Разработка урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока  обучение  грамоте (чтение). Тема урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_bukva_ts_zvuk_ts.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»

(УМК «Школа России»)

1 класс

Используемые технологии: технология создания проблемных ситуаций

                                                  элементы исследовательской технологии

                                                  здоровьесберегающая технология                                                                                          

                                                  ИКТ,  проблемно-диалоговое обучение                                                                                                                                                                                                                                                                          

Оборудование: картинный словарь (демонстрационный),                                                                                                набор звуковых схем (раздаточный),  электронное приложение к «Азбуке»,                                                             ноутбук,       мультимедийный проектор.

Цели: образовательные:                                                                                                                                 - познакомить обучающихся с  буквами «Ц, ц»  и твёрдым звуком [ц];                                                                -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом;                                                                     -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания,  наглядно-образного мышления.                                                                                                                                 Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:                                                                                                                                     - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;                                                                                                                                                  -  регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;                                                                                                                                           - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;                                                                                                  - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат 

 Предметные:                                                                                                                                                        знать название и начертание буквы Ц;                                                                                                             знать звук, который обозначает буква «ц»;                                                                                          уметь работать с текстом;                                                                                                                                                     уметь читать слова, предложения с изученной буквой.

Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:                                                                                                                     уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД);                                                                                                                                                                                          уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД);                                                                                                                       уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).

Ресурсы: «Азбука», «лента букв», презентация, искусственная ёлка, разноцветные шары,  музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, карточки.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.                                                                                                                                

1.Организационный момент.

На уроке не до шуток                                                                                                                          Целых  35 минуток.                                                                                                                                     Надо быть внимательным,                                                                                                                                   Слушать обязательно

За работу нам пора,                                                                                                                                   Сядьте тихо, детвора. 

- Мы с вами начинаем   урок чтения.                                                                                                           - Чему  мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие  звуки они обозначают,  учимся читать).

2. Актуализация знаний.                                                                                                                                - А сейчас проверим ваши полученные знания.                                                                                                1)  На какие группы можно разделить все буквы алфавита?                                                                                                       (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука).  

2)   На какие две группы можно разделить все согласные?   (звонкие, и глухие)    

       Назовите согласные звонкие.  Назовите согласные глухие.                                                                                                                                                          3) А, О, У, Ы - что вы знаете об этих гласных?     (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука).                                                                                                                                                      4) Я, Е, Ё, И, Ю - что скажите об этих гласных?       (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука).                                                                                                                                                                                                                                       5) Я, Е, Ё, Ю - чем интересны эти буквы?     (Эти буквы обозначают два звука).                                                                                          

3. Постановка проблемной ситуации. 

      ( Тема и цели  урока)                                                                    

 -        Прочитайте слова на карточках.

ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА, НАЙДИТЕ ЕЁ

ЗАЯ.       КУЗНЕ.      ОГУРЕ.

Назовите букву, которая потерялась?

- (На доске Буква Ц)

-А теперь сформулируйте тему урока полностью.  

(Тема  урока «Звук [ц]  и буква Ц»)

  Давате сформулируем  цели нашего урока:

- Сегодня  мы познакомиться  с … звуком и с новой …;

-учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;

-учиться  читать … и … с новой

Цель нашей работы такова:

познакомиться с новым звуком и новой буквой;

учиться отличать новый  звук и букву от других звуков и букв;

учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой

       

   4. Выделение звуков. Знакомство с буквой ц.

Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и какие звуки она обозначает.    Отгадайте загадки. Посмотрите на слайд  

 

  1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад-

Ищет в речке лягушат.   (Цапля).

  1. Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).

  1. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры).

  • Какой первый звук услышали в этом слове?
  • Давайте еще раз произнесем звук и  прислушаемся к нему.

-  Когда  вы  произносили  звук,  воздух  выходил  свободно  или  во  рту  встретились  преграды?  (встретились  преграды)

-  Что  вам  мешало  произносить  звук? ( губы,  зубы, язык)

Вывод:  звук  [ ц ]  -  согласный.

-  Закройте  ушки  пальчиками,  произнесите  звук.

-  Как  он  звучит:  с  голосом  и  шумом  или  только  с  шумом?  (только  с  шумом)

Вывод: звук [ ц ] – глухой.

-  Назовите  слоги: (на  доске)  ЦЫ,  ЦИ

-  Что  заметили ?  (произносим  одинаково)

Вывод:  звук  [ ц ]  -  всегда  твёрдый.

-  Как  будем  обозначать  звук  [ ц ]  на схеме?  (синим  квадратиком)

  •   Общий  ВЫВОД

Звук [ ц ]   согласный, глухой, твердый звук поэтому буква Ц всегда читается твёрдо.

  • Какой буквой обозначим звук [ц]?

   Показ буквы.

Найдите место буквы Ц в алфавите. Назовите соседей буквы. А зачем нам две буквы «Ц, ц»? 

  • На что похожа буква ц?
  • Вот такая буква ц:
  • С коготочком на конце
  • Коготок-царапка,
  • Как кошачья лапка.

Физминутка.

 Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы.

(последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).

5. Первичное закрепление.                                                                                                                               1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске).                                                                                                                                                                             - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно  текст и постарайтесь запомнить  слова, в которых есть звук «ц».                                                                                                                                        

 -  Придумайте свои слова со звуком [ц], где  в слове стоит этот звук?

2)Чтение слогов  (Слайд)                                                                                                                          «цо», «цы», «це», «цу», «ца».

3) Игра.  Распределите слоги по группам (с твёрдыми и  мягкими согласными звуками).

4) Работа со звуковыми схемами (работа в парах) ( Слайд) (Магнитная касса слогов и слов) цапля,  цифры, цветы, ножницы. 

5) Чтение слов.  Работа по учебнику ( с.51).                                                                                            - Прочитайте слова, написанные в учебнике.                                                                                                     - Кто такой кузнец?  (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.)                                                                                               А есть ли другое значение у этого слова?      (Это такое насекомое).                                                                 - Что такое кузница?    (Кузница – это  место, где работает кузнец).  Слайд                                                                                                                                                              - А какую работу выполняют кузнецы? (Они  из раскалённого куска железа, куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.) 

Работа с картинкой  «Работа в кузнице - старый мастер». (Приложение № 6)                                                           

 Давайте прочитаем об этом в стихотворении.

6). Первичное чтение стихотворения.                                                                                                                        - С какой просьбой автор обратился к кузнецу?    (Подковать жеребца).                                                                                                       - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения.                                                     (Захромал мой жеребец)                                                                                                                                                       - А почему это могло произойти?      (Свободное высказывание детей).                                                                                                                                    

7). Повторное чтение стихотворения  

Физминутка   ( Встали на правую  ногу, левую ногу согнули, руки на поясе)                  

 Ох, и трудно так стоять,                                                                                                                 Ножку на пол не спускать.                                                                                                                                   И не падать, не качаться,                                                                                                                                                         За соседа не держаться.       ( Тоже самое на левой ноге).                                                                   

6.Формирование навыков чтения.

   

 - Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50

- Где происходит действие в цирке? (На арене.)

- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)

 - Кто выступает на арене? (высказывания детей)

- Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)

  Чтение рассказа на странице 52.  

Самостоятельная работа, жужжащее чтение.

 •  Чтение по цепочке по 1 предложению.

- Как можно озаглавить рассказ? (Цирк)

 - Как называются люди, которые выступают в цирке? (Циркачи.)

-Чем заняты тигры в цирке?

 - Зачитайте, что делают медведи?

 - О ком вы еще узнали? Что они делают?

- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?

- Кого можно там увидеть?

7. Оценочно-рефлексивный этап                                                                                                                 - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?   

 (С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какой звук обозначает эта буква?

- Дайте характеристику этому звуку)

   - Чему научились?                                                                                                                                                       – Какие задания вы выполняли с удовольствием?                                                                                                              – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …».

 Было интересно…

Было трудно…

8. Рефлексия деятельности (итог урока.)                                                                                                                             -   Теперь  поделитесь своим настроением с окружающими.                                                                Какой приближается праздник? (Новый год).                                                                               Сейчас мы украсим нашу ёлку. У нас на столе лежат разноцветные шары.                  

Красный - мне было интересно на уроке  и я доволен своей работой.                                                  желтый – мне не понравился  урок.                                                                                                           - Повесьте на ёлку шар, соответствующий вашему настроению.                                                                                                   - Объясните свой выбор.                                                                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Звуки д, д\'. Буква Д.

Урок обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"  "Звуки д, д\'. Буква Д построен в форме путешествия в сказочный лес. На уроке применяются разнообразные виды учебной деятельности....

Разработка урока "Звук Й, буква И -краткое"

Урок открытия новых знаний. Использование проблемно-диалогической технологии позволяет определить тему урока, ребята самостоятельно составляют план урока....

разработка урока Звук и буква Вв

разработка урока Звук и буква Вв...

Методическая разработка урока "Звук ы, буква ы ".

Урок обучения грамоте с анимированной презентацией. 1 класс...

Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.

Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте  в 1 классеТема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.  Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...