мастер - клас "Смысловое чтение" выступление
методическая разработка по чтению (3 класс)
Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление по смысловому чтению в начальной школе | 54.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Чтение – один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Сегодня в России в результате огромного количества перемен в жизни общества, прошедших в последние два десятилетия, статус чтения, его роль и отношение к нему заметно изменяется.
Согласно ФГОС, одним из основных метапредметных результатов образования становится умение учиться.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то проблема грамотного чтения является актуальной в современной школе и, решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.
Таким образом, чтобы воспитать грамотного читателя необходимо обучение смысловому чтению.
Что же такое смысловое чтение? Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Через смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик должен овладеть прочным и полноценным чтением. Навык чтения складывается из двух сторон: технической и смысловой. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая - это понимание содержания и смысла читаемого.
В моём 3А классе 27 человек, они очень хорошие, старательные, но некоторые читают плохо и поэтому, не всем удается быть успешными в учебе. На конец 1 четверти 3 класса проверила технику чтения (норма 60 слов в минуту) и вот какие результаты: выше нормы читают всего 26% обучающихся, норму выполнили 37% , а ниже номы читают 37 % .
Каждый учитель заинтересован в том, чтобы всех научить читать. Но как это сделать? Анализируя работу за прошлый учебный год, определила для себя проблему: низкий уровень качества чтения учащихся 2А класса. Прежде чем начать работу над этой проблемой, провела анкетирование среди своих учеников, с целью понять, почему учащиеся мало читают, что нужно сделать, чтобы стали читать больше? Провела родительское собрание на тему «Овладение навыками смыслового чтения – залог успешного обучения», познакомила родителей с результатами техники чтения в нашем классе. На собрании мы проанализировали результаты анкет и вот, что хочется сказать – начальная школа достаточно дисциплинированна. Они обязательно читают программный курс детской литературы, хуже дело обстоит с чтением свободным, 21% детей не смогли назвать фамилии любимого писателя. Главная причина, по которой дети мало читают – это увлечение компьютерными играми и просмотр телевизора (42% тратят на это свое свободное время), 13% детей честно признались в своей лени, желании погулять на улице с друзьями, 24 % - сослались на большую загруженность и отсутствие времени. В поисках решения проблемы озвучила результаты экспериментов, проводимых учеными «Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность». А ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешным. Предложила использовать прием скорочтения через работу с газетой. Согласились единогласно. Задача родителей заключалась в покупке одной любой газеты на неделю и контролю, чтобы дети приносили ее в понедельник.
Работать начали поэтапно:
- 1 этап
знакомство с общей структурой газет, с размещением публикуемых в них материалов, перечисления рубрик, имеющиеся в газетах, с которыми им предстоит работать. Учила просматривать газеты, при этом обращала внимание на заголовки статей и набранные выделенным шрифтом блоки текста, чтобы получить общее представление от номера.
- 2 этап
каждый день в начале урока чтения использовала прием «Бросай». Цель: развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Ребята выбирают статью, руки на коленях и по команде «бросай» читают вслух 2 минуты. По команде «зевай» ученики останавливаются, тянутся, зевают, кто – то встает и прохаживается. По команде «бросай палец» ребята сосредотачиваются и указывают пальцем на последнее прочитанное слово. Команды повторяются 3 раза. Далее дается команда «зачеркни», все прочитанное зачеркивается ручкой или фломастером. И теперь прошу ребят поделиться новостями. Они с удовольствием рассказывают то, о чем прочитали. Часто диалог начинается с незнакомых слов, в этом случае учитель может ответить сам или предложить посмотреть в толковом словаре значение нового слова. Такую работу проводила в системе 2 четверти подряд 5 раз в неделю (в субботу после уроков). Давайте посмотрим на результаты. (Слайд)
