корова – морское млекопитающее. Длина до 10 метров, весом до 4 тонн. Малоподвижное, беззубое, тёмно-бурое животное. Кормились коровы  водорослями, медленно плавая на мелководье. Держались морские коровы стадами, причём малышей они заботливо помещали в середину группы.

Описание: http://stat16.privet.ru/lr/0b10cdda46f8336f3fda118571164726

           

Приложение 4 (слайд 4 презентации к уроку)

Игра «Несуществующие животные»

Описание: http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=711422997-34-72&n=21



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока чтения во 2 «а» классе                                                                                                          учителя начальных классов    

МАОУ СОШ №19

                                                  Коваленко Ларисы Вениамиовны

      Каждый урок для ребенка - это маленькая жизнь. И прожить он должен эту "жизнь" с пользой для своего интеллектуального и духовного развития. Особую духовную нагрузку должны нести уроки литературного чтения. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей.      
     Тема урока: :  Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю.Мориц «Сто фантазий».

      Цель урока: познакомить учащихся с возможностью автора нарисовать образ, не существующий в реальной жизни, а читателя – вообразить этот фантастический образ.

При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи:
- образовательные:   подготовить детей к разговору о природе «необычного», «смешного», в основе которой может лежать контраст, противоречие, продолжить формировать основы читательской деятельности,;
а) читательские умения (знание фамилий авторов произведений, название произведения, тема и жанр чтения) и речевые умения;
б) навыки чтения (дальнейшее совершенствование темпа, правильности, осознанности, элементарной выразительности при чтении и в устных высказываниях);
в) обогащение речи учащихся средствами литературы;                                                                                         - развивающие: создать на уроке атмосферу задушевного разговора учителя с детьми; постоянно включать детей в самостоятельную активную деятельность (от воспроизводящей до творческой); помочь каждому ребенку включиться в коллективную работу, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;:

- воспитывающие: формировать эстетический вкус через чтение лучших образцов детской литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на юмористическое  в произведении, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам, сопереживания, воспитывать в ребёнке отсутствие чувства страха перед высказыванием, пробудить в нём фантазию, укрепить творческую свободу. Для того, чтобы достичь поставленных целей, урок вела так, чтобы каждый этап органически следовал друг за другом. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

Данный тип урока -  «открытия» нового знания -   включает следующие этапы урока:

1 этап – этап мотивация учебной деятельности – целью  которого  является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности; организационная  часть этапа подготавливает учащихся к включению в деловой ритм. На данном этапе в классе практикуется жужжащее чтение (пятиминутка), дыхательная гимнастика (задача – умение ровно и глубоко дышать – владеть дыханием и умение говорить звонко, громко, но без крика),чтение блоков (тренировка речевого аппарата, отработка навыка чтения целыми словами), упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения – логические задания.

 II этап - этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового знания. Моя задача состояла в том, чтобы подвести детей к разговору о смехе, его роли в жизни человека. На этапе прослеживается связь с уроками русского языка (нахождение и  выделение синонимов), окружающего мира (органы чувств).

 III этап –  этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи.

Работа с текстом во время чтения. Цель: показать возможность поэзии  обнаруживать чудесное в обычном, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Данный этап включает работу над  формированием читательских  умений предусмотренных программой:

 1. Выразительное чтение стихотворения. 2. Рисование картин к стихотворению.3. Какие чувства, настроение автор выразил в этом стихотворении? 4. Какими образными словами автору удалось передать свои чувства?

 IV этап - выявление места и причины затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний. Мы имеем представление о божьей коровке, о луговой корове.  А что же мы знаем о морской корове?

V этап - этап построения проекта выхода из затруднения. Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний. В стихотворение  речь идёт о трёх коровках.

Знаем мы что-нибудь о морской корове. Путём включения воображения и дополнительной информации, дети получают знания  о морской корове.

VI этап - этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи. Продолжение работы с текстом во время чтения. Цель: отработка навыка выразительного чтения; умение находить признаки стихотворения (рифмы). Мы продолжаем работу над  формированием читательских  умений предусмотренных программой. Включаем детей в систему анализа литературных приёмов (противоречие),  опираемся на имеющиеся знания (рифма), на основе которых осуществляем работу следующего этапа.

VI этап -  включение в систему знания и повторения. Цель: включение - новых способов  в систему знаний, повторение, закрепление изученного. Дети работали в парах, искали рифму в стихотворении, составляли продолжение, используя знания парной и перекрёстной рифмы. На данном этапе отрабатывались умения переводить строчки  рифмованного  произведения в прозу (умение оформлять мысли в устной форме).

VII этап - итог урока. Цель: подвести учащихся к тому, что иметь чувство юмора необходимо для жизни. Дети сделали вывод,  и я считаю, что мой урок достиг цели.

VIII этап -  рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Учитывая, что для младших школьников познание тесно связано с эмоциями, старалась вести урок эмоционально. Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
• словесные (рассказ учителя, учеников,  работа с текстом произведений);
• наглядные (мультимедийная презентация некоторых  этапов урока, карточки для работы,  в  парах);
• самостоятельная работа;  
• методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
      В ходе урока были использованы
различные формы работы учащихся:
- коллективная;                                                                                                                                                                                                     - творческая;
- индивидуальная,  в парах.
      На уроке, с целью активизации работы, были использованы
различные виды проверок: самопроверка с доски, проверка выполненной работы на слайдах презентации.
В ходе работы ребята показали хороший уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы. Использование
компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время. Для эмоционального восприятия материала я использовала межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме. Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики: артикуляционная и дыхательная гимнастика, подвижная. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.

Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что умеют находить отличительные черты лирического произведения, определять темы текстов, анализировать, сравнивать, видеть красоту поэтического  образа, выполняли задания с удовольствием. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...