Учебные материалы по литературному чтению
методическая разработка по чтению

Светлана Семеновна Штрак

методические материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки помощники по литературному чтению

СРАВНЕНИЕ В РЕЧИ – это образное описание предметов при помощи сопоставления одного с другим. Сравнительные обороты речи присоединяются с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО.

ЭПИТЕТ – это слова, которые называют яркий, точный или необычный, запоминающийся признак предметов, явлений, отвечают на вопросыкакой?, какая?, какое?, какие?(«полдень мглистый», «дремота жаркая», «веселья шум»).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

СПОСОБЫ РИФМОВКИ

Парная (смежная) рифма

(ААББ)

Перекрёстная

рифма

(АБАБ)

Кольцевая (опоясывающая) рифма

(АББА)

______________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Майский снег Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать. ( В.Приходько )

Слайд 3

НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрые рукиегеряположилидушистоесеновкормушку Онхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях. В.Карасёва ЛОСИ

Слайд 4

ЁЖИК … Сидит Коля Зайцев возле ПНКЬЕА , собирает ЯДОГЫ . Вдруг совсем рядом, в КТАСУХ , зашуршал кто-то. Коля РДИВНУАЗЛ кусты да как ЗКАИРЧИТ : – Смотрите, кого я НШАЁЛ ! – Это ЁИЖК , – сказала Мария Ивановна. – Ух ты, какой фыркучий! Не сердись, ПЖСИОАКЬ ! Г. Скребицкий

Слайд 5

БЕЛКА И ВОЛК БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТКОЬЛО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ. Л. Толстой

Слайд 12

( К.Д.Ушинский )


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: В.Осеева    «Волшебное слово»    

Цели урока: Познакомить с содержанием произведения   В.Осеевой    «Волшебное слово».              

  Формировать познавательную активность.  

  Воспитывать культуру речи, культуру общения.

Оборудование: презентация «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».  

                      Творческие работы детей.  Словарь синонимов.

                                 Ход урока:      

  1. Орг. момент.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

  1. Обсуждения плана работы урока.

                                      План.

Проверка домашнего задания.

Проект « Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».

Физминутка.

-Прочитайте.

-Расположите по порядку пункты плана. Кто  обоснует?

-С какого пункта начнем работу?

-В какой момент проведем физминутку?

Итак, начнем работу.

 

  1. Проверка домашнего задания.

-Как бы вы хотели проверить домашнее задание.

 а)     Работа по карточке.

-С какой целью даю работу?  

Покуда человек не говорит,

неведом дар его,

порок сокрыт.

                                   Саади.

  Мы познакомились с произведением В. Осеевой «Волшебное слово»

- И все же как,  по-вашему, есть «волшебные» слова?

- Что отвечает В.Осеева?

б)    Выборочное чтение.

                       

                                   ( Показ слайдов)

   -Найдите отрывки и зачитайте к данному слайду.

      Итог: - Какую силу имеют «волшебные» слова?

                 -Какие слова вы знаете?    

                                                                                                                                                                                                                                                                     

К какому пункту плана приступаем?

                                          Физминутка.

                                                                                                           

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише

Наши ручки поднимайте

Выше, выше, выше.

 

4. Проект «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».  

Какие человеческие качества всегда ценили люди?

                                         ( Доброта.)

Добрым быть, совсем, совсем не просто

Не зависит доброта от роста,

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

-От чего можно радоваться?

 

  Мы стали анализировать, что же происходит с нашей речью по мере нашего взросления. И стали изучать нашу речь с раннего детства. Словечки были такие же маленькие, как и мы сами.

                             (Показ творческих работ и слайдов)

           

    Мы говорили мало, но нас понимали наши близкие.

    Мы умели слушать, когда нам пели колыбельные песни, рассказывали сказки, читали книжки.

   Мы умели слышать, когда нас звала мама по имени, и мы понимали ее.

 -  Что происходит с речью по мере нашего взросления?

-  А какие слова легче произносить?

- А какие трудно?

    Но почему в нашей речи  появляются слова « сорняки »?

    Можно ли обойтись  без слов, которые засоряют нашу речь. Ведь мы знаем, что, словом можно обидеть. А больному словечко шепнул с любовью – вернул ему половину здоровья.

    Мы обратились к устному народному творчеству.  Мы собрали  пословицы, которые нас учат.

                                      (Показ творческих работ и слайдов)

Сам слушай все, но каждый раз,

Скупись, брат, на слова:

Недаром рот один у нас, а уха два.

Кто золото нашел,

Не столь уж и богат,

Кто знания обрел

Богаче во сто крат.

Мы слышали слово человека

злого –

И жаль не злость

Потраченное слово.

Мудрец – языком.

Глупец – кулаком.

Мысль уместить  

в 100 слов не мудрено,

Сто мыслей в слово умести одно.

