Речь и альтернативная коммуникация "Звук р, буквы Рр".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Мадьярова Раушания Чагваровна

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация для учащихся 2,3 или 4 класса по АООП для образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rech_i_alternatianaya_kommunikatsiya._bukvy_rr.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук р, буквы Рр.

Цель: познакомить учащихся с новым звуком и буквой, обозначающей этот звук.

Задачи:

Образовательные:

- учить выделять слова со звуком [р];

- учить определять позицию заданного звука в словах.

- учить читать слоги с буквой Р;

- учить составлять и читать слова.

Коррекционно-развивающие:

- коррегировать и развивать фонематический слух;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развитие словарногозапаса;

- развивать смысловую догадку на материале загадок.

Воспитательные:

- воспитать интерес к предмету.

Оборудование:  карточки с буквами, предметные картинки, касса букв, учебник, индивидуальные карточки с печатной буквой р для обводки, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент 
Психологический настрой 
- Придумано кем-то 
Просто и мудро 
При встрече здороваться. 
Доброе утро! 
Доброе утро, солнцу и птицам. 
Доброе утро, улыбчивым лицам! 
-Я хочу вам пожелать, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас, ведь вы пришли заниматься, узнавать много нового. 

2. Артикуляционная гимнастика.

- Надуваем щеки, сдуваем щеки.

- Языком облизываем губы (Вкусное варенье).

- «Прячем конфетку во рту».

- «Чищу зубы».

- Высовываем язык, сворачиваем в трубочку и т.д.

3. Повторение изученных букв.

- Я показываю букву, вы ее называете и читаете стихотворение.

4. Сообщение темы и цели урока.  

- Сегодня на уроке познакомимся с новым звуком и буквами, а каким вы узнаете, если определите какой  звук чаще других встречается в словах.

Агния Барто «Барабан»

Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идёт отряд.

На парад
Идёт отряд.
Барабанщик
Очень рад:

Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!

Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!

- Да это звук р и буквы Рр.

5. Работа по теме урока.

                               Звук.

Фонетическая зарядка.  - Как рычит собака? (Р-р-р…)

Характеристика звука. 

- Какой это звук? (Когда мы произносим звук [р] кончик языка поднимается кверху и дрожит).

- Можно этим звуком петь?  (нет)

- Как произносится этот звук?  (громко)

-Звук р согласный, звонкий.

Узнайте звук.

- Хлопаем в ладоши, если услышите звук р (репа, рука, мука, река, корм, роса, коса, сыр, сын, рот, кот)

                       Буква.

- А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается звук р.

На что похожа буква.

Звук [р] обозначается буквой Р.  Рассмотрим букву (фотографии на интерактивной доске):

Дрожу от страха

До сих пор! –

Воскликнуло полено, -

Похожа буква на топор

Расколет непременно!

Буква Р –рука в кармане,

Буква Р – подарок маме.

(О.Гофман)

                             Буква Р – на мачте парус,

                            Вдаль плывет небес касаясь.

Ручка круглая у трости.

Трость для деда сделал Костя.

Пальчиковая гимнастика.

Работа с  индивидуальными карточками.

Обведение буквы р и нахождение этой буквы в рисунке.

- выбрать картинку со звуком р (работа не интерактивной доске).

 Загадки  (на доске рисунки отгадок)

- Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

Зубов много, а ничего не ест.

Ни пера, ни крыла

А быстрее орла.

Только выпустит хвост

Понесется до звезд.

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь.

Стальной конь по белому полю бегает,

За собой синие следы оставляет.

Течет, течет не вытечет,

Бежит, бежит не выбежит.

В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка?

Сижу верхом не на коне,

А у туриста на спине.

Физкультминутка.

Чтение слогов  с буквой Р.

Ар  ор  ур  ыр ир

Ра   ро  ру  ры ри

Работа по учебнику.

- Какие предметы изображены на букву р в начале слова, в конце слова, в середине слова? (роза, хор, шар, сыр, рак, пука, Рыжик, куры)

- Прочитаем слоги и слова и покажем их изображения.

Работа с иллюстрациями учебника.

- Кто изображен на рисунке? (Папа колет дрова)

-Чем занимается девочка?  (Девочка выпускает пузыри)

- Что в руках у девочки справа?  ( У девочки шары)

Чтение предложений и нахождение изображений.

12. Работа с текстом.

- Кто изображен внизу страницы?

- Чем они занимаются?

- Как называется текст?

Первое  чтение хором.

-Кто рисовал мухомор? (Рома)

- Кто рисовал корзину с розами? (Захар)

Второе чтение текста по предложениям.

Повторное чтение текста в быстром темпе.

Итоги: - С каким звуком познакомились? (р)

              - Какой это звук? (согласный, звонкий)

              - Какие слова запомнили со звуком р?

                Аукцион «Кто больше?» вспомнит слов со звуком р.

               - Чему еще учились на уроке? (читать слова с буквой р).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь и альтернативная коммуникация "Буква А"

Конспект индивидуального занятия по предмету Речь и альтернативная коммуникация для 1 класса детей с ОВЗ (VIII вид) на тему "Буква А"...

Речь и альтернативная коммуникация "Звук в, буквы Вв"

Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 2,3,4 класса, которые обучаются по АООП для образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушен...

Рабочая тетрадь по предмету Речь и альтернативная коммуникация "Учим буквы. Буква Х"

Рабочая тетрадь включает в себя задания по выделению буквы Х в словах, определению места буквы в слове, а также задания на формирование обобщающих представлений о графическом образе буквы и изучение н...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: Нахождение буквы П среди других букв.

Представлена технологическая карта по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с выраженной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»

Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со  звуком  [о],   буквами О о;- Формировать умение узнавать ...

Технологическая карта по предмету "Речь и альтернативная коммуникация".Тема: «Изучение буквы «О», конструирование буквы «О»»

Цель: формирование знаний о букве «О»;Прогнозируемые результаты: Предметные: - Познакомить детей со  звуком  [о],   буквами О о;- Формировать умение узнавать ...