Методическая разработка урока "Звуки д, д'. Буква Д.
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме
Урок обучение грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100" "Звуки д, д'. Буква Д построен в форме путешествия в сказочный лес. На уроке применяются разнообразные виды учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_nesterova.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Предмет: Обучение грамоте.
Форма проведения урока: Урок - путешествие
Класс: 1
Программа: «Школа 2100»
Учитель: Нестерова Ольга Сергеевна
Тема: Звуки д, д'. Буква Д.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с новой буквой.
Задачи урока: познакомиться со звуками [д], [д'] и буквой, которая их обозначает, учить читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать фонематический слух, связную речь, навык чтения, внимание;
- воспитывать культуру поведения на уроке.
Оборудование: дидактический материал (звуковые модели слов).
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес-
Чудеса посмотреть.
Актуализация знаний.
- Сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Для чего можно пойти в лес?
- Мы пойдем с вами в сказочный лес. Как вы думаете, зачем мы пойдем в сказочный лес? Все ли буквы мы изучили? Отправляемся за новой буквой и звуками и возьмем с собой корзинки.
- Эта корзинка для букв (выставляется корзинка).
- А вот вторая корзина – для звуков. Вы ее видите? А почему?
- А почему корзинка для букв пустая, мы ведь с вами столько букв изучили, давайте соберем их в корзинку? (буквы рассыпаны по всему классу)
- На какие 2 группы делятся все буквы? (гласные, согласные)
- Какие звуки называются гласными?
- Какие звуки называются согласными?
- Какими могут быть согласные звуки? (При ответе пользуйтесь схемой)
Итак, в добрый путь! (музыка)
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем и мы в сказочном лесу.
Открытие новых знаний.
- Перед нами – дом. В этом доме живет лесовичок Дима. У него много друзей, которые приготовили для вас интересные задания.
Вас приветствует Лещий. Он нас просит сделать звукобуквенный анализ слова дом.
- Назовите первый звук в слове дом. Дайте характеристику звуку.
Составьте звуковую модель к слову дом. (1 учащийся у доски)
- Сколько слогов в слове? (1, почему)
- Будем ли в слове ставить знак ударения?
- А у лесовичка Димы есть друг Домовенок Кузя. Он просит сделать вас звукобуквенный анализ слова Дима.
- Произнесите слово Дима и потяните 1 звук.
- Что общего в звуках д, д'. (согласные, звонкие) – Чем отличаются? (д' – мягкий)
Составим звуковую модель к слову Дима. (1 ученик у доски, остальные работают с дидактическим материалом). Проверка.
- Сколько в слове слогов? Какой слог ударный? Покажите на схеме.
- Давайте знакомые звуки обозначим буквами. (ученик работает у доски)
- Какие звуки мы не обозначили? (д,д')
- Кто знает, какой буквой можно обозначить эти звуки. (работа у доски)
-Почему слово с заглавной буквы?
Звуки д, д обозначаются буквой Д. ( показ буквы). Имя этой буквы ДЭ. На каком месте в алфавите стоит буква Д на 5 месте. А почему букв две?
- Ребята, а что похожа буква Д? (Крыша домика, печная труба, колокольчик)
- На что еще похожа буква д послушайте стихотворения.
Д–этодомик аккуратный,
С высокой крышею двускатной.
Вот стоит дымок пуская
Буква Д – труба печная.
Построим букву из карандашей.
- Давайте расскажем лесовичку по схеме, что мы узнали про букву Д.
- Какую букву мы положим в корзинку? А звуки?
Лесовичок приготовил для нас игру «Поймай звук». СЛОВА: Дуб, дерево, девочки, Даша, люди, радуга, Денис, мед, подушка, дождик.
Чтение слогов и слов с новой буквой.
Домовенок Кузя предлагает нам прочитать слоги с новой буквой.
- Назовите слоги, в котором согласный звук произносится мягко.
Дядюшка Ау, предлагает нам прочитать слова с новой буквой. (дама, дума, душа, дышит)
- Что обозначает слово душа? А кто такая дама?
- Какое слово может быть «лишнее»? Почему? (дышит – обозначает действие, совершаемое каким-либо предметом, орфограмма -ши-).
