Конспект урока по литературному чтению по произведениям Н.Сладкова "Почему ноябрь пегий?" и К.Паустовского "Первый снег"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Конспект урока по лиературному чтению. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению. 3 класс.

Тема урока: Н.Сладков  «Почему ноябрь пегий? К. Паустовский «Первый снег».

Цель урока:

1. Совершенствовать  навыки чтения целыми словами, навыки выразительного чтения, умение находить изобразительно-выразительные средства в произведении, навыки осмысленного чтения, пополнять словарный запас детей;

2. Развивать речь, внимание, мышление, память, умение оценивать себя и других;

3. Охрана здоровья;

4. Воспитание уважительного отношения и любви  к природе.      

Оборудование: В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», «Толковый словарь школьника», В.Бианки «Лесная газета», иллюстрации с осенними и зимними пейзажами ( можно презентацию с пейзажами) , карточки с цифрами, таблички Шульте для развития  скорочтения, смайлики.

Ход урока

I.  Организационный момент.

-Ребята, прочитайте, пожалуйста, имена и фамилии писателей. Внизу, под фамилиями спрятались названия их литературных произведений, с которыми мы познакомились в этом году.

Николай Сладков

Константин  Паустовский

«Л..а-п……я»

«Н….х»

«Зв…й г…ь»

«Ст…н и Ф….к»

«Б…..ий н..»

(«Лиса-плясунья»,  «Неслух»,  «Званый гость» «Степан и Фунтик»,  «Барсучий нос»)

- Кто отгадал названия?

- О чем эти произведения?

- Вы, конечно, догадались, что не случайно вспомнили их. Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями Н.Сладкова и К. Паустовского. Предположите, о чем написано в произведениях? – (ответы детей – о природе, о животных,…)

Также будем совершенствовать умение читать, находить изобразительно-выразительные средства, использованные авторами.

II. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы познакомились с еще одним выразительным средством – скрытым сравнением – метафорой.  Какие метафоры мы нашли в стихотворении С. Есенина?

- Дети отвечают (Дремлет взрытая дорога…. и т.д)

- Дома надо было выучить и выразительно рассказать это стихотворение (класс небольшой). У вас есть карточки с цифрами. Оцените, пожалуйста, каждого чтеца.

Дети читают стихотворение.

- Лучший чтец … (Итог)

III. Новая тема.

1. Подготовка к восприятию

А) Работа с таблицами Шульте (1-2 минуты)

Б) Чтение шепотом названий произведений (на обратной стороне доски)

Н.Сладков «Почему ноябрь пегий?»

К.Паустовский «Первый снег»

В) Словарная работа

 Какое слово вам непонятно? (пегий)

Прочтите про себя толкование этого слова из словаря В.И. Даля (показ «Словаря живого великорусского языка»)

Можно показать в презентации (если нет мультимедиа – можно на другой обратной  стороне доски):

Пегий – пестрый (двухцветный, пятицветный; светлые пятна по темному полю или наоборот); более говорится о лошадях (чубарая, крапчатая).

- Что вы поняли?

- Пегий – пестрый .

- А еще можно сказать о лошади : рыжепегая, буропегая, воронопегая, серопегая и т.д.

А про корову нужно говорить не пегая, а пестрая, про собаку – рябая. Слово «пегий» чаще употребляется у жителей Сибири. ( у нас).

(последние высказывания можно рассказать учителю)

- Значит, можно перевести название произведения так «Почему ноябрь пестрый?»

- Если мы начали обсуждение  непонятного слова из этого произведения, значит с ним и будем знакомиться первым. В этом произведении вам встретятся и другие слова (на доске написаны)- чтение глазами:

Переполох

Как заверещит

Пятится

- Как вы понимаете эти слова?

- Дети  сами пробуют объяснить

- А теперь послушайте объяснения из  словаря:

1. Общая, внезапная  тревога.

2. Как закричит, скороговоркой тонким голосом.

3. От слова «пята» - задняя часть ступни человека – пятиться –идти задом, подаваться вспять.

Физкультминутка для глаз :

- посмотрели на ладошки – посмотрели на слова на доске (3 раза)

- зажмурьте глаза, откройте (3 раза)

- круговые движения глазами ( в левую сторону, в правую сторону)

Г. Первичное чтение.

Нацеливание: после чтения ответить на вопрос – «Почему ноябрь пегий?»

Читают 2-3 ученика, остальные – чтение буксиром.

- Почему?

Д. Чтение цепочкой – спокойно, четко, выразительно.

 - Жанр произведения? Почему именно сказка?

Е. Чтение по ролям.

- Назовите героев сказки. Если читать по ролям, то у какого героя нет слов? (автора)

Автор – …

Медведь – …

Заяц – …

Куропатка – …

Волки – все остальные.

Оценивание словесное.

Физкультминутка

- Три медведя шли домой.

Папа был большой- большой.

Мама- чуть поменьше ростом,

А сынок – малютка просто.

Ё. Работа над содержанием.

- Почему заяц ждал снега?

-Почему медведь ждал снега?

-Кто не хотел, чтобы пошел снег?

- Похожа ли сказка на другие произведения  Н. Сладкова? (на доске)  Чем?

Ж. Выборочное чтение.

 - Какой предмет неживой природы наделен свойствами живого? Метафора

- Туча .

- Прочитайте это место.

IV. Подготовка к изучению  второго произведения.

1)- Вот что говорили про ноябрь ( пословица) – «Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат»(«Лесная газета» В. Бианки)

(В презентации  - изображения пейзажей сентября, октября, ноября, декабря)

- Мы закончили обсуждение месяца ноября и, как будто, распрощались с осенью.

- Про  декабрь что говорили на Руси?

Декабрь – студень,  декабрь – мостит,  декабрь - гвоздит,  декабрь – приколачивает, декабрь год кончает, зиму начинает, зверью всякому и птицам голодно и холодно.

Физкультминутка

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Зайцы взялись за бока,

Заплясали гопака. (прыжки)

2) Первичное чтение учителем рассказа «Первый снег» К. Паустовского.

- Закройте глаза и послушайте рассказ. (30 секунд после чтения – тишина)

 (если есть фонограмма с записью – очень хорошо)

- Чем отличается это произведение  от предыдущего? (серьезно, немного грустно, таинственно, торжественно, спокойно…)

- Какое место вам понравилось больше всего?

V,  Каким способом, какими словами  К. Паустовскому удалось передать эту таинственную ночь, затронуть ваши сердца, подумайте дома, сами. Это будет вашим домашним заданием.

VI . Итог урока:  

- У каждого на столе смайлики.  Можно прикрепить их  к доске.

- Спасибо за урок!

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по произведению Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится..."

Данный конспект содержит материал по анализу стихов Тютчева Ф.И. ,позволяющий наиболее доступно познакомить учащихся с его произведением....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Конспект урока по литературному чтению по произведению Толстого Л.Н. "Акула".3 кл.

Конспект урока включает в себя задания на развитие критического мышления....

Конспект урока по литературному чтению "Анализ произведения Д. Биссета "Хочешь, хочешь, хочешь..."

В данном конспекте показан анализ произведения Д. Биссета. Ученики знакомятся с творчеством Д. Биссета и приходят к выводу, что фантазировать и говорить неправду - это не одно и тоже. Сказка носит поу...

Конспект урока по литературному чтению "Юмористические произведения. Веселые стихи Б.Заходера."

Конспект урока + презентация по литературному чтению "Юмористические произведения. Веселые стихи Б.Заходера."...