Урок обобщения и систематизации знаний по литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Урок для 4 класса. Обобщение и систематизация знаний о сказах П.П.Бажова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazj_bajovapp.docx | 33.35 КБ |
dop_mat.docx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Масло Ирина Игоревна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 232 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Проект урока обобщения и систематизации знаний по
литературному чтению «Сказы Павла Петровича Бажова» , 4 класс
Тема: Сказы П.П. Бажова | Тип: урок обобщения и систематизации знаний | |||
Цель: Создать условия: для формирования умения формулировать обобщенные выводы по прочитанным произведениям, анализировать, обобщать, сравнивать различный материал, устанавливать связи между биографией и произведениями писателя с помощью дополнительных знаний. | ||||
Планируемые результаты: | ||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
|
|
| ||
Межпредметные связи: окружающий мир, история и культура Санкт-Петербурга, история, изобразительное искусство, русский язык. | ||||
Ресурсы урока: книги П.П. Бажова, авторское учебно-методическое пособие «Сказочный Урал», толковые словари, полезные ископаемые (самоцветы), физическая карта России. | ||||
Ход урока | ||||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности обучающихся: | |||
Мотивация познавательной деятельности | ||||
- Сегодня на уроке нам понадобятся: физическая карта России, толковые словари, протрет и книги Павла Петровича Бажова, полезные ископаемые. О чем пойдет речь на уроке? - Мы работали с произведениями П.П. Бажова и у нас возникли вопросы и даже споры при анализе произведений. | - Опираясь на приобретенные знания, отвечают на вопросы учителя, домысливают о теме урока и содержании. | |||
Актуализация необходимых знаний | ||||
- Помогает вспомнить, где происходят действия произведений П.П. Бажова. Какие вопросы возникли во время работы. (К какому жанру относятся произведения? Что это рассказы или сказки, а может быть мифы? Почему рассказ идет от лица дедушки? Кто он?) - Учитель помогает сформулировать тему урока и цель. | - Опираясь на приобретенные знания, отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока и цель урока. | |||
Организация познавательной деятельности | ||||
- Для того, что бы ответить на все вопросы мы посетим родину Павла Петровича Бажова и совершим путешествие по сказочному Уралу. (Далее погружение с помощью презентации). - Давайте вспомним, какие горы называют Уралом и чем они славятся (работа с физической картой и презентацией). - Почему называют «Каменным поясом»? - А почему в народе их так назвали, мы узнаем из «Легенды о Каменном поясе» [1]. (Чтение легенды вслух со слайда презентации). Анализ легенды: - О чем говорит легенда? - Что было у богатыря в поясе? - Так как вы думаете, чем славится Урал? - О богатстве Урала ходят легенды. Более 800 различных минералов хранятся здесь. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. - Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды и драгоценные камни, но и выплавлять металл, и выполнять различные изделия из камня. - Что значит слово самоцветы? ( Организует работу с толковым словарём, проверка - переход по ссылке в слайде презентации на сайт) [2]. - Самоцветами называют драгоценные и полудрагоценные камни. Самоцветный камень - это камень блестящий, прозрачный, с красивой окраской. Урал - родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней. [3] - Определите, что это за самоцвет? (Малахит). Его добывали еще в древнем Египте и выполняли различные изделия детские амулеты и даже косметические и глазные мази… В России этот камень считался драгоценным и из него делали украшения, в том числе и пуговицы. (зрительный ряд, по возможности натуральный камень). - После находки больших глыб камня, малахит стали использовать для отделки крупных изделий. - Есть такие произведения в нашем городе. Определите, где видели, где находится? (Работа в микрогруппах по определению ответов на фото-загадки) [4]. - В Исаакиевском соборе им облицована часть колонн алтаря, а в Зимнем дворце малахитом отделаны Малахитовый и Георгиевский залы. Давайте рассмотрим самоцветы. Какой насыщенный цвет! Как прекрасен узор!? Настоящее произведение искусства! А кто создал такую красоту? ( Природа) Уральские камнерезы еще в далекие времена понимали, что каждый цветной камень уже является произведением искусства, созданным природой. Он - уникален. И нужно только внимательно всмотреться, уловить, понять художественный замысел природы, помочь выявить его, придать форму не нарушив уникальности и природного замысла. - Что мы можем сказать о людях населявших Урал? Как они относятся к природе? Как природа будет относиться к таким людям? - Уральцы гордятся своей чудесной природой гор и их богатствами, пещерами и историей своего края. Но гордятся они и своим земляком Павлом Петровичем Бажовым - уральским сказочником, прославившим свой край, его людей, его легенды и предания на весь мир. - Павел Петрович Бажов родился в уральском городке Сысерть, в 1879 году в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова. Детство мальчик провел среди