Мастер класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Бигдай Елена Алексеевна

Смысловое чтение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smyslovoe_chtenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Мастер-класс:

 «Смысловое чтение»

Технология критического мышления 

приём «Дерево предсказания»

         

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

      Учителя начальных классов, поставленные в условия жесткой конкуренции с современными средствами информации, находятся в постоянном творческом поиске новых методик преподавания, приемов обучения чтению художественной литературы.

      В своей работе использую приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения». Строю уроки в режиме технологии РКМЧП: вызов – осмысление содержания – рефлексия (размышление).

ПРОВЕДЕНИЕ МАСТЕР-КЛАССА

  • Познакомить  слушателей с приемом «дерево предсказания»;
  • Провести учебное занятие с использованием приема «дерево предсказания»;
  • Научить самостоятельно моделировать урок по схеме данного приема
  1.        Критическое мышление – это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это отправная точка для творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.

        В арсенале данной технологии много эффективных приемов и методов. Я хочу познакомить вас с одним из них – приемом «дерево предсказания», заимствованным из рекомендаций американского педагога Д. Бланка для работы с художественным текстом. Он адаптирован и с успехом применяется при обучении на уроках по другим учебным предметам. Этот прием дает широкие возможности для развития не только мыслительной, познавательной, но и творческой деятельности учеников.  ПРЕЗЕНТАЦИЯ

        Прием «дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом:

1 «ствол дерева» - тема,  

2 «ветви» - предположения (количество «ветвей» не ограничено) и, наконец,

3 «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Этот прием хорошо работает как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

  1. Имитационная игра.   

       Я хочу предложить вашему вниманию работу над текстом басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» на стадии рефлексии, так как эта басня знакома всем с детства и это поможет нам в понимании приема «дерево предсказаний».

         В классе учителя начальных классов.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

         Рефлексия: цель – прогнозирование дальнейшей судьбы Стрекозы.

         Ход: Вы уже знакомы с содержанием басни, позади обсуждение, анализ текста, выяснение заложенной в ней морали. Перед нами два ярких образа: трудолюбивый Муравей и бездельница Стрекоза – и мораль: «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!».  Вы знаете, что хорошо, а что плохо и что зло должно быть наказуемо. А дальше? А как в жизни? Бедная Стрекоза или «так ей  и надо»?

  1. Работа с учениками. Я предлагаю вам сейчас представить, что перед нами не басня с ее поучительным смыслом, а рассказ о жизни людей, подобных Стрекозе и Муравью.
  2. Задания для класса:   Итак, как можно продолжить рассказ о дальнейшей судьбе Стрекозы и Муравья. В центре – судьба (или будущее) Стрекозы. Используя прием «дерево предсказаний», выскажите возможные пути ее жизни и аргументируйте свои предположения.
  3. Групповая работа. Запишите в виде «веточек» ваши предположения о судьбе Стрекозы. ЛИСТЫ И МАРКЕРЫ

Каждому своему предположению дайте обоснование («листик»).

  1. Обсуждение. Выскажите свои предположения. Обсудите.
  2. Коллективное обсуждение. Запись на доске прогнозов и аргументов, составленных учениками.
  3. Вспомните, какие чувства вы испытывали, когда задумались о том, как будет жить Стрекоза дальше. Обсудите темы предстоящей творческой работы. Какая из них заинтересовала вас и в какой форме вы захотели бы поделиться своими впечатлениями? (Обсуждение)
  4. Определите ту тему сочинения, которая поможет лучше отразить вашу жизненную точку зрения.
  5. Выход на творческое мышление. Предложения
  6. Темы творческой работы:
  1. «Приходи ко мне, Стрекоза!»
  2. «Как тебе живется, Стрекоза?»
  3. Судьба Стрекозы.
  4. Какие жизненные уроки извлекла Стрекоза?

  1. Результаты совместной деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...