Разработка урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»
методическая разработка по чтению (1 класс)
Технологическая карта урока обучение грамоте (чтение). Тема урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_bukva_ts_zvuk_ts.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Звук [ц], буквы Ц,ц»
(УМК «Школа России»)
1 класс
Используемые технологии: технология создания проблемных ситуаций
элементы исследовательской технологии
здоровьесберегающая технология
ИКТ, проблемно-диалоговое обучение
Оборудование: картинный словарь (демонстрационный), набор звуковых схем (раздаточный), электронное приложение к «Азбуке», ноутбук, мультимедийный проектор.
Цели: образовательные: - познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом; уметь читать слова, предложения с изученной буквой.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).
Ресурсы: «Азбука», «лента букв», презентация, искусственная ёлка, разноцветные шары, музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, карточки.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
1.Организационный момент.
На уроке не до шуток Целых 35 минуток. Надо быть внимательным, Слушать обязательно
За работу нам пора, Сядьте тихо, детвора.
- Мы с вами начинаем урок чтения. - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать).
2. Актуализация знаний. - А сейчас проверим ваши полученные знания. 1) На какие группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука).
2) На какие две группы можно разделить все согласные? (звонкие, и глухие)
Назовите согласные звонкие. Назовите согласные глухие. 3) А, О, У, Ы - что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю - что скажите об этих гласных? (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я, Е, Ё, Ю - чем интересны эти буквы? (Эти буквы обозначают два звука).
3. Постановка проблемной ситуации.
( Тема и цели урока)
- Прочитайте слова на карточках.
ПОТЕРЯЛАСЬ БУКВА, НАЙДИТЕ ЕЁ
ЗАЯ. КУЗНЕ. ОГУРЕ.
Назовите букву, которая потерялась?
- (На доске Буква Ц)
-А теперь сформулируйте тему урока полностью.
(Тема урока «Звук [ц] и буква Ц»)
Давате сформулируем цели нашего урока:
- Сегодня мы познакомиться с … звуком и с новой …;
-учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
-учиться читать … и … с новой
Цель нашей работы такова:
познакомиться с новым звуком и новой буквой;
учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв;
учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой
4. Выделение звуков. Знакомство с буквой ц.
Проведем небольшую исследовательскую работу и выясним, что это за буква и какие звуки она обозначает. Отгадайте загадки. Посмотрите на слайд
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
- Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).
- Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры).
- Какой первый звук услышали в этом слове?
- Давайте еще раз произнесем звук и прислушаемся к нему.
- Когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
- Что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] - согласный.
- Закройте ушки пальчиками, произнесите звук.
- Как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
- Назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
- Что заметили ? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- Как будем обозначать звук [ ц ] на схеме? (синим квадратиком)
- Общий ВЫВОД
Звук [ ц ] согласный, глухой, твердый звук поэтому буква Ц всегда читается твёрдо.
- Какой буквой обозначим звук [ц]?
Показ буквы.
Найдите место буквы Ц в алфавите. Назовите соседей буквы. А зачем нам две буквы «Ц, ц»?
- На что похожа буква ц?
- Вот такая буква ц:
- С коготочком на конце
- Коготок-царапка,
- Как кошачья лапка.
Физминутка.
Я буду называть слова. Когда вы услышите слово, в котором есть звук [ц] хлопайте в ладоши, а если звук [с] поднимайте руки: цветок, свисток, огурцы, цепочка, сыночка, волосы, голоса, циркуль, ножницы, солнце, скворцы.
(последние два слова учащиеся должны проанализировать внимательно).
5. Первичное закрепление. 1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске). - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц».
- Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук?
2)Чтение слогов (Слайд) «цо», «цы», «це», «цу», «ца».
3) Игра. Распределите слоги по группам (с твёрдыми и мягкими согласными звуками).
4) Работа со звуковыми схемами (работа в парах) ( Слайд) (Магнитная касса слогов и слов) цапля, цифры, цветы, ножницы.
5) Чтение слов. Работа по учебнику ( с.51). - Прочитайте слова, написанные в учебнике. - Кто такой кузнец? (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). - Что такое кузница? (Кузница – это место, где работает кузнец). Слайд - А какую работу выполняют кузнецы? (Они из раскалённого куска железа, куют разные предметы: подковы, гвозди, ключи и другие вещи. Это тяжелая профессия.)
Работа с картинкой «Работа в кузнице - старый мастер». (Приложение № 6)
Давайте прочитаем об этом в стихотворении.
6). Первичное чтение стихотворения. - С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) - А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей).
7). Повторное чтение стихотворения
Физминутка ( Встали на правую ногу, левую ногу согнули, руки на поясе)
Ох, и трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. ( Тоже самое на левой ноге).
6.Формирование навыков чтения.
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 50
- Где происходит действие в цирке? (На арене.)
- Кто знает, что такое арена? (Арена – это большая круглая площадка, расположенная в центре цирка, на которой даются представления.)
- Кто выступает на арене? (высказывания детей)
- Найдите слова, в которых есть новый звук. (Мотоцикл, кольца, ...)
Чтение рассказа на странице 52.
Самостоятельная работа, жужжащее чтение.
• Чтение по цепочке по 1 предложению.
- Как можно озаглавить рассказ? (Цирк)
- Как называются люди, которые выступают в цирке? (Циркачи.)
-Чем заняты тигры в цирке?
- Зачитайте, что делают медведи?
- О ком вы еще узнали? Что они делают?
- А вы были в цирке? Вам понравилось? Почему?
- Кого можно там увидеть?
7. Оценочно-рефлексивный этап - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.
- Что вы сегодня нового узнали на уроке?
(С какой новой буквой мы познакомились сегодня?
- Какой звук обозначает эта буква?
- Дайте характеристику этому звуку)
- Чему научились? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
- Дополнить предложение: « Я теперь знаю, что …».
Было интересно…
Было трудно…
8. Рефлексия деятельности (итог урока.) - Теперь поделитесь своим настроением с окружающими. Какой приближается праздник? (Новый год). Сейчас мы украсим нашу ёлку. У нас на столе лежат разноцветные шары.
Красный - мне было интересно на уроке и я доволен своей работой. желтый – мне не понравился урок. - Повесьте на ёлку шар, соответствующий вашему настроению. - Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Звуки д, д\'. Буква Д.
Урок обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100" "Звуки д, д\'. Буква Д построен в форме путешествия в сказочный лес. На уроке применяются разнообразные виды учебной деятельности....
Разработка урока "Звук Й, буква И -краткое"
Урок открытия новых знаний. Использование проблемно-диалогической технологии позволяет определить тему урока, ребята самостоятельно составляют план урока....
разработка урока Звук и буква Вв
разработка урока Звук и буква Вв...
Методическая разработка урока "Звук ы, буква ы ".
Урок обучения грамоте с анимированной презентацией. 1 класс...
Методическая разработка к открытому уроку " Звук [ж ], буква Жж"
Презентация к открытому уроку...
методическая разработка открытого урока " Звук [ж] буква Жж"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка для 1 класса . Урок обучения грамоте в 1 классе.Тема урока: Звуки [ ж], буква Ж.
Методическая разработка для 1 класса .Урок обучения грамоте в 1 классеТема урока: Звуки [ ж], буква Ж. Учитель начальных классов: Дерипаско Лариса ВадимовнаГБОУ лицей № 64...