горнорабочих и старателей. Урал в то время был краем легенд. Рабочие, которые спускались под землю, чтобы добывать малахит, слюду и старатели, которые искали в уральских горах золото, населили этот край таинственными и могущественными существами, которые иногда помогали, а иногда мешали людям. - Особым мастером рассказывать легенды о чудесных мастерах был один из старых горняков. Сысертские мальчишки любили прибегать к сторожке на Думную гору к дедушке Слышко (так его звали из-за его вечной присказки "Слышь-ко"), чтобы послушать его рассказы, а этих рассказов он знал множество [5] - Где в произведениях мы встречаемся с дедушкой Слышко из сказочного детства Бажова? Самое высокое место в окрестностях - Гора Азов. Народные предания донесли до нас, что в этих местах жили разбойники, прятавшие свои сокровища в пещерах и подземельях. По одной из легенд жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Его любили люди. Он грабил только купцов да других богачей, а деньги раздавал бедным людям. (О ком напоминает легенда? С каким героем можно сравнить? ) Еще говорили старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. [6] - Девке Азовке скучно сидеть в пещере одной, но людям на глаза она не любит показываться. Чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видели этот огонек, девку искали, но не нашли. - Старатели рассказывали легенды о Малахитнице - хозяйке всех подземных сокровищ, которую в народе уважительно называли "Сама", о других волшебных существах, живших под землей, в горах (опора на иллюстративный материал художников-иллюстраторов). - Так и проходило детство Бажова среди горнорабочих окутанное легендами и преданиями. - Первой удивительной книгой была «Малахитовая шкатулка» [7]. - До конца жизни писатель пополнял драгоценную свою «шкатулку». За последние четырнадцать лет жизни Бажов написал 56 произведений. "Малахитовая шкатулка" была переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего на 100 языков мира. | - Анализ полученной информации. - Опираясь на знания из курса окружающего мира, анализируют и отвечают на поставленные вопросы. - Читают и производят анализ легенды. - Систематизируют и сравнивают, устанавливают причинно-следственные связи предмета окружающего мира и других предметов, связь с жизнью. - Дают лексическое значение слова «Самоцветы». Предполагают его происхождение. (Работа в парах с толковым словарем). - Фото-загадка. Обсуждение в микрогруппах. Учащиеся пытаются, опираясь на свои знания о опыт определить достопримечательность Санкт-Петербурга. - Рассматривают самоцветы, определяют откуда они могли появиться. - Анализируют и обобщают знания о профессии – камнерез. Выстраивают причинно-следственные связи между природой и человеком. - Погружаются в быт народа, через: биографию Павла Петровича Бажова, через его переживания, игры, сказания народа, легенды края, чудесных мастеров и тд. - Анализируют и систематизируют знания произведений Бажова, устанавливают причинно-следственные связи автора, от лица которого ведется рассказ и биографии автора. - Обсуждают вопрос в парах. Проведение аналогий с легендами других народов. | |||
Подведение итогов, обобщение полученных знаний. | ||||
- Вот мы с вами и совершили путешествие в сказочный мир Урала, познакомились с Павлом Петровичем Бажовым. - Какое впечатление он на вас произвел Урал? - Давайте систематизируем и обобщим полученные нами только что знания. - Мы много раз говорили с вами, что очень большую роль в жизни великих людей играет их детство, родители. Как вы думаете, что помогло донести до нас П.П. Бажову такие замечательные произведения? - Обобщение и систематизация с помощью создания кластера фронтально на доске, в центре которого П.П.Бажов и его произведения (Уральский край, семья, легенды и предания, горы и самоцветы и тд.) [8] - И возвращаемся к тем произведениям, с которыми знакомились. - Проанализируйте все изученные произведения и ответьте на вопросы в микрогруппах: 1). Какие истории рассказывает автор сказочные или истории из жизни? 2). Какой стиль речи в произведениях? 3). Кто рассказывает эти истории? 4). Кто герои произведений? Во что они верят? 5).Что символизируют фантастические герои в произведениях? [9]. - Ответы по одному вопросу от каждой группы, дополнения остальных учащихся. (Истории из жизни. Рассказывает дедушка Слышко. Стиль разговорный, так как неправильно строятся предложения, встречаются диалектные слова (т.е. слова употребляемые жителями той или иной местности), много слов разговорных. Герои верят в чудеса и сказки, не стремятся к богатству. Фантастические персонажи символизируют силы природы.) [10]. - Являются ли произведения П.П.Бажова сказками или рассказами? (вопрос, на который дети не смогли ответить на предыдущих уроках)? Почему? Давайте вспомним признаки сказки, признаки рассказа. - П.П. Бажов ввел новый литературный жанр – сказ. - И мы с вами уже почти определили, что это такое, осталось только сформулировать. Попробуйте это сделать в микрогруппах [11]. - Итак, как называются произведения Бажова? Что такое СКАЗ? А теперь проверим, как хорошо вы знаете сказы П.П. Бажова. | - Систематизируют и обобщают полученные знания. Описывают свои эмоции и впечатления после погружения в мир сказочного Урала. - Выдвижение причин создания Бажовым своих произведений, установление причинно-следственных связей историей, культурой и традициями Уральского края. Создают вместе кластер. - Анализируют прочитанные произведения и делают выводы, опираясь на полученные знания биографии автора и среды его окружения. - Работают в микрогруппах, отвечая на вопросы. Анализируют и устанавливают связи между рассказчиком, стилем его речи, героями произведений, их желаниями и мечтами, опираясь на полученные знания от прочтения и анализа на предыдущих уроках. - Пытаются ответить на проблемный вопрос всех уроков по произведениям этого автора. Сравнивают, опираясь на знания признаков сказки с произведениями Бажова. - Определяют понятие «сказ». Формулировка понятия в микрогруппах с помощью выделенных признаков произведений Бажова и толкового словаря. | |||
Диагностика достижения планируемых результатов. | ||||
Викторина по знанию содержания произведений П.П.Бажова: 1. Кто такая Дарья Григорьевна? (Даренушка) 2. Кто такая Голубкова невеста? (Марьюшка) 3. В каком произведении мы встречаемся с Ланко Пужанко? 4. Главным героем какого произведения является Федюнька? (Огневушка-Поскакушка) 5. Как на самом деле звали деда Кокованю? 6. О ком идет речь: «как идет, так даже на самом мелком песке следов не оставляет. Трава, и та под ней не гнется…» (голубая змейка) 7. Кто так говорил: «Правильно говорит, правильно!» (Муренка) 8. О ком идет речь: «У него на правой ноге серебряное копытце. В каком месте им топнет - там и появится дорогой камень..» (козел Серебряное копытце) 9. Чем занимался Кокованя? 10. Где происходит действие обоих произведений? (г Полевск, Полевский завод) 11. Иллюстрации Максима Митрофанова. [12]. Самооценка. (Каждый ученик оценивает свои знания и показывает свою самооценку с помощью рук) [13] - Оценка достижения поставленных задач урока. Помогает сделать выводы и определить результат решения поставленных целей. - Справились ли мы с поставленной целью? Ответили на спорные вопросы? С каким новым литературным жанром познакомились? - Что открыл П.П. Бажов для всех нас и для каждого из вас? (Павел Петрович Бажов своими произведениями открыл миру уральский быт, легенды и язык народа. В них жизнь и работа уральских мастеров переплетается с вымышленными, фантастическими героями.) Какая главная мысль произведений Бажова? Что он хотел сказать своими Сказами? [14]. - Самооценка. Ситуация успеха. ( Каждый ученик оценивает свои знания, работу на уроке и показывает свою самооценку «+» - отлично, «+/-» - что-то не получилось, «-» - не доволен, награждается ящеркой.) - Довольны вы нашими сегодняшними результатами? - Захотелось ли вам прочитать и другие сказы Бажова? - Ящерица, в нашей культуре, символ духа гор, гармонии с окружающим миром и с самим собой. Ваши ящерки волшебные. Закройте глаза и загадайте желание, которое бы вы хотели попросить у самой Природы. | - Анализируют и оценивают свои знания произведений П.П.Бажова, как по знанию героев произведения, их описанию, реплик, места, где происходит действие, так и по иллюстрациям Максима Митрофанова. Фронтальная работа с обратной связью (работают все и показывают свое согласие или не согласие с отвечающим + или -, ставят себе +, если справились, ответили верно.) Правильно отвечающие ученики награждаются волшебной ящеркой. - Оценивают свои знания: 12-11 «+» - Отлично! Умница! 10-8 «+» - Хорошая работа! 7 и меньше «+» - Стоит внимательнее читать и анализировать произведения). - Обобщают все прочитанные произведения. - Делают выводы о проделанной работе. Анализ достижения поставленных целей и задач. - Самооценка. Прогнозирование дальнейшей работы с автором. Награждение всех участников урока ящеркой. Загадывают желание. | |||
Библиография
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция развития литературного музея "Сказы Павла Петровича Бажова"
Основными целями создания литературного мзея в нашем общеобразовательном учреждении являются приобщения детей к литературе как искусс...
Урок обобщения и систематизации знаний "Перенос слов", 1 класс, Образовательная система «Школа 2100»
Урок обобщения и систематизации знаний способствует приведению в единую систему полученных по этой теме знаний....
В гостях у Хозяйки Медной Горы. Радуга сказок Павла Петровича Бажова.
Сценарий внеурочного занятия по творчеству П.П. Бажова. Методическая разработка включает в себя рассказ о жизни и творчестве писателя, о сокровищах Урала, литературную игру по сказам Бажова. Занятие с...
конспект урока по теме: "Систематизация знаний и умений по теме "Текст" 2 класс"
технологическая карта урока...
Урок-игра "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном" (Школа России) 3 класс
Урок построен в форме игры "Крестики-нолики"...
Урок обобщения и систематизации знаний по математике по теме "Четырёхзначные числа"
Урок обобщения и систематизации знаний по математике по теме "Четырёхзначные числа" с элементами краеведения. Проект урока подходит для использования по любому УМК....
Презентация "Краткая Биография Павла Петровича Бажова" к уроку литературного чтения в 4 классе.
Презентация"Краткая Биография Павла Петровича Бажова"к уроку литературного чтения (4 класс)....