Речь и альтернативная коммуникация "Звук р, буквы Рр".
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация для учащихся 2,3 или 4 класса по АООП для образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rech_i_alternatianaya_kommunikatsiya._bukvy_rr.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук р, буквы Рр.
Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук.
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять слова со звуком [р];
- учить определять позицию заданного звука в словах.
- учить читать слоги с буквой Р;
- учить составлять и читать слова.
Коррекционно-развивающие:
- коррегировать и развивать фонематический слух;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развитие словарногозапаса;
- развивать смысловую догадку на материале загадок.
Воспитательные:
- воспитать интерес к предмету.
Оборудование: карточки с буквами, предметные картинки, касса букв, учебник, индивидуальные карточки с печатной буквой р для обводки, интерактивная доска.
Ход урока.
1. Организационный момент
Психологический настрой
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Надуваем щеки, сдуваем щеки.
- Языком облизываем губы (Вкусное варенье).
- «Прячем конфетку во рту».
- «Чищу зубы».
- Высовываем язык, сворачиваем в трубочку и т.д.
3. Повторение изученных букв.
- Я показываю букву, вы ее называете и читаете стихотворение.
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с новым звуком и буквами, а каким вы узнаете, если определите какой звук чаще других встречается в словах.
Агния Барто «Барабан»
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.
На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
- Да это звук р и буквы Рр.
5. Работа по теме урока.
Звук.
Фонетическая зарядка. - Как рычит собака? (Р-р-р…)
Характеристика звука.
- Какой это звук? (Когда мы произносим звук [р] кончик языка поднимается кверху и дрожит).
- Можно этим звуком петь? (нет)
- Как произносится этот звук? (громко)
-Звук р согласный, звонкий.
Узнайте звук.
- Хлопаем в ладоши, если услышите звук р (репа, рука, мука, река, корм, роса, коса, сыр, сын, рот, кот)
Буква.
- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук р.
На что похожа буква.
Звук [р] обозначается буквой Р. Рассмотрим букву (фотографии на интерактивной доске):
Дрожу от страха
До сих пор! –
Воскликнуло полено, -
Похожа буква на топор
Расколет непременно!
Буква Р –рука в кармане,
Буква Р – подарок маме.
(О.Гофман)
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет небес касаясь.
Ручка круглая у трости.
Трость для деда сделал Костя.
Пальчиковая гимнастика.
Работа с индивидуальными карточками.
Обведение буквы р и нахождение этой буквы в рисунке.
- выбрать картинку со звуком р (работа не интерактивной доске).
Загадки (на доске рисунки отгадок)
- Крашеное коромысло Над рекой повисло. | Зубов много, а ничего не ест. |
Ни пера, ни крыла А быстрее орла. Только выпустит хвост Понесется до звезд. | Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь. |
Стальной конь по белому полю бегает, За собой синие следы оставляет. | Течет, течет не вытечет, Бежит, бежит не выбежит. |
В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка? | Сижу верхом не на коне, А у туриста на спине. |
Физкультминутка.
Чтение слогов с буквой Р.
Ар ор ур ыр ир
Ра ро ру ры ри
Работа по учебнику.
- Какие предметы изображены на букву р в начале слова, в конце слова, в середине слова? (роза, хор, шар, сыр, рак, пука, Рыжик, куры)
- Прочитаем слоги и слова и покажем их изображения.
Работа с иллюстрациями учебника.
- Кто изображен на рисунке? (Папа колет дрова)
-Чем занимается девочка? (Девочка выпускает пузыри)
- Что в руках у девочки справа? ( У девочки шары)
Чтение предложений и нахождение изображений.
12. Работа с текстом.
- Кто изображен внизу страницы?
- Чем они занимаются?
- Как называется текст?
Первое чтение хором.
-Кто рисовал мухомор? (Рома)
- Кто рисовал корзину с розами? (Захар)
Второе чтение текста по предложениям.
Повторное чтение текста в быстром темпе.
Итоги: - С каким звуком познакомились? (р)
- Какой это звук? (согласный, звонкий)
- Какие слова запомнили со звуком р?
Аукцион «Кто больше?» вспомнит слов со звуком р.
- Чему еще учились на уроке? (читать слова с буквой р).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речь и альтернативная коммуникация "Буква А"
Конспект индивидуального занятия по предмету Речь и альтернативная коммуникация для 1 класса детей с ОВЗ (VIII вид) на тему "Буква А"...
Речь и альтернативная коммуникация "Звук в, буквы Вв"
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2,3,4 класса, которые обучаются по АООП для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...
Рабочая тетрадь по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Учим буквы. Буква Х"
Рабочая тетрадь включает в себя задания по выделению буквы Х в словах, определению места буквы в слове, а также задания на формирование обобщающих представлений о графическом образе буквы и изучение н...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Нахождение буквы П среди других букв.
Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»
Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со звуком [о], буквами О о;- Формировать умение узнавать ...
Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»
Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со звуком [о], буквами О о;- Формировать умение узнавать ...
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация. "Звук и буква Зз. Знакомство со звуком и буквой Зз".
Звук и буква Зз. Знакомство со звукоам и буквой Зз...