Мастер класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Мастер-класс: «Смысловое чтение» Технология критического мышления приём «Дерево предсказания»
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Учителя начальных классов, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы.
В своей работе использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление).
ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА
- Познакомить слушателей с приемом «дерево предсказания»;
- Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
- Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
- Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.
В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания», заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом:
1 «ствол дерева» - тема,
2 «ветви» - предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец,
3 «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.
- Имитационная игра.
Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».
В классе учителя начальных классов.
Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Рефлексия: цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.
Ход: Вы уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!». Вы знаете, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей и надо»?
- Работа с учениками. Я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни людей, подобных Стрекозе и Муравью.
- Задания для класса: Итак, как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
- Групповая работа. Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы. ЛИСТЫ И МАРКЕРЫ
Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).
- Обсуждение. Выскажите свои предположения. Обсудите.
- Коллективное обсуждение. Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
- Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обсудите темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
- Определите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
- Выход на творческое мышление. Предложения
- Темы творческой работы:
- «Приходи ко мне, Стрекоза!»
- «Как тебе живется, Стрекоза?»
- Судьба Стрекозы.
- Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?
- Результаты совместной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...