Технологическая карта
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Гурьянова Татьяна Сергеевна

Тема урока С.А. Есенин  «Поет зима-аукает…», «Береза».

УМК «Школа России».

                     Класс: 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnol_karta_uroka_s_esenin.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока С.А. Есенин  «Поет зима-аукает…», «Береза».

УМК «Школа России».

                     Класс: 2.

                     

Цели урока:

Образовательные

ознакомить детей с краткой биографией и стихотворением С.А.Есенина «Берёза»; дать понятие олицетворение, продолжить формировать умение видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связано рассказывать о своих впечатлениях; расширять словарный запас учащихся;

Развивающие

развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления на примере сравнения картин и стихотворения, творческое воображение; способствовать развитию художественного литературного вкуса, навыков формулирования выводов;

Воспитательные

воспитывать познавательную активность учащихся; чувство прекрасного, интерес к слову, любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись;

Тип урока

комбинированный

Форма урока

фронтальная, индивидуальная, парная

УУД:

Личностные УУД

- самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности);

- смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»);

- нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор;

- ценить и принимать следующие базовые ценности:  «Родина», «природа», «семья»;

- оценка художественного текста с точки зрения  этических ценностей, ценностей гражданина России.

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- смысловое чтение;

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;  

- структурирование знаний;

- самостоятельное достраивание недостающих компонентов;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Логические универсальные действия:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

- планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником);

- постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

-коррекция и оценка действий одноклассника;

-определение способов взаимодействия с партнером, функций каждого;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Регулятивные УУД

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; последовательности действий);

- оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения);

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий;

-выполнение пробного учебного действия;

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

- определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно;

- определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;

- оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Опорные понятия, термины

стихотворение, Родина

Новые понятия

олицетворение

Формы контроля

индивидуальная

Домашнее задание

выучить стихотворение С.А. Есенина «Береза» наизусть

Оборудование

проектор, мультимедийная презентация, портрет С.А.Есенина, видеоролик с исполнением стихотворения С.А.Есенина «Береза», книги со стихотворениями С.А.Есенина, Толковый словарь,  рисунки зимней природы для оформления доски, картина художника Валерия Кравченко (с. С. Калитва) «Береза», карточки для словарной работы (1 на парту), пословицы на доске.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Орга-низаци-онный этап.

Предлагает прослушать музыкальный фрагмент из произведения Петра Ильича Чайковского «Времена года. Январь».

- Как вы думаете, как связан этот музыкальный фрагмент с темой изучаемого раздела?

Отвечают:

- Раздел называется «Люблю природу русскую. Зима.» Произведение названо «Январь» - это второй месяц зимы.

Прослушивание музыкального фрагмента Петра Ильича Чайковского «Времена года. Январь». 

Регулятивные:

организация

рабочего

места

Личностные:

Самоопреде-

ление

Коммуникативные: обращаются к своим друзьям с пожеланиями.

Готовность

учеников

к уроку.

II.Про-верка домаш-него задания.

Предлагает проверить выполнение домашнего задания - выразительное чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою…»

-А теперь прочтем стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима - аукает» (с биографией этого поэта мы пока не знакомы).

Выразительное чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою…»

и Сергея Есенина «Поёт зима - аукает»

Чтение стихотворений.

Контролировать и оценивать чтение одноклассников.

Умение читать стихотворения выразительно

III.Пос-тановка цели и задач урока. Мотива-ция учебной деятель-ности учащих-ся.

На доске пословицы

Предлагает  прочитать пословицы:

Кто за Родину горой, тот и герой.

Человек без Родины — что соловей без песни.

-Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?

О Родине. (прикрепляется  на доску слово РОДИНА).

Перед Вами портрет Есенина. Его считают певцом своей Родины.

(прикрепляется слово ЕСЕНИН)

Как Вы думаете, почему мы, когда говорим о Родине, вспоминаем поэта Есенина?

