Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_prgramma_po_rodnoy_literature_4_b_klass-novaya.docx65.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

«Литературное чтение на родном языке»

  УМК «Планета знаний»

4 класс

    2020-2021 учебный год

( 1 час  в неделю – 34 часа)

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373, и внесёнными в него изменениями (Приказ Министерства образования и науки РФ №1241от 26.11.2010г.,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №2357от 22.09.2011г.,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ№1060 от 18.12.2012г.,
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №507, от 18.05.2015 года
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.2015года;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы;
  • Учебно - методический комплект «Планета знаний» (сборник). – М.: АСТ: Астрель, 2012, изданный под общей редакцией И.А.Петровой.;
  • Учебного плана МБОУ «ЦО №5» города Тулы Зареченского района на 2019-2020 учебный год.

При работе по данной программе используется следующая методическая и учебная литература:

Кац Э. Э. Литературное чтение. 4 класс. Учебник. В 3 ч.- М.: АСТ: Астрель, 2019г.

Кац Э.Э. Литературное чтение. 4 класс. Рабочие тетради № 1, № 2,3.- М.: АСТ: Астрель, 2019

Кац Э.Э. Обучение в 4 классе по учебнику «Литературное чтение»: программа, тематическое планирование, методические рекомендации./ Э.Э. Кац – М.: АСТ: Астрель, 2019

Кац Э.Э. Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы к учебнику

Лагутина Е. В. Сборник текстов для проверки техники чтения 1-4 классы, М.: Издат-Школа, 2016

  1. Цели курса:
  • формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
  • воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
  1.  Задачи:
  •  формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
  • формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
  •  воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
  1. Общая характеристика

Учебный предмет  «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.

Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литературного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.

В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

«Язык и культура» – даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной)  ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.

«Речь. Речевая деятельность. Текст» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам

высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации  художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века

  1. Место учебного предмета  в учебном плане

В соответствии с  учебным планом и примерной программой предмет  «Литературное чтение» изучается в 4  классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов.

  1. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
  • восприятие русского языка как явление национальной культуры;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание языка как основного средства человеческого общения;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  
  • способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
  • овладение словами речевого этикета;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • уметь  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  •  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
  •  уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

  •  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • определение общей цели и путей ее достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •  готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:

Обучающийся научится:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  •  создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  •  восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
  •  приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
  • оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
  •  определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;  работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта

В результате изучения курса в 4 классе 

Обучающийся научится:

  • овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  1.  Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

Язык и культура.

Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение.  Речевая (коммуникативная) ситуация.Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации

Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь.синонимов. Словарь языка писателей.

Речь. Речевая деятельность. Текст

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части.  Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

  1. Содержание учебного предмета

Мифы

Шумерский миф; древнегреческий миф; славянские мифы.

Древнегреческий миф «Царь Мидас».

Народные сказки

Русские сказки; армянская сказка ; итальянская сказка; индийская сказка

Былины

Н. Асеев «Илья»; былина: «На заставе богатырской».

Авторские сказки

А. Пушкин ; К. Чапек ; Р. Киплинг; Н. Гумилёв.

Басни

И. Крылов; И. Дмитриев ;А. Измайлов ;Томас де Ириарте «Утка и змея»; ЦиприанГодебский «Дуб и деревца».

Слово о родной земле

М. Лермонтов С. Есенин; М. Пришвин .А. Плещеев «Летние песни»; Н. Рубцов «Тихая моя родина».

О прошлом Родины

 А.П.Гайдар «Тимур и его команда» Характеристика героя произведения

Прошла по земле война

К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»;

А. Ахматова «Памяти друга».

 О добре и красоте

С. Есенин «Черёмуха»; Б. Пастернак «Тишина».

Мир детства

Н. Некрасов; Л. Толстой; И. Бунин ; А. Плещеев «Детство»; И. Суриков «В ночном».

Удивительные приключения

Р. Распэ ; Д. Свифт . Т. Крюкова «Хрустальный ключ» .

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Технические средства и ИКТ

  • Интерактивная доска «SMARTBOARD»
  • WiFi с  доступом к сети Интернет
  • Мультимедиа
  • Электронная библиотека

Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
  • Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
  • Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
  • Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
  • Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
  • Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа:http://www.standart.edu.ru
  • Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
  • Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru

Календарно-тематическое планирование по курсу

«Литературное чтение на родном языке»

 4 класс

  УМК «Планета знаний»

    2019-2020 учебный год

( 1 час  в неделю – 34 часа)

№ уроков

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

урока

Результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

«Язык и культура общения» (9 ч)

1

Мифы. Шумерский мифы

Урок изучения нового материала

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о  произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста

Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности.  

2

Мифы. Древнегреческий мифы;

Урок изучения нового материала

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о  произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста

Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности.  

3

Мифы. Славянские мифы.

Урок изучения нового материала

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению

Понимать общность нравственных категорий (добра и зла) у разных народов. Составлять личное мнение о  произведении, выражать его на доступном уровне, высказывать своё суждение об нравственной ценности текста

Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей);

Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности.  

4

Знакомство с особенностями русского языка на основе фольклорныхпроизведенийЗагадки , пословицы, поговорки

Урок изучения нового материала

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению Определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин.

Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности.

Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами

 

5

Русские народные сказки. «Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Морской царь и Василиса Премудрая».

Урок изучения нового материала

Русские народные сказки.. Произведения устного народного творчества

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение);

Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах

6

Русские народные сказки. «Марья Моревна», «Семь Симеонов», «Морской царь и Василиса Премудрая».

Урок изучения нового материала

Русские народные сказки.. Произведения устного народного творчества

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение);

Чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности, понимание чувств других людей и сопереживание им.

Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах

7

Сказки народов мира: армянская сказка, итальянская сказка,  индийская сказка

Урок-практикум

Зарубежные сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя.

Толерантное отношение к представителям разных народов, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).

8

Сказки народов мира: армянская сказка, итальянская сказка,  индийская сказка

Урок-практикум

Зарубежные сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя.

Толерантное отношение к представителям разных народов, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование.

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).

9

Былины

Н. Асеев «На заставе богатырской».

Урок-исследование

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки героев; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою;  сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Уметь определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами. Определять особенности сказок, выделять ключевые слова. Развивать умения различать последовательность событий и последовательность их изложения.

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

 Вести устный диалог, слушать собеседника.

«Речь. Речевая деятельность. Текст» (25 часов)

10

Авторские сказки. Сказки А.С.Пушкина.

Урок изучения нового материала

Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять поступки героев; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла). Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).

11

Авторские сказки. Сказки А.С.Пушкина.

Урок изучения нового материала

Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять поступки героев; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

Осознавать литературу как часть мировой и личной культуры, понимать общность нравственных категорий (добра и зла). Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности).

12

Авторские сказки.

 К. Чапек «Большая докторская сказка»

Урок изучения нового материала

Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: работать с толковым словарем;  высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Использовать речь для регуляции своего действия.

Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

13

Авторские сказки.

 К. Чапек «Большая докторская сказка»

Урок изучения нового материала

Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: работать с толковым словарем;  высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Использовать речь для регуляции своего действия.

Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

14

Авторские сказки.

Р. Киплинг «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави»

 Н. Гумилёв

Урок изучения нового материала

Авторские сказки.

Связь названия с темой текста, мысль текста

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь выделять смысловые части сказки,  формулировать вопросы, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

15

Басни.

И. Крылов.

 И. Дмитриев.

А. Измайлов.

Комбинированный урок

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль басни; анализировать поступки герев; анализировать произведение; определять главного героя  басни. Мораль басни, аллегория.

Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Анализировать  текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план.

Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

16

Томас де  Ириарте «Утка(селезень) и змея.

Циприан Годебский «Дуб и трость».

Комбинированный урок

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль басни; анализировать поступки герев; анализировать произведение; определять главного героя  басни. Мораль басни, аллегория.

Эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Анализировать  текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план.

Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

17

О добре и красоте.

И. Бунин ; «Матери»

Комбинированный урок

  • Произведения классиков литературы. Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи,

учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

 Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

18

О добре и красоте.

А. Плещеев «Детство»;

Комбинированный урок

  • Произведения классиков литературы. Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи,

учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

 Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

19

О добре и красоте.

И. Суриков «В ночном».

Комбинированный урок

  • Произведения классиков литературы. Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи,

учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

 Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация,

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

20

О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Знакомство с произведением.

Урок-практикум

Произведения о детях. Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение.  Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний  Характер героя, его поступки и их мотивы

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою;  сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Представления о моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, понимание чувств других людей и сопереживание им.

самостоятельно формулировать тему и цели урока.

строить рассуждения.

 Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану.

21

О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика героя произведения

Урок-исследование

  • Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний  Характер героя, его поступки и их мотивы

Уметь: работать с толковым словарем;  выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени;  выражать свое отношение к герою произведения;  доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями,

вычитывать текстовую информацию.

22

О прошлом Родины. А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика героя произведения

Урок-исследование

  • Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний  Характер героя, его поступки и их мотивы

Уметь: работать с толковым словарем;  выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени;  выражать свое отношение к герою произведения;  доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Уметь слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями,

вычитывать текстовую информацию.

23

Прошла по земле война. К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…»;

Урок-практикум

  • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
  • Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями
  • Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины. Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи

Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

24

Прошла по земле война. А.Твардовский «Рассказ танкиста»,

А. Ахматова «Памяти друга».

Урок-практикум

  • Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
  • Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями
  • Осознавать связь с жизнью своего народа и Родины. Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи

Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

25

Слово о родной земле. Лирическое произведение.

С. Есенин «Черёмуха».

Урок развития умений и навыков

  • Произведения классиков литературы. Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

Знать: произведения Сергея Есенина для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; выделять 
в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

  • Чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи,

учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация.

26

О добре и красоте

Б. Пастернак «Тишина», «Снег идет», «За поворотом»

Урок-практикум

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

  • Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности
  • Чувство любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений

27

О добре и красоте

Б. Пастернак «Тишина», «Снег идет», «За поворотом»

Урок-практикум

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

  • Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности
  • Чувство любви к живой природе, бережное отношение к ней, эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений

28

Мир детства Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Урок-практикум

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

  • Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. Иметь познавательную мотивацию учения.

Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Составлять план и последовательность действий.

29

Л. Толстой, «Акула», «Прыжок»

Урок-практикум

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

  • Испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой, стремиться к углублению своих знаний, расширению кругозора. Иметь познавательную мотивацию учения.

Внутренняя позиция на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Составлять план и последовательность действий.

30

Удивительные приключения Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».

Урок обобщения и систематизации знаний

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
  • Уметь при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
  • Представления о моральных нормах; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
  • Высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

31

Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Т. Крюкова «Хрустальный ключ». Краткая аннотация произведений.

Урок обобщения и систематизации знаний

  • Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения
  • Уметь при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.
  • Представления о моральных нормах; ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей; регулирование поведения в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями.
  • Высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

32-34

Резерв.

Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Т. Крюкова «Хрустальный ключ». Краткая аннотация произведений. Характеристика главных героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса

Рабочая   программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...

Рабочая программа по литературное чтение на родном языке(русском) 3класс

Данная программа составлена в соответствии ФГОС для 3класса....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс

Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)»  Начальное общее образование (1-4 к...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном  языке (русском)» разработана на основании  Примерной образовательной программ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...