Проверка техники чтения 3 класс (2 – 3 четверть)
№ | ФИ | Кол – во слов в минуту до эксперимента | Кол-во слов в минуту после эксперимента | Динамика |
1 | Егор А. | 60 | 86 | 26 |
2 | Ирина А. | 60 | 84 | 24 |
3 | Люба А. | 43 | 69 | 26 |
4 | Карина Б. | 60 | 79 | 19 |
5 | Артем Б | 79 | 111 | 32 |
6 | Василиса Г. | 70 | 91 | 21 |
7 | Дмитрий Г. | 56 | 77 | 21 |
8 | Данил З. | 60 | 79 | 19 |
9 | Илья И. | 45 | 67 | 22 |
10 | Мария К. | 50 | 71 | 21 |
11 | Павел К. | 60 | 87 | 27 |
12 | Саша К. | 45 | 60 | 15 |
13 | Софья К. | 60 | 83 | 23 |
14 | Никита К. | 60 | 76 | 16 |
15 | Настя Л. | 53 | 70 | 17 |
16 | Вика М. | 34 | 65 | 31 |
17 | Кристина М. | 54 | 74 | 20 |
18 | Яна П. | 32 | 56 | 24 |
19 | Настя Р. | 71 | 97 | 26 |
20 | Дмитрий С. | 79 | 102 | 23 |
21 | Настя С. | 80 | 98 | 18 |
22 | Руслан С. | 70 | 90 | 20 |
23 | Глеб Щ. | 60 | 78 | 18 |
24 | Дмитрий Ч. | 60 | 86 | 26 |
25 | Вероника К. | 60 | 85 | 25 |
26 | Данил Х. | 49 | 75 | 26 |
27 | Владислав В. | 38 | 60 | 22 |
Так, чтение газетных статей с мелким шрифтом и множеством многосложных слов увеличило технику чтения у всех обучающихся. 26 % обучающихся прибавили от 10 до 20 слов, 67 % прибавили от 20 до 30 слов, и 7 % добавили к своей технике чтения от 30 до 40 слов в минуту. В среднем обучающиеся увеличили технику чтения на 22 слова. А совершенствование техники чтения скажется и на повышении уровня осмысленности прочитанного.
- 3 этап
отработав техническую сторону приступила к смысловой. А так, как работать с газетой ребятам очень нравится, продолжили читать газетные статьи. Только теперь у всех газета была одинаковая – свежий номер «Зейские огни», который родители покупали по пятницам.
На начальной стадии работы с газетой учитель должен сам определять статьи, подходящие ребятам для прочтения и их обсуждения. Ведь газетные статьи представлены разными жанрами: заметка, отчет, информационное сообщение, статья комментарий. К тому же для 3-классников статьи должны быть:
- не слишком большими по объему (18-20 строк газетного столбца);
- доступными для понимания по лексическому составу и тематике;
- интересными по содержанию;
- имеющими воспитательное значение.
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста: фактуальный, подтекстовый, концептуальный. На основе этого и строила свою работу. Перед вами газета. Найдите заметку «Спасли женщину из горящей квартиры» , прочитайте её вслух.
1 уровень, самый поверхностный уровень – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Прием « Факт или нет».
Сначала необходимо дать понятие «факт» - это (от лат. factum - сделанное, совершившееся) событие. Третьеклассникам дается команда «Факт или нет» и тогда они называют все факты из статьи. Например, читая статью «Для шкoльникoв Cвoбoднoгo oткpoют чeтыpe «Гaзпpoм-клacca» ( статья на слайде) ребята называют факты:
- В МОАУСОШ № 1 пpoфильныe 8, 9 и 10 клaccы «Гaзпpoмa», нaчaли paбoтaть eщe в 2015 гoдy.
- C 1 ceнтябpя этoгo гoдa пpиcтyпят eщe 25 дecятиклaccникoв,
- Ученики пoкaзaли выcoкиe peзyльтaты OГЭ пo мaтeмaтикe и физикe,
- Пpoxoдят дoпpoфeccиoнaльнyю пoдгoтoвкy, cпeцкypcы и лeтниe пpaктики.
Назовите факты из нашей статьи. (работа учителей ) По группам
1.гр. На пульт диспетчера поступило сообщение о пожаре.
2.гр. Возгорание произошло в квартире на четвертом этаже пятиэтажного дома.
3.гр.через 6 минут огнеборцы прибыли на место.
4. гр.Был виден огонь на балконе четвертого этажа.
5.гр. Обнаружена и спасена женщина.
2 уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установлением связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста. Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам, особенностям изложения фактуальной информации можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить уже в начальной школе. Научить выделять подтекстовую информацию мне помог прием «если …., то….». Цель: устное выстраивание логической цепочки обстоятельств. Называю ребятам факт, а они должны найти скрытый смысл и продолжить мое высказывание. Например, читая статью «Жypнaлиcты пoмoгли xoзяйкe «мoкpoй» квapтиpы » (статья на слайде) ученики продолжали так:
-Если она вдова ветерана войны, то женщина пожилая;
-Если её квартиру заливает водой из –за ремонта крыши, то бабушка живет на последнем этаже;
- Если в доме делают ремонт крыши, то дом старый;
- Если Галина Панкратьевна поблагодарила журналистов, то она вежливая, помнит добро.
Давайте попробуем найти подтекстовую информацию в нашей заметке. (работа учителей в группах). Я называю факт, а вы продолжаете…
1.гр.- Если на пульт диспетчера поступило сообщение о пожаре, то у нас работает служба спасения.
2.гр.- Если возгорание произошло в квартире, то нарушены правила безопасности обращения с огнем.
3. гр. – Если через 6 минут огнеборцы прибыли на место возгорания, то служба оперативная, с исправной техникой.
4. гр. – Если была проведена дымовая разведка, то у спасателей есть оборудование и спецодежда.
5.гр. - Если повреждены балкон и вещи и только 1 комната закопчена, то пожар потушили быстро.
3 уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации. Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится как раз в этой информации. Ребята должны выделить основную мысль статьи и высказать свое отношение к прочитанному. Работая со статьей «Дети – подкидыши» (статья на слайде) основной мыслью ученики назвали то, что таких младенцев стало меньше, но они есть, очень их жалко, выкармливают в больнице, без мамы. Это правильно, что депутаты принимают закон о назначении им пенсии, ведь им надо на что – то жить .
Назовите основную мысль нашей с вами статьи и выскажите свое отношение к прочитанному. ( работа учителей в группах).
- Основная мысль – Служба спасения работает быстро, совместно со скорой медицинской помощью.
- Ваше отношение к прочитанному – нужно вовремя приходить людям на помощь. Профессия пожарного очень опасная, это смелые люди совершающие подвиг каждый день. Я хотел бы стать пожарным.
Над смысловой стороной работала вначале урока чтения только четвертую четверть по 7 – 10 минут, и вот чего мне удалось добиться. Проверка осознанного чтения проводилась мной на незнакомом тексте. После текста давалось 3 вопроса и оценивалось по следующим критериям:
- ответил полностью на 3 вопроса – осознанное чтение
- ответил полностью на 2 вопроса – не полностью осознанное
- ответил только на 1 вопрос – неосознанное.
Проверка осознанного чтения 3 класс 4 четверть
(динамика выделена красным цветом)
№ | ФИ | Понимание прочитанного до эксперимента | Понимание прочитанного после эксперимента | ||||
2 осознанное | 1 не полностью | 0 неосознанное | 2 осознанное | 1 не полностью | 0 неосознанное | ||
1 | Егор А. | 1 | 2 | ||||
2 | Ирина А. | 1 | 1 | ||||
3 | Люба А. | 2 | 2 | ||||
4 | Карина Б. | 1 | 2 | ||||
5 | Артем Б | 2 | 2 | ||||
6 | Василиса Г. | 2 | 2 | ||||
7 | Дмитрий Г. | 0 | 1 | ||||
8 | Данил З. | 1 | 1 | ||||
9 | Илья И. | 0 | 1 | ||||
10 | Мария К. | 1 | 1 | ||||
11 | Павел К. | 2 | 2 | ||||
12 | Саша К. | 2 | 2 | ||||
13 | Софья К. | 1 | 1 | ||||
14 | Никита К. | 0 | 0 | ||||
15 | Настя Л. | 1 | 1 | ||||
16 | Вика М. | 0 | 1 | ||||
17 | Кристина М. | 1 | 1 | ||||
18 | Яна П. | 1 | 1 | ||||
19 | Настя Р. | 1 | 2 | ||||
20 | Дмитрий С. | 2 | 2 | ||||
21 | Настя С. | 2 | 2 | ||||
22 | Руслан С. | 1 | 2 | ||||
23 | Глеб Щ. | 2 | 2 | ||||
24 | Дмитрий Ч. | 2 | 2 | ||||
25 | Вероника К. | 2 | 2 | ||||
26 | Данил Х. | 1 | 1 | ||||
27 | Владислав В. | 0 | 0 |
Таким образом, системная работа над осмысленным чтением газетных статей снизила % обучающихся с неосознанным чтением с 19 % до 8 %. Понизился % обучающихся читающих не полностью осознанно с 44 % до 33 % . А % читающих осознанно вырос с 37 % до 52 %. Совершенствование осмысленности прочитанного скажется и на повышении техники чтения.
Необходимо развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, информацию, изложенную на страницах учебников, но и научные статьи.
Задание группам: за 5 минут придумайте задание по осмыслению текста к статье газеты.
Добиваясь осмысленного чтения, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.
Так, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...