Сергей Есенин - великий русский поэт, который  своим творчеством  прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в его стихах.

Определите тему и цели урока.

Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Александровича Есенина.

Чтение пословиц,

ответы на вопросы.

Работа с Толковым словарем русского языка Ожегова - обогащение словарного запаса: введение нового термина «олицетворение». Работа с проблемной ситуацией.

Групповая технология.

Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю.

Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.

Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.

Отождествление понятий «Родина» и «Есенин».

IV. Актуализация знаний.

-Что вы знаете о Сергее Есенине?

-Послушаем сообщения ребят.

 

-Спасибо большое нашим выступающим.

Сообщение детей о С. Есенине. 

Далеко в Рязанской области на высоком берегу реки Оки стоит село Константиново.

 В большом доме, в центре села, напротив церкви, 3 октября 1895 года родился малыш, которого назвали Серёжей.

Позже его назовут великим русским поэтом -  Сергей Александрович Есенин. 

Здесь он провел своё детство.

С двух лет Серёжа был отдан на воспитание деду, у которого было трое взрослых сыновей, с которыми и протекало всё его детство. Ребята были озорные. С трёх лет они катали Серёжу на лошади без седла, он очень этого боялся и крепко держался за холку лошади.

Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега и бросал в воду. Мальчик плескал руками, начинал захлёбываться и только после этого его вынимали из воды. Плавать он все же научился.

Серёжина няня рассказывала сказки.

Дедушка пел старые, заунывные песни. По выходным дням он рассказывал библию и священную историю.

Со сверстниками же он лазал по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую ловил в маленьких озёрах. После этого, когда он возвращался домой, ему частенько влетало. Серёжа очень хорошо лазал по деревьям. Среди мальчишек был большим драчуном и ходил всегда в царапинах.

Бабушка очень любила мальчика. Дядя Серёжи очень любил его и часто брал его на Оку поить лошадей. Ночью, когда лошади пили, мальчику казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов.

Серёжа выучился читать в 5 лет, стихи начал писать с 9 лет.

Знакомство с краткой биографией С.А. Есенина.

V.Пер-вичное усвоение новых знаний.

Предлагает отгадать загадку.  

-Ребята, отгадав загадку,  Вы узнаете, как называется стихотворение Сергея Есенина, над которым мы будем сейчас работать.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

-Правильно. Стихотворение «Берёза». Это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

Предлагает прослушать аудиозапись стихотворения С. Есенина «Белая береза»

-Прослушайте аудиозапись стихотворения С. Есенина «Белая береза» и постарайтесь представить берёзу такой, какой её видел Сергей Есенин.

(ГИПЕРССЫЛКА или ФАЙЛ Есенин С.А. Белая береза)

Отгадывание загадки и определение следующей работы.

Восприятие лирического стихотворения через органы слуха.

Первичное знакомство со стихотворением.

VI.Пер-вичная проверка понима-ния.

Предлагает ответить на вопросы по первичному восприятию текста.

-Скажите, какой увидел зимнюю берёзу поэт?

В какое время года изображена береза?

- Белую.

-Зимой.

Ответы на вопросы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: овладевают умением находить необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Определение первичного усвоения текста.

VII.Сло-варная работа.

Предлагает работу по учебнику.

-Откройте учебник на с. 196.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно. Подчеркните простым карандашом в тексте непонятные слова и выражения.

-Какие слова и выражения вам непонятны?

-Одна пара ребят будет работать  по Толковому словарю. Найдите в нем значение слова бахрома.

Бахрома – это…

-Предлагаю Вам поработать с заданием в парах. Соедините слово с его лексическим значением.

 -Как вы думаете, что означает слово заря?

Я предлагаю Вам отправиться в зимний лес. Для этого необходимо подняться со своих мест и закрыть глаза.

Самостоятельное чтение стихотворения по учебнику. Подчеркивание непонятных слов и выражений. Работа с подчеркнутыми  словами.

Бахрома – тесьма для обшивки че-го-н. с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. Б. у скатерти. Брюки с бахромой.

Кайма – это полоса по краю изделия, отличающиеся цветом,          

узором, материалом.              

Кисть - это свободно свисающие нити по краю ткани.

Заря – это…яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца.

Индивидуальная работа по учебнику, с Толковым  словарем русского языка Ожегова.

VIII.Физ-культ-минутка.

Встаньте. Закройте глаза.

Представьте, что мы идём по березовому  лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки.

Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

Снежинки закружились в хороводе.

Идём дальше.

Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.

Налево, под ёлкой, сидит заяц.

Не торопясь, выходим из леса.

Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.

Присаживайтесь.

На фоне инструментальной музыки дети выполняют движения, которые говорит учитель.

IX.Пер-вичное закреп-ление.

Предлагает построчное чтение стихотворения учениками, с обсуждением (частичным анализом) каждой строфы и выводом учителя.

Первая строфа:

Что сделала береза?

Что это значит?  

Сергей Есенин наделяет неодушевленные предметы живыми качествами! Как называется этот прием?

Вторая строфа:

Что напоминает снег на ветках?

С чем поэт сравнивает снег?

Под «снежной каймой» и «белой бахромой» автор подразумевает заснеженные ветки.

Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.

Третья строфа:

Почему тишина «сонная»?

Как вы понимаете выражение: «И горят снежинки в золотом огне»?  («Горят» значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет.)

Четвертая строфа:

Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото?

В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвертой

снег опять уподобляется серебру. Как вы понимаете выражение «заря…

обсыпает ветки новым серебром»? (Заря изменяет цвет снега на ветках.)

Вывод: Значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря «обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».  Вместе с тем в  стихотворении происходит олицетворение не только  березы, но и зари.

Обобщение:

В течение какого времени происходит описание березы? Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.

Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?

Какое чувство, настроение создал поэт? 

Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

Где читать быстрее?

(Чтение текста хорошо читающими детьми).

Дети читают стихотворения по строфам , обсуждают прочитанное.

Чтение первой строфы.

-Принакрылась. 

-Берёза не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного.

 –Олицетворение.

Чтение второй строфы.

-Снег похож на кайму. 

-Снег похож на белую бахрому.

Чтение третьей строфы.

-Вокруг ни звука, ни движения, полный покой.

Чтение четвертой строфы.

-В разное время суток, при разном освещении.

-Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня.

-Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.

Первичное чтение стихотворения и его анализ.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Личностные: проявляют учебную активность.

Усвоение содержания произведения.

X.Конт-роль усвое-ния.

-Какая красивая береза получилась у Сергея Есенина.

-При помощи слов он сумел передать её красоту.

-А как еще можно показать её красоту?

-С помощью красок.

Известные художники изображали берёзу в разные времена года. Посмотрите на репродукции картин художников

Архипа Ивановича Куинджи «Березовая роща»

Игоря Иммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

-Какая из картин, по вашему мнению, больше подходит по содержанию к стихотворению «Берёза»? Докажите свой ответ.

Дети отвечают на вопросы по усвоению содержания текста. Рассматривают репродукции картин художников:

Рассматривание репродукций картин.

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: расширяют свой кругозор; осваивают умение создавать художественный образ берёзы.

Коммуникативные: слушают друг друга.

Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.

Привитие художественного и эстетического вкуса.

XI.Реф-лексия (подве-дение итогов занятия).

-Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?

Выберете и продолжите любое предложение.

-На уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

-После урока мне захотелось….

-Сегодня я сумел…..

- С.А. Есенина.

Самооценивание своей деятелности на уроке.

Самоанализ.

Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности.

Коммуникативные: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение.

Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

Самооценивание работы на уроке.

XII.Ин-форма-ция о домаш-нем задании.

выучить наизусть.

Выучить наизусть стихотворение «Берёза».

Запись детьми домашнего задания в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...