Конспект урока по литературному чтению :"Охотники на снегу"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:


Э. МОШКОВСКАЯ. «ЕСЛИ ТАКОЙ ЗАКАТ».
ПОХОД В «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ».
ИЛЛЮСТРАЦИЯ П. БРЕЙГЕЛЯ «ОХОТНИКИ НА СНЕГУ»

Цели: учить анализировать характер героя-рассказчика; закреплять умение работать с иллюстрациями.

Ход урока

I. Речевая разминка.

– Прочитайте скороговорки на доске сначала медленно, затем наращивая темп:

Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся читают стихотворение Э. Мошковской.

– Герой стихотворения уже встречался с подобной красотой, или это впервые в его жизни? Обратите внимание на те слова, которые выдают замешательство героя стихотворения. Что же делают в таких случаях?

– Герой не уверен в правильности своего поведения и поэтому два раза говорит слово «наверное». Он два раза использует словосочетание «может быть». Все это подтверждает то, что герой впервые встречается с подобной красотой.

– Герой стихотворения взрослый человек или нет? (Не взрослый человек.) Прочитайте ту строчку, которая поможет вам подтвердить ваше мнение. (То, что герой не взрослый, подтверждает строчка «а, может, надо просто скакать!».)

– Какие чувства борются в душе героя? (В душе героя борются противоречивые чувства: с одной стороны, ему кажется, что будет правильно, если выражать свое чувство восторга громко, проявлять его бурно – вставать, петь, скакать. С другой стороны, красота настолько завораживающая, что герой сомневается в правильности такого поведения: «Может быть, напротив, надо сидеть и наслаждаться молча, затаив дыхание?» – думает он.)

– Загляните в «Музейный Дом». Рассмотрите картину нидерландского художника П. Брейгеля «Охотники на снегу».

– Давно ли выпал снег? Что же важнее: то, что снег лежит плотным слоем и его очертания явно уже определились, или то, что снег белый, еще не грязный, или то, что во многих местах он уже потемневший, или то, что лед на озерах полностью чист от снега? Какое это время суток? (Охотники возвращаются с охоты, значит, это не может быть утро.) Тепло ли на улице или морозно? (Погода достаточно мягкая.) С добычей ли возвращаются охотники? Рассмотрите фигуру одного из них. (За спиной висит убитая на охоте лисица.)

– А куда же идут охотники? (Охотники возвращаются домой, а живут они где-то в низине – сейчас они спустятся вниз с горы.)

– Откуда так много собак? (Это охотничьи собаки.) Здесь изображены гончие охотничьи собаки, которые во время зимней охоты по запаху следов обнаруживают лисицу или зайца и гонят их (отсюда название «гончие»). Можно ли судить по внешнему виду этих собак, что они приспособлены для бега? Рассмотрите, какие сухопарые, вытянутые и легкие тельца у этих собак, какие тонкие ноги, приспособленные для быстрого бега. Бодрые или уставшие собаки? (Собаки понуро свесили головы, они устали.)

– Возле  дома  люди  разжигают  костер,  очевидно,  будут  готовить какую-то еду. Люди на льду катаются на коньках, удят рыбу в прорубленных лунках. Человек на мостике несет вязанку хвороста, для того чтобы топить печь.

– Прочитайте плакат Летучей Мыши.

– Посчитайте количество башенок на картине, и вы узнаете количество сел. (Башенок шесть.)

– Три самые крупные обнаружить легче всего. Три оставшиеся составляют как бы единый островок. Как его найти? Вычлените зелененький квадратик в левом верхнем углу фрагмента, который образуется стволом дерева и светлой границей горизонта. Нашли башенку, вершина которой залезает на этот квадрат? Так вот слева и справа от нее, почти на равных расстояниях, находятся еще две башенки. Левая башенка замыкает островок с домиками.

– Вернитесь к картине целиком. Попробуйте увидеть красоту этой картины. Конкретная сценка, объединяющая охотников и их собак, прекрасно сочетается с другой конкретной сценкой: люди возле дома разжигают костер. Обратите внимание на то, как от того дома, где разжигают костер, уступами спускаются вниз с горы другие дома. Найдите на первом плане кустик с оставшимися рыже-алыми листиками. Сколько здесь птиц? (Семь птиц.)

– Перейдите к обзору целого. Ведь все это включается в огромную панораму, где можно насчитать шесть деревушек, где мы видим много покрытых льдом озер и рек, огромные скалистые горы. А главное в том, что всюду – жизнь, везде – крошечные фигурки людей, занятых повседневными делами и отдыхом. Многое ли увидел Брейгель? Можно ли сказать, что он любит целый мир?

Примечание для учителя. На уроке можно заняться ответами на вопросы, которые нужно выслать в клуб «Ключ и заря». Важно, чтобы на каждой парте лежали учебник и хрестоматия, чтобы дети изучали страницу Содержание и в том и в другом пособии, листали учебники, делились впечатлениями друг с другом и с вами, советовались. Главное, чтобы они работали самостоятельно.

III. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились? Кто их авторы? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме:  И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»...

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Снег летает и сверкает» Сергей Есенин «Берёза»

Конспект урока разработан в соответствии ФГОС. Можно использовать в работе по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "В снегу стояла елочка" С. Михалков 2 класс

Конспект урока по литературному чтению: С. Михалков "В снегу стояла елочка"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" "А. Блок «На лугу», С. Маршак «Снег уже теперь не тот…»"

Цели:  знакомство учащихся со стихотворениями о весне А. Блока и С. Маршака; развитие навыков выразительного чтения, понимания и представления прочитанного....