Повторение и обобщение по теме "Устное народное творчество" Урок литературного чтения 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Урок закрепления знаний по теме "Устное народное творчество"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Повторение и обобщение по теме «Устное народное творчество» 2 класс «Школа России»
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 частях – М.: Просвещение, 2017
Урок закрепления знаний
Цель урока : актуализировать знания учащихся о видах устного народного творчества, изученных в разделе. Умение читать выразительно текст, различать жанры художественной литературы, приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
Этапы урока | Ход урока | Методы и приёмы работы учителя и учащихся |
1.Организационный момент (мотивация) | Приветствие.
| Дети встают, приветствуют, садятся. |
2.Сообщение темы и целей урока | Закончили изучение раздела «Устное народное творчество» Разъяснение значения каждого слова. -Кто из вас запомнил значение слов? Устное- создавалось до появления письменности, передавалось из уст в уста, от одного рассказчика к другому. Народное-авторство произведений не установлено, пересказывали на свой лад, каждый мог добавить что-то своё. Творчество –талантливые люди сочиняли эти произведения, фантазировали, проявляли творчество. | Учебник, с.13 (обсуждение, фронтальная работа с обучающимися) |
3.Актуализация знаний | Сегодня на уроке мы повторим, какие же Виды устного народного творчества мы уже изучили. Сегодня задания на цветных карточках. | Задание на листке: будем заполнять кластер, отмечать виды УНТ, которые уже знаешь |
4.Основная часть | ||
4.1.Песня | Русские народные песни о природе. В лирических песнях народ воспевал красоту природы. -Какое дерево самое любимое у русского народа? Берёза. В тетради мы писали, как ласково называет народ берёзу – берёзонька, рябину- рябинушка,иву- ивушка Колыбельные песни «Баю, баюшки баю, Не ложися на краю..» | Учебник, с.16 – чтение песен о берёзе и рябине.(индивидуальная работа) Помним, что читать надо плавно, напевно, как песню Отметим в кластере песня Прочитаем хором по памяти |
4.2.Пословица | Русский народ ценил в человеке лучшие качества : трудолюбие, умение дружить, честность, любовь к Родине. Наблюдая за природой и жизнью человека, люди делали выводы, давали мудрые советы. -Кто скажет, как называются такие мудрые народные выводы и советы? Так рождались русские народные пословицы. Русские пословицы – меткие мудрые выражения. Найдите пословицу о труде. (Чтобы хорошо выполнить работу или задание, надо потратить много времени и усердия, а на отдых останется всего час, но зато ты будешь доволен хорошим результатом) | Учебник, с.26-27. Задание на карточке «Пословицы рассыпались. Собери их» (работа по карточкам, проверка после выполнения) Читают пословицы. Оранжевые карточки с пословицами.(индивидуальная работа) Находят пословицу о труде (обсуждение смысла пословицы) Находим в кластере слово пословица |
4.3.Потешка | Наш народ хорошо и много трудился на своей земле., но и отдыхать любил так же хорошо, задорно и весело. Люди сами придумывали себе развлечения, например Потешки. -От какого слова протешка? (потешать, развлекать) | Повернитесь друг к другу «Ладушки» (работа в парах) Учебник, с.20 потешки. Жёлтые карточки с текстами потешек. (индивидуальная работа ) Кластер, отмечаем слово «потешка» |
4.4.Прибаутка | Прибаутки читают по ролям, развлекая и забавляя слушателей. | Учебник, с.21, выразительно читать прибаутки.(работа в парах) Кластер, отмечаем слово «прибаутка» |
Физминутка «Как живёшь?» | Ученица проводит физминутку-прибаутку | |
4.5.Небылица | Что такое небылица? То, чего не бывает, фантазия, вымысел, перевёртыши | Учебник, с.23 Выразительное чтение на листочках (индивидуальная работа) Голубые карточки с текстами небылиц. Кластер, отмечаем слово «небылица» |
4.6.Считалка | Дети помогали взрослым в труде, умели косить траву, ходили за водой, топили русскую печь, но и очень любили играть, как все дети! Чтобы выбрать водящего и не поссориться, что придумывали дети? | Кто помнит считалочку и посчитает ребят в классе. Индивидуальные выступления детей с классом. Учебник, с.22, выразительно читать считалки. Кластер, отмечаем слово «считалка» |
4.7.Скороговорка | Дети поиграли, сели на лавочку отдохнуть. На розовом листочке у детей написано предложение. -Что это? Скороговорка. Такой набор звуков, который мешает говорить плавно, надо постараться, чтобы не сделать ошибок. Дети соревнуются в чтении скороговорок | Выразительное чтение с листка. Розовый листок со скороговорками.(индивидуальная работа учащихся) Кластер, отмечаем слово «скороговорка» |
4.8.Сказка | Долгими зимними вечерами любили дети слушать Сказки. Это самый любимый вид устного творчества. -Почему? | Учебник, с.63 выделить в сказке Зачин, концовку и присказку.(работа со страницами учебника) |
4.9.Книжная выставка | Обратить внимание на детские книжки, где мы можем прочитать эти замечательные произведения. | Рассматривание книжной выставки на доске. |
5.Итог урока. Вывод. | -Посмотрите, как много мы повторили видов устного творчества. -Назовите виды устного народного творчества, которые мы с вами сегодня повторили. -О творчестве какого народа мы говорили? (Речь русского народа яркая, образная, певучая, поэтическая. Мы продолжаем изучать и активно пользоваться богатым запасом русского поэтического языка, чтобы наша речь всегда была яркой, правильной, красивой.) | Завершить выбор видов устного народного творчества в кластере (самооценка) |
6.Рефлексия | -Кому урок запомнится? -Кто из вас понял, что может самостоятельно назвать виды устного народного творчества? | |
7.Организационный момент | Дети, урок закончен |
Приложение
- Вспомни произведения устного народного творчества. Какие тебе знакомы?
- Пословицы рассыпались. Собери их.
3.Небылицы
Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. А за нею во всю прыть, Тихими шагами Волк старался переплыть Миску с пирогами. | Ехала деревня Мимо мужика, Вдруг из-под собаки Лают ворота. Дубина выбегает С мальчиком в руках, А за ним тулупчик С бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах На пожар спешат. | Из-за лесу, из-за гор Едет дедушка Егор: Сам на лошадке, Жена на коровке, Дети на телятках, Внуки на собачках | По поднебесью, братцы, Медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит. Свинья на ели гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела, Милых деточек, поросяточек. Поросяточки по сучкам висят, По сучкам висят, полететь хотят |
4.Потешки
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, - Маму, дочка, слушайся. | Шла лисичка по мосту. Несла вязанку хворосту, Вытопила баньку, Выкупала Ваньку, Посадила в уголок, Дала сладкий пирожок. | Вова, Вова-карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается: ---Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя! | Ах ты, совушка-сова, Ты, большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела – Во траву свалилася, В яму покатилася! |
5.Скороговорки
Сшила Саша Саньке шапку.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку.
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
Два щенка, щека к щеке щиплют щётку в уголке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс
На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...
Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"
•Задания для команд использовались с интернет портала Pro Школу.ru (презентация Никандровой А. Л. по теме «Страна далекого детства»)...
Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"
К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...
Обобщение по разделу "Страна детства". Литературное чтение. 4 класс. УМК "Школа России"
К конспекту урока прилагаются задания для команд. Для конспекта урока использовала материал коллег с портала "Про школу точка ру"...
Повторение и обобщение изученного «Чему мы научились во 2 классе»
Урок построен в необычной форме и посвящён прошедшему времени году – лету. Выполняя задание, откроется часть картинки и учащиеся прочтут летнюю примету. ...
Конспект урока по литературному чтению c применением новых образовательных технологий. "Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»". 1 класс.
Данная технологическая карта разработана с использованием системы ProCla...
Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова...