Рабочая программа по литературному чтению на родном языке( русском) для 1-4 классов ( ФГОС-3) на 2021-2022 уч. год
рабочая программа по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основании Примерной образовательной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке( русском) для образовательных организаций, реализующих программы НОО под редакцией :
Кузнецова М. И. Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._lit._cht._na_rodnom_2021-22_-_gotovo.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ______________ «_____»________________20___г | «Утверждена» Приказом № _______ от «_____»______________20____г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2021 - 2022 учебный год
Предмет: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)
Учитель:
Класс: 4 Б
Количество часов в классе: 1 час в неделю, всего 35 часов в год
«Согласовано»
Руководитель МО _________________
«______» _________________ 20____ г.
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» разработана на основании Примерной образовательной программы учебного предмета «литературное чтение на на родном ( русском) языке для образовательных организаций, реализующих программы НОО под редакцией :
КУЗНЕЦОВА М. И. д.п.н, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва
РОМАНОВА В. Ю. к.п.н, старший научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, г. Москва
РЯБИНИНА Л. А. заместитель директора по аналитической и методической работе КГКСУ «Центр оценки качества образования», г. Красноярск
СОКОЛОВА О. В. эксперт лаборатории проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов ГАОУ ВО
ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методическогообъединения по общему образованию(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
Нормативно-правовая основа программы
Нормативно-правовую основу настоящей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке ( русском)» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р;
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р.
Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке», входящему в образовательную область «Родной язык
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке ( русском)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, отмечается, что «общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру»..В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации.
В основу курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании младших школьников.
Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)» являются: развитие читательских умений, воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры; включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры.
В программе курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть национально-культурную специфику русской литературы; взаимосвязь русского языка и русской литературы с историей России, с материальной и духовной культурой русского народа. Эти концептуальные положения определяют особенности курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)», отличающие его от курса «Литературное чтение», входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Специфика курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)» реализована благодаря: а) отбору произведений, в которых отражается русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа, духовные основы русской культуры; б) вниманию к тем произведениям русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания ребенка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребенком окружающего мира; в) расширенному историко-культурному комментарию к произведениям, созданным во времена, отстоящие от современности; такой комментарий позволяет современному младшему школьнику лучше понять особенности истории и культуры народа, а также содержание произведений русской литературы.
Русская литература обладает высочайшей степенью эмоционального воздействия на внутренний мир младшего школьника, возможностями приобщения к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту своего народа. Обладая гуманистическим потенциалом, русская литература помогает воспитанию школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, овладению культурой межнационального общения.
Курс «Литературное чтение на родном языке ( русском)», основанный на тех же принципах, что и основной курс «Литературное чтение», предусматривает знакомство младших школьников с произведениями русской литературы, в которых наиболее ярко отражены духовные основы русской культуры, русский национальный характер, обычаи, традиции русского народа.
Курс «Литературное чтение на родном языке ( русском)» направлен на решение следующих задач:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-языковое пространство своего народа; формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
- формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе;
- обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
- формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
- совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
- развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
Как часть предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке», учебный предмет «Литературное чтение на родном языке ( русском)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры и коммуникативной компетенции. Оба курса объединяет культурно-исторический подход к представлению дидактического материала, на основе которого выстраиваются проблемно-тематические блоки программы. Каждый из проблемно-тематических блоков включает сопряжённые с ним ключевые понятия, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи. Еще одной общей чертой двух курсов является концентрирование их содержания вокруг интересов и запросов ребенка младшего школьного возраста, что находит отражение в специфике выбранных произведений. Данная программа соотносится с «Примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования» на уровне: целевые установок, концептуальных основ построения курсов; принципов отбора содержания; координации осваиваемых младшими школьниками ключевых понятий.
Содержание курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)» не предусматривает дублирования произведений, изучаемых в основном курсе литературного чтения. Курс предназначен для расширения литературного и культурного кругозора младших школьников; произведения фольклора и русской классики, современной русской литературы, входящие в круг актуального чтения младших школьников, позволяют обеспечить знакомство младших школьников с ключевыми для национального сознания и русской культуры понятиями. Предложенные для чтения и изучения младшим школьникам произведения русской литературы отражают разные стороны духовной культуры русского народа, актуализируют вечные ценности (добро, сострадание, великодушие, милосердие, совесть, правда, любовь и др.).
Место учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» «в учебном плане 34 учебные недели. За счёт регионального компонента на изучение предмета добавлена 1 учебная неделя в год . Таким образом, 35 учебных недель в 4 -х классах , предусмотренных программой, полностью реализуются. Программа составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по литературному чтению, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и рассчитана на учебную нагрузку в объёме : 1 час в неделю , 35 часов в год.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)»
Курс «Литературное чтение на родном языке ( русском)» опирается на содержание основного курса «Литературное чтение», сопровождает и поддерживает его, соотносится с включенным в него содержанием, но при этом не дублирует это содержание.
В содержании программы выделены следующие разделы:
«Виды речевой и читательской деятельности»,
«Круг детского чтения»,
«Литературоведческая пропедевтика»,
«Творческая деятельность обучающихся».
При определении содержания курса «Литературное чтение на родном языке ( русском)» в центре внимания находятся:
- Важные для национального сознания концепты, существующие в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до современности (например, доброта, сострадание, чувство справедливости, совесть и т. д.). Работа с этими ключевыми понятиями происходит на материале доступных для восприятия учащихся начальной школы произведений русских писателей, наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры. Знакомство с этими произведениями помогает младшим школьникам понять ценности национальной культурной традиции, ключевые понятия русской культуры.
- Интересы ребенка младшего школьного возраста: главными героями значительного количества произведений выступают сверстники младшего школьника, через их восприятие обучающиеся открывают для себя представленные в программе культурно-исторические понятия. В программу включены произведения, которые представляют мир детства в разные эпохи, показывают пути взросления, становления характера, формирования нравственных ориентиров; отбор произведений позволяет ученику глазами сверстника увидеть русскую культуру в разные исторические периоды. В программе представлено значительное количество произведений современных авторов, продолжающих в своем творчестве национальные традиции русской литературы, эти произведения близки и понятны современному школьнику.
- Произведения, дающие возможность включить в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других видов искусства, что позволяет представить обучающимся диалог искусств в русской культуре.
В соответствии с целями изучения предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)» и принципами построения курса содержание каждого класса включает два основных раздела: «Мир детства» и «Россия – Родина моя». В каждом разделе выделены тематические подразделы, например, в первом разделе: «Я взрослею», «Я и моя семья», «Я и книги» и т. д., во втором: «Люди земли русской», «О родной земле». Произведения каждого раздела находятся друг с другом в отношениях диалога, что позволяет обнаружить существование традиции во времени (традиционность формы произведения, темы или проблемы).
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение на родном языке ( русском)»
Результаты изучения литературного чтения на русском родном языке в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных результатов:
осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности уважительного отношения к истории и культуре других народов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих метапредметных результатов:
- Познавательные универсальные учебные действия:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
совершенствование умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление, соблюдая нормы этики и этикета;
2) коммуникативные универсальные учебные действия:
развитие умений слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
совершенствование умений определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
3) регулятивные универсальные учебные действия:
развитие умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии.
Реализация программы обеспечивает достижение следующих предметных результатов:
1) Выпускник научится:
понимать родную русскую литературу как национально-культурную ценность народа, как особый способ познания жизни, как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе изучения произведений русской литературы;
осознавать значимость чтения родной русской литературы для личного развития; для познания себя, мира, национальной истории и культуры; для культурной самоидентификации; для приобретения потребности в систематическом чтении русской литературы;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами, определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: чтение вслух и про себя, владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: умения участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные произведения;
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2) Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
создавать серии иллюстраций по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих лиц;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями.
Достижение предметных результатов четвертого года обучения:
К концу четвёртого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)» обучающийся научится:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания себя, для культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого); составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других видов искусства;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке ( русском)»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков русской литературы XIX–ХХ вв. и современной отечественной литературы, отражающие национально-культурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.
Перечень произведений, реализующих содержание программы
Четвёртый год обучения (35 ч)
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. МИР ДЕТСТВА (21 ч)
Я и книги (5 ч)
Испокон века книга растит человека
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы
«Последовательные воспоминания»).
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент).
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею (4 ч)
Скромность красит человека
Пословицы о скромности.
Е. В. Клюев. «Шагом марш».
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».
И. С. Тургенев. «Голуби».
Я и моя семья (6 ч)
Такое разное детство
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент).
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»).
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»).
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю (4 ч)
Придуманные миры и страны
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент).
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты).
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (13 ч)
Родная страна во все времена сынами сильна (3 ч)
Люди земли русской
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»).
Что мы Родиной зовём (4 ч)
Широка страна моя родная
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А. Д. Дорофеев. «Веретено».
В. Г. Распутин. «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе (4 ч)
Под дыханьем непогоды
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
А. Н. Апухтин. «Зимой».
В. Д. Берестов. «Мороз».
А. Н. Майков. «Гроза».
Н. М. Рубцов. «Во время
грозы
Структура курса учебного предмета
« Литературное чтение на родном языке (русском)»
(4 класс)
Блок | Тема | Количество часов |
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 21 | |
Я и книги | Испокон века книга растит человека | 5 |
Я взрослею | Скромность красит человека | 2 |
Любовь всё побеждает | 2 | |
Я и моя семья | Такое разное детство | 6 |
Я фантазирую и мечтаю | Придуманные миры и страны | 4 |
Повторение | 1 | |
Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | |
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 14 | |
Родная страна во все времена сынами сильна | Люди земли русской | 3 |
Что мы Родиной зовём | Широка страна моя родная | 4 |
О родной природе | Под дыханьем непогоды | 4 |
Повторение | 1 | |
Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | |
итого | 35 |
Словари и справочники серии «Словари XXI века»:
Атрошенко О. Осипова К. Русский народный календарь.
Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.
Большой фразеологический словарь русского языка. Коллектив авторов под ред. В.Н. Телия.
Большой толковый словарь синонимов русской речи. Коллектив авторов под ред. Л.Г. Бабенко.
Дядечко Л. П.Словарь крылатых слов и выражений нашего времени.
Зимин В. И. Словарь-тезаурус русских пословиц, поговорок и метких выражений.
Интернет-ресурсы
Академический орфографический словарь. URL: http://gramota.ru/slovari/info/lop (дата обращения: 10.09.2020).
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru (дата обращения: 10.09.2020).
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru (дата обращения: 10.09.2020).
Мир русского слова. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs (дата обращения: 10.09.2020).
Портал «Словари.ру». URL: http://slovari.ru (дата обращения: 10.09.2020).
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki (дата обращения: 10.09.2020).
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/ (дата обращения: 10.09.2020).
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru (дата обращения: 10.09.2020).
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru (дата обращения: 10.09.2020).
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya (дата обращения: 10.09.2020).
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm (дата обращения: 10.09.2020).
Календарно-тематическое планирование уроков
«Литературного чтения на родном языке ( русском) в 4 В классе
1 час в неделю, 35 часов в год
№ урока | Дата план. | Дата факт. | Тема урока | Количество часов | Основные требования к уровню подготовки учащихся |
*** | Раздел 1. МИР ДЕТСТВА | 21 | |||
*** | Испокон века книга растит человека | 5 | Учащиеся должны иметь общее представление: -о делении литературы на разные виды - повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования. Знать наизусть 2-3 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любимого поэта. Уметь: – читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–120 слов в минуту; – выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения; – находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; – выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор); – воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении; – находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; – практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования; – рассказывать о любимом писателе, поэте; – устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему. | ||
Вводный урок | 1 | ||||
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). | 1 | ||||
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). | 1 | ||||
Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент). | 1 | ||||
С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент). | 1 | ||||
*** | Скромность красит человека | 2 | |||
Пословицы о скромности. Е. В. Клюев. «Шагом марш». | 1 | ||||
И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша». | 1 | ||||
*** | Любовь всё побеждает | 2 | |||
Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». | 1 | ||||
И. С. Тургенев. «Голуби». | 1 | ||||
Такое разное детство | 6 | ||||
Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). | 1 | ||||
М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»). | 1 | ||||
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 1 | ||||
О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). | 1 | ||||
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 | ||||
К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент). | 1 | ||||
*** | Придуманные миры и страны | 4 | |||
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 | ||||
Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). | 1 | ||||
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | ||||
В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты). | 1 | ||||
Повторение | 1 | ||||
Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | ||||
*** | Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ | 14 | |||
*** | Люди земли русской | 3 | |||
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 1 | ||||
Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). | 1 | ||||
Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»). | 1 | ||||
*** | Широка страна моя родная | 4 | |||
А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). | 1 | ||||
А. Д. Дорофеев. «Веретено». | 1 | ||||
В. Г. Распутин. «Саяны». | 1 | ||||
Сказ о валдайских колокольчиках. | 1 | ||||
*** | Под дыханьем непогоды | 4 | |||
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». | 1 | ||||
В. Д. Берестов. «Мороз». | 1 | ||||
А. Н. Майков. «Гроза». | 1 | ||||
Н. М. Рубцов. «Во время грозы | 1 | ||||
Повторение | 1 | ||||
Проверочная работа по итогам изучения раздела | 1 | ||||
Повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 1 класс
Полное наименование программы (с указанием предмета и класса)Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русский)» Начальное общее образование (1-4 к...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса " Начальная школа 21 века"
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1-4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального госуд...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском)Пояснительная записка Статус документаРабочая программа по родной литературе (русской) разработана на основе Федерального госуда...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) 4 класс
Рабочая общеобразовательная программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русском) для 4 класса...