- Найдите схему к каждому слову, для этого соедините линией слово с соответствующей схемой.
У лесовичка очень много дел в лесу, хоть лес и сказочный. Надо и за животными присмотреть и за деревья ухаживать. А, чтобы лес всегда был молодым и красивым лесовичок просит нас вырастить молодые деревца. Давайте поможем лесовичку. А для этого откроем азбуку на стр. 94 и прочитаем 2 столбик слов.
- Подумайте, как можно назвать эти пары слов? Докажите. Назовите корень 1 пары слов (дом).
- Назовите корень 2 пары слов (дол). (Долина - пространство вдоль реки, расположенное ниже окружающей местности). Молодцы, вот и выросло в лесу еще два деревца.
- Прочитайте самостоятельно слова 3 столбика.
-Назовите слова с корнем дым. – Подберите родственное слово (труба дымовая). Прочитайте слова с корнем дыр. Молодцы, мы еще помогли лесовичку вырастить деревца.
- А желаете еще вырастить деревце. Прочитайте 4 столбик слов и найдите слово, состоящее из корня. Назовите. Будут ли слова этого столбика родственными. Почему?
- Какие мы молодцы, сколько деревьев вырастили, помогли лесовичку. Лесовичок предлагает нам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
А потом вприсядку,
И опять вприсядку,
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Чтение текстов.
У лесовичка есть друг. Отгадайте кто это?
Кто в беретке ярко-красной
В черной курточке атласной?
Жил в дупле пустом.
Дуб долбил как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил? (дятел)
- Что вы знаете о дятле? Да, ребята, дятлы лечат деревья. Они прослушивают деревья, как доктора, выстукивают дерево своим клювом, ищут пустоту, где спрятался червяк, и приступают к операции, пока не вытащат вредителя. Вот так дятлы спасают лес.
- Дятел тоже ученик, как и вы. Учится в лесной школе. Предлагает хорошо читающим детям на стр. 95 прочитать текст «Дымок».
- Остальные дети читают текст с картинками на стр. 94.
- Что это за дерево? Дуб – лиственное крупное дерево с плотной древесиной.
- Какие слова выделены? (предлоги). - Для чего нужны предлоги?
Вопросы для тех кто читал текст «Дымок».Что произошло с дымком? (растаял). Почему? (горячий, очень торопливый, не захотел слушать трубу, труба не успела предупредить,).
Итог урока.
Нам пора возвращаться. (музыка)
По дорожке по дорожке скачем мы на левой ножке,
И по этой же дорожке скачем мы на правой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки побежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем и мы дома.
– Какую букву мы принесли из сказочного леса?
- Расскажите, что вы узнали про эту букву.
Рефлексия урока.
- Я предлагаю вам дорисовать схему – человечка. Дорисуйте колпачок и разукрасьте башмачки. Этот звуковичок остается у вас в награду за хорошую работу.
Использованные источники и литература:
- Программа «Чтение и начальное литературное образование». Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - М «БАЛАСС», 2009 г.
- Учебник Букварь. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, - М «БАЛАСС», 2009 г.
- Ожегов С. «Толковый словарь русского языка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт"
Методическая разработка урока обучения чтения в 1 классе по программе ПНШ "Согласные звуки [т] [т’], буква Тт". Познакомить учащихся с глухими согласными звуками [т] [т’] и буквой, обозначающей э...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 5:"Письмо строчных букв "у ц щ", заглавных "Ц Щ".
Цели урока:-письмо букв 3-й группы т.е. букв включающих петли и уже хнакомые элементы букв и ш у ц щ.- выявить общность движения руки при письме этих букв и разницу в исполнении петель....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 9: "Письмо строчных букв "а д ".
Сообщение темы и цели урока:- письмо букв включающих овалы и их соединений- подготовиьельные упражнения для кисти и пальцев руки: обведение росчерков в прописи....
Методическая разработка урока по обучению грамоте "Буква Х,звук [х],[х"]
Цели:1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].2. Развивать фонематический слух учащихся.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу....
Методическая разработка урока "Звук ы, буква ы ".
Урок обучения грамоте с анимированной презентацией. 1 класс...