Кто, говорит, не так уж важно.

Что говорит – важный гораздо.

 Чтоб собеседник нашу мысль постиг.

Нужней нам сердце, нежели язык.

Минута спора –

Сто дней раздора.

Разумно говорить –

 Язык твой – твой ходатай

Неумно говорить –

Язык -  твой враг заклятый.

-Чему учат эти пословицы?

-Какую бы вы взяли на вооружение?

-Я хочу вернуться  к эпиграфу. Прочитайте. Что хочется сказать?

5.    Итог урока:

- Почему проект мы назвали: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь».

- Что бы вы хотели посоветовать?

6.    Домашнее задание.

 Какое задание вы хотите предложить?

 Читать. Найти синонимы к слову «волшебный».

 Составьте советы по культуре общения.      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шер Надежда Сергеевна детская писательница автор очерка «Картины-сказки»

Слайд 2

Надежда Сергеевна Шер Детская писательница, переводчица

Слайд 3

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки - Какие жанры художественной литературы вы знаете?

Слайд 4

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки - Какие жанры художественной литературы вы знаете? -Что такое очерк ?

Слайд 5

Шер Надежда Сергеевна

Слайд 6

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки - Какие жанры художественной литературы вы знаете? -Что такое очерк ? С чем можно сравнить очерк ?

Слайд 7

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки - Какие жанры художественной литературы вы знаете? -Что такое очерк ? С чем можно сравнить очерк ? Как называют автора очерка ?

Слайд 8

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки - Какие жанры художественной литературы вы знаете? -Что такое очерк ? С чем можно сравнить очерк ? Как называют автора очерка ? Что не имеет право делать очеркист ?

Слайд 9

О каком художнике рассказывает Н. С. Шер в очерке «Картины-сказки»?

Слайд 10

Виктор Михайлович Васнецов Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи

Слайд 11

Какие факты из жизни великого художника сообщила нам автор очерка?

Слайд 12

Третьяковская галерея построена по проектам и эскизам Васнецова. Значит, Васнецов увлекался ещё и… -архитектурой.

Слайд 13

Вспомните названия картин, которые вошли в «Поэму семи сказок»

Слайд 14

1. «Спящая царевна» 2. «Баба-яга» 3. «Царевна-лягушка» 4. «Царевна Несмеяна» 5. «Кощей Бессмертный» 6. «Сивка-Бурка» 7. «Ковёр-самолёт»

Слайд 24

Найдите в тексте очерка ответы: Кто написал портрет художника?

Слайд 26

Найдите в тексте очерка ответы: Кто написал портрет художника? Где жил художник Виктор Михайлович Васнецов? Какие художники и писатели бывали в доме у Васнецова? Назовите имя любимого сказочного героя В.М.Васнецова

Слайд 27

Что для М.В. Васнецова значит слово «Родина»?

Слайд 28

«Я только Русью и жил». Эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства.

Слайд 29

Виктор Михайлович Васнецов 1848-1926

Слайд 30

Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Его называли "истинным богатырем русской живописи". Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. Но именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке",

Слайд 31

Надежда Сергеевна Шер Картины-сказки Современники отзывались о Васнецове так: “Гордиться должна Русь таким художником, как Виктор Михайлович”, “наше ясное солнышко – В. М. Васнецов. В нём бьётся особая струнка” - так характеризовал художника И. Н. Крамской. Много лет прошло с тех пор, как ушёл из жизни художник, а картины его продолжают жить – ведь в каждой из них В. М. Васнецов оставил своё изумительное мастерство, кусочек своей души, свою великую любовь к искусству и к Родине. - Благодаря кому мы так много узнали о художнике Васнецове? - Как относится Н. С. Шер к герою очерка?

Слайд 32

Домашнее задание Литературное чтение – с.133 – 140 читать, вопрос 1( устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100»

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для 1 класса программа «Школа 2100» Проверочная работа по разделу 1    «Попрыгать, поиграть…». Соедини названия прои...

Контрольно- измерительные материалы по литературному чтению 1- 4 классы

Этот материал будет полезен учителям начальных классов.В рамках внедрения ФГОС НОО при проверке техники чтения учитывается 3 компонента: БЕГЛОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ,ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.Данный текст в КИМ читае...

Конторольно-измерительные материалы по литературному чтению 1-4 класс

Данные КИМы помогут проверить метапредметные результаты у обучающихся начальных классов....

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению (тексты для чтения про себя)

Текты для чтения про себя с вопросами изаданиями для 1,2,3,4классов....

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения промежуточной аттестации в 2022/2023 учебном году по литературному чтению учащихся 4 класса УМК «Перспектива»

Назначение КИМ для проведения промежуточной аттестации (Тест Работа с текстом): на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012г. ст. № 58